Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
237372.jpgНад статьёй ведётся работа.

Китайская Народная Республика
Флаг Китая.jpg National Emblem of the People's Republic of China.svg.png
1024px-CHN orthographic.svg.png
Год основания: 1949
Официальный язык: китайский (путунхуа)
Форма правления: однопартийная республика
Столица: Пекин
Глава государства: Председатель КНР Ли Кэцян
Глава правительства: Премьер Госсовета КНР Бо Силай
Правящая партия: КПК
Государственная религия: светское государство
Территория: 9,5 млн. км²
Население 1,412 млрд. чел.
Валюта: юань

Китайская Народная Республика (кит. 中华人民共和国 чжунхуа жэньминь гунхэго) — крупнейшее государство Восточной Азии, 3-ье по размеру территории и 1-ое в мире по численности населения. Занимает 1-ое место согласно показателю валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ВВП по ППС), одна из наиболее динамично развивающихся стран, ей принадлежит значимая доля в общемировой структуре производства по многим статьям.

Китай является одним из древнейших государств на Земле, чьи корни находят во II тысячелетии до нашей эры. Будучи одной из влиятельнейших империалистических стран Азии, в настоящее время КНР имеет цель стать доминирующей державой планеты в долгосрочной перспективе (в отличие от США или России, добивающихся гегемонии в течение первой половины XXI века).

Китайская Народная Республика граничит с Монголией, Российской Федерацией, КНДР, Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой, Индией, Бутаном, Непалом, Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном, частично (по морю) соприкасается с Тайванем (см. ниже), Японией и Филиппинами.

Омывается Жёлтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Основные реки — Хуанхэ и Янцзы — являются важными транспортными артериями с незапамятных времён, также как и источниками множества наводнений.

Крупнейшие города — Шанхай, Пекин, Чэнду, Ухань, Тяньцзинь, Шэньян, Гуанчжоу, Чунцин, Ханьчжоу, Наньчан.

Государственное устройство КНР

До 1911 года китайское государство управлялось различными династиями, сменяющимися в ходе народных волнений и порождённых ими кровавых войн. Царствовавшая с 1644 года династия Цин была маньчжурской по происхождению и не пользовалась любовью простого народа. В год Синьхай (1911 год), возглавленная доктором Сунь Ятсеном революция скинула цинское владычество и положило начало Китайской Республике. Раздираемая внутренними противоречиями, она практически не существовала как единое государство.

После Гражданской войны 1946-1949 годов, власть была захвачена Коммунистической партией Китая во главе с Мао Цзэдуном. КПК заложила основы нового государства, однако волюнтаристские и радикальные меры правителя едва не поставили страну на грань национальной катастрофы. "Главный архитектор политики реформ и открытости" Дэн Сяопин положил конец маоистским экспериментам и утвердил окончательную форму политической власти.

Принятая в 1982 году Конституция определяет КНР как «социалистическое государство демократической диктатуры народа, основанной на союзе рабочих и крестьян при предводительстве рабочего класса», ведущей силой общество признаётся Коммунистическая партия Китая, а социалистический строй — основным.

ВСНП КНР.jpg

Юридически высшая власть осуществляется Всекитайским собранием народных представителей, избираемым в количестве 2980 депутатов от провинций, уездов, городов, сёл, трудовых и общественных коллективов, политических партий и подразделений армии. Абсолютное большинство (70%) всех мест в ВСНП принадлежит членам Компартии, она же и является реальным обладателем власти в государстве. Принимаемые ВСНП законы предварительно обсуждаются Центральным Комитетом КПК и Политбюро ЦК КПК, в парламенте проходит лишь окончательное одобрение для придачи им вида законности. Формально ВСНП обладает широкими правами: принятие законов, поправки в Конституцию, избрание Председателя, Вице-председателя КНР, Премьера Государственного совета КНР, членов правительства, иных лиц на важные государственные посты.

Всекитайское собрание народных представителей проводит свои сессии один раз в год. Между сессиями его полномочия осуществляются Постоянным комитетом ВСНП.

Главой государства является Председатель Китайской Народной Республики, он же, по заложенному Цзян Цзэминем принципу, совмещает свой пост с работой Генерального секретаря ЦК КПК, Центрального военного совета КНР и Военного совета ЦК КПК; таким образом, в руках Председателя республики сосредоточена высшая исполнительная, партийная и военная власть. Он осуществляет представительские функции, от лица Китайской Народной Республики заключает международные соглашения и ведёт дипломатию.

ВСНП избирает правительство — Государственный совет. Он включает в себя в Премьера Госсовета, членов Госсовета, министров, глав комитетов и иные назначенные лица. В компетенцию Госсовета входит руководство экономикой, социальными и культурными процессами в государстве, влияние на политику центральной власти в лице ЦК КПК строго ограничено, хотя с приходом Ли Кэцяна взят курс на "передачу реальной работы рынку и обществу", под чем подразумевается отход от тотального контроля центра и Госсовета над всеми процессами в обществе.

Судебная власть реализуется Верховным народным судом. С 2014 года длится кампания по повышению эффективности судопроизводства, в ходе которой происходят попытки улучшить качество защиты прав граждан, деполитизировать судебные процессы, заменяются старые консервативные судьи и прокуроры на более молодых юристов, сторонников "чистого подхода".

Административно-территориальное устройство

Карта КНР.jpg

Китайская Народная Республика является унитарным государством, в котором все регионы строго подчинены единому центру. В составе государства юридически находится 34 основных административных единицы:

23 провинции (Тайвань де-факто является независимым государством)

6 автономных районов — Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский

4 города центрального подчинения — Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин

2 особых административных района — Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао) с особым порядком самоуправления, политической и экономической самостоятельностью.

Территориальные претензии КНР

Китайская Народная Республика была образована на большей части земель бывшей Цинской империи, куда входили громадные территории от Средней Азии до морей Тихого океана, от южного Алтая до Тибета. С образования КНР и до начала Культурной революции (1966-1976), Пекин полностью утвердил свою власть над Восточным Туркестаном, Тибетом, районом Аксай-Чин и рядом районов восточного Кашмира, однако с тех пор часть территорий вокруг Китая остаются спорными.

Претензии:

к Рсссии, Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану, Бутану — отдельные пограничные районы;

к Индии — территория штата Аруначал-Прадеш;

к Японии — острова Сенкаку (Дяоюйдао);

к Вьетнаму и Филиппинам — Парасельские острова, острова Спратли.

Крупнейшей из всех территориальных проблем КНР с 1949 года и поныне остаётся остров Тайвань. Существующая на его территории Китайская Республика (ранее считавшаяся законной властью всего Китая) считает нынешний политический режим в континентальной части "коммунистическим мятежом" и не признаёт его законность, несмотря на регулярные встречи с высшим руководством КНР и немалым культурно-экономическим обменом.

Ведущими политическими силами на Тайване являются Гоминьдан и Демократическая прогрессивная партия, у которых диаметрально противоположный подход к восприятию Тайваня: если первая партия считает Тайвань частью Китая и нацелена на взаимную интеграцию с "континентом" на основе суверенитета и широкой автономии, то вторая отрицает любую возможность объединения с КНР и признаёт только курс на национальную независимость. Поддержка Тайваня Соединёнными Штатами Америки и секретные связи Российской Федерации с властями Тайваня являются сдерживающим фактором для Китайской Народной Республики.

Руководство Цзян Цзэминя

Цзян Цзэминь 1.jpg

Одной из наиболее значимых сторон "Политики реформ и открытости" Дэн Сяопина был прозападный внешнеполитический курс: Советский Союз определялся как основной враг КНР, что было одной из причин благосклонности американского бизнеса к Китаю. Тяньаньмэньский инцидент 4 июня 1989 года создал угрозу международной изоляции КНР, руководителем партии и государства был назначен Цзян Цзэминь, выходец из Шанхая. Им была сформирована так называемая "шанхайская клика" — группа консервативных партийцев, сторонников государственного капитализма и сильной центральной власти.

Цзян Цзэминь приветствовал победу левых сил 25 апреля 1991 года в России и был нацелен на всестороннее сотрудничество с Российской Федерацией после распада СССР: в молодости он обучался в Советском Союзе, любил русскую литературу и изучал русский язык. Визит Григория Явлинского 24 мая 1992 года в Пекин привёл к установлению близких отношений между двумя странами, как в идеологической сфере, так и в экономической. Несмотря на протекционистские меры, сдерживавшие проникновение китайского ширпотреба на Дальний Восток и потуги правительства РФ развивать национальное производство, до 1994 года российско-китайская торговля бурно росла, появлялись совместные предприятия, китайцы вслед за японцами решили поучаствовать в развитии особой экономической зоны "Приморье".

6 июня 1993 года Цзян Цзэминь совершил государственный визит в Россию, в Москве им и В.Д. Кулагиным была подписан "Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой", начата работа по комплексному Договору о дружбе между СНГ и КНР. Для реализации заявленной им "Азиатской межгосударственной концепции безопасности", куда должны были войти КНР, РФ и страны Средней Азии, он укреплял собственное положение в армии, спецслужбах и в партии, расширяя круг доверенных лиц, благодаря чему в 2003 году он сменил на посту Председателя КНР Ян Шанкуня.

После операции "Алый полумесяц" в Политбюро ЦК КПК стали говорить об усиливающейся активности России и потенциальной угрозе для Китая. Весной 1995 года был усилен гарнизон на спорных островах по реке Амур, которые Китай считал своими. Попытки Цзян Цзэминя уговорить Кулагина отдать острова как условие для демаркации государственной границы успеха не возымели. Губернатор Амурской области Л.В. Шарин не доверял китайской стороне и всячески препятствовал китайскому бизнесу, то же происходило в Хабаровском и Приморском краях.

В самом Китае Цзян Цзэминь продолжал усиливать личную власть и руководящую роль Коммунистической партии, пошатнувшуюся в 1989 году. В рамках этого шёл откат существующих реформ, тормозилась приватизация государственной собственности, однако под давлением ещё живого Дэн Сяопина контрреформы ограничивались лишь ускоренным развитием государственного сектора в экономике. Были предприняты меры в социальной сфере: под правительственный контроль бралось развитие сети Интернет и коммуникаций, развязана новая массовая кампания по типу борьбы с "буржуазной либерализацией" при Дэн Сяопине, преследованию подверглось широко распространённое религиозно-спиритическое движение "Фалуньгун" ("Фалунь Дафа"), лишённое материальной поддержки, а с 1997 года подвергаемое жестокому преследованию.

Цзян Цзэминь всячески стремился к демаркации границ до истечения своего периода нахождения у власти, в связи с чем настойчиво предлагал России решение вопросов по реке Амур, налаживал контакты с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, от которых также намеревался получить некоторые территории (около 5 тыс. кв.км), что вызывало возмущение в Москве. На встрече с представителями прессы в мае 1998 года А.В. Руцкой обтекаемо назвал действия Китая "потугами к земельному переделу в регионе, вызывающими беспокойство для Союза и России". Некоторые члены правительства России и Соцпартии высказывались гораздо жёстче.

4-ая индо-пакистанская война положила конец территориальной разделённости Кашмира, восстановив индийский суверенитет в полном объёме (кроме ряда районов Азад-Кашмира). Международный вес Индии существенно поднялся, тогда как КНР потеряла важного регионального партнёра в лице Пакистана, ушедшего в изоляцию. Поддержка Индии со стороны России заставила Цзян Цзэминя ужесточить дипломатию, начался отток китайского капитала из РФ. ЦК КПК принял меры для перевода полученных средств на внутренний рынок и развития производства с целью внутреннего потребления, что было важной проблемой Китая после 1978 года. При Цзян Цзэмине эта проблема решена не была, поскольку заданный Дэн Сяопином курс исходил из сохраняющихся высоких темпов роста национальной экономики за счёт стремительно растущего экспорта товаров самого широкого спектра — от одежды до сложного оборудования, с преимуществом по дешёвым ценам при низком качестве.

С 1995-1996 гг. отношения России и Китая стояли в тупике, сам Цзян Цзэминь искренне желал добиться их улучшения и сдерживал негативный настрой ряда членов ЦК КПК, лояльные ему Госсовет и Министерство иностранных дел КНР продолжали идти в русле миролюбивой политики лидера. Такое же отношение исходило и со стороны Руцкого, который сам желал быть в дружных отношениях с бурно развивающимся соседом. Но националисты в СПР требовали от Руцкого не идти на уступки. В то же время Президент пытался добиться взаимовыгодного решения территориальных споров. Поэтому вопрос решался Администрацией Президента втайне от соратников по партии. В ходе визитов Цзяна в Россию в 1997, 2000 и 2001 годах и ответного визита Руцкого в Китай в 1998 году обсуждался вопрос о территориальном урегулировании.

Наконец, развязка случилась. Во время визита Цзян Цзэминя в Москву 15-18 июля 2001 года, руководители двух государств приняли "Московское совместное заявление глав государств Китая и России". В тексте заявления и во время финальной пресс-конференции было объявлено, что «Китайская Народная Республика не считает возможным посягать на территории Российской Федерации за рекой Хэйлунцзян (Амур), а также признаёт принадлежность Курильской гряды России по итогам Второй Мировой войны», таким образом Китай открыто отказался от претензий на дальневосточные регионы России, которые часть политиков и историков в Китае считали китайскими. Впоследствии эту уступку припоминали Цзяну, но после того, как в 2005 году Ху Цзиньтао также подтвердил отсутствие посягательств на российский Дальний Восток, обвинения против Цзян Цзэминя больше не поднимались. Что касается обратных уступок, то Руцкой, к негодованию националистов, объявил о передаче КНР островов на реке Амур, прилегающих к китайскому берегу. Были также подписаны торговые договоры о создании в пограничных территориях совместных китайско-российских компаний, а также о строительстве газопровода "Великий Восток".

В начале XXI века остро встал вопрос идеологического характера. В обществе расширялся класс предпринимателей, зарождалась "красная буржуазия" — прослойка коммунистов-владельцев бизнеса. На XVI съезде КПК в ноябре 2002 года Цзян Цзэминь выступил в качестве автора концепции "трёх представительств", которая гласила — «Коммунистическая партия Китая должна представлять интересы развития передовых производительных сил, передовой китайской культуры и коренные интересы самых широких слоёв китайского населения». Эта формулировка, ставшая частью преамбулы к Уставу КПК, дала официальное признание праву крупной буржуазии и частным предпринимателям вообще считаться строителями "социализма с китайской спецификой" и становиться членами Коммунистической партии. На том же съезде "третье поколение" китайского руководства сменилось "четвёртым поколением", а новым главой партии стал Ху Цзиньтао.

Тем не менее, Цзян Цзэминь сохранил за собой значительную власть: в ЦК КПК прошло немало его сторонников, сам оставался Председателем КНР (до 2003) и Председателем Центрального военного совета (до 2005), чем сильно сдерживал самостоятельность новоизбранного руководителя. Однако ему не удалось занять позицию "теневого руководителя" (подобно Дэн Сяопину в 1978-1989 гг.), в скором времени пришлось оставить все государственные посты.

Руководство Ху Цзиньтао

(будет написано позже)

Руководство Ли Кэцяна

(будет написано позже)

Advertisement