Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Брюссельская конференция 1885 года

Колониальный раздел Африки также известен как "драка за Африку" или "гонка за Африку"(англ. Scramble for Africa, фр. Partage de l'Afrique, нем. Wettlauf um Afrika, исп. Reparto de África) — период острой конкуренции ряда империалистических держав Европы в течение короткого периода, известного как "новый империализм" (1880-191n гг.) за проведение исследовательских работ и военных операций, в конечном счёте направленных на захват новых территорий в Африке.

Хотя европейская колонизация Африки началась ещё в XV, до конца XIX - начала XX вв. державы в основном ограничивались торговыми постами на европейском побережье, редко продвигаясь вглубь континента. Отправной точкой "драки за Африку" принято считать Бухарестскую мирную конференцию по итогам Средиземноморской войны, закрепившей за Итальянской Федерацией бывшие турецкие владения в Африке - Ливию и Тунис. Двумя другими важными факторами, подстёгивавшими "гонку", являлись упадок португальской колониальной империи и стремление Германии занять своё место в ряду колониальных держав. Особое место в истории покорения "Чёрного континента" занимает Брюссельская конференция 1885 года. На ней Великие Державы впервые приняли на себя обязательства, следовавшие из наличия у них колоний и сфер влияния, и ввели в международное право принцип "эффективной оккупации", заключавшийся в обязанности государства-метрополии разрабатывать и пускать в оборот сырьевые ресурсы колоний, а при невозможности их освоить - допустить к этому иные государства и их картели.

Империалистическая политика европейских империй привела к тому, что перед Первой Мировой войной европейцам принадлежало почти 90% всех территорий в Африке, а к югу от Сахары независимость сохранили только Эфиопия, Либерия и Свободное государство Конго.

Брюссельская конференция

Предыстория

После Средиземноморской войны Италия обзавелась колониями в Африке - ей достались Ливия и протекторат над бейством Тунис, ранее принадлежавшие Османской империи. Переход страны, образовавшейся менее 40 лет назад, в число Великих Держав и колониальных империй не могло не сказаться на интересе европейцев к африканскому континенту. Уже в течение следующих трёх-четырёх лет европейские столицы вступили в ожесточённую гонку, стараясь закрепить за собой ещё неисследованные территории по праву первооткрывателей, что неизбежно вело к конфликтам между ними.

В 1883 году французский доктор и путешественник Ноэль Эжен Балле во время экспедиции в экваториальные районы Африки объявил дельту и весь бассейн исследуемой им реки Конго владениями французской короны. Параллельно с ним, в том же регионе действовал Пьер де Бразза, бельгийский первопроходец итальянского происхождения. В юности Бразза, чей древний род имел довольно тесные связи с французской аристократией, пытался поступить на службу во французский флот, однако получил отказ. Затаив обиду на французское правительство, по совету родственников он попытал удачи в Бельгии, сразу получив офицерский чин. В конце 1870-х - начале 1880-х по предложению Бразза был организован ряд экспедиций в экваториальные области Африки сперва с естественно-научными целями. Между тем, столкнувшись на месте с французским присутствием, Бразза поспешил объявить исследованные им земли владениями короля Фердинанда Бельгийского. Неизученность региона, известного европейцам под общим названием "Конго" привела к тому, что едва слухи о встрече исследователей стали просочились в прессу, общественное мнение и Парижа, и Брюсселя пришло к выводу, что Бразза и Балле объявили собственностью своих королей одну и ту же местность.

Французское правительство Вальдека-Руссо при внезапном содействии консерваторов, своих непримиримых оппонентов, потребовал от Бельгии дезавуировать действия Бразза и уволить его со службы. Премьер-министр Бельгии Вальтер Фрер-Орбан поначалу склонялся к тому, чтобы удовлетворить требования более крупного соседа, под чьим неформальным покровительством находилось королевство. Однако и общественное мнение, и наследник престола Людовик, герцог Брабантский, фактически ставший регентом при стареющем отце, были настроены продемонстрировать статус Бельгии как независимой державы и восприняли намерение Орбана как предательство национальных интересов. Отказавшись поступиться своим мнением, Фрер-Орбан посоветовал королю досрочно распустить парламент; выборы, прошедшие в середине 1884 года выборы принесли победу противникам предыдущего курса. Новый консервативный кабинет Жюля Малу отказался подчиняться французскому ультиматуму.

Скатывания конфликта в более острую фазу удалось избежать благодаря вмешательству Англии, предложившей вынести спор о принадлежности Конго на рассмотрение международной конференции. Идея нашла отклик в правящих кругах и Франции, и Бельгии, однако первая сразу же высказалась против того, чтобы конференция проводилась на британской территории. В конечном счёте в качестве местом разбирательства стала бельгийская столица, а на конференцию получили приглашения все европейские державы.

Работа конференции

Брюссельская конференция открылась 15 февраля 1885 года в Королевском дворце Брюсселя, ставшем на время её работы центром европейской и мировой дипломатии. Число представителей держав со временем менялось, поскольку та или иная страна время от времени привлекала к обсуждению вопросов другие страны, чтобы использовать их позиции к своей выгоде.

Конференция завершилась 29 мая 1885 года подписанием Заключительного акта, закрепившего основные решения дипломатов.

Британская колонизация

Установление протектората над Египтом

Колонизация Восточной Африки

Колонизация Нигерии

Освоение Южной Африки

Французская колонизация

Покорение Алжира

Установление протектората над Марокко

Колонизация Западной и Центральной Африки

Создание Свободного государства Конго

Германская колонизация

Итальянская колонизация

Бельгийская колонизация

Испанская колонизация

Португальская колонизация

Итоги колонизации

Advertisement