Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Конголезский кризис (англ.Congo Crisis, фр. Crise congolaise) — международный кризис, произошедший в 1907-1908-ом годах и связанный с планами Бельгии по продаже бельгийского Конго и конфликтом между великими державами, который возник из-за вопроса о покупатели столь обширных колониальных владений. Кризис был разрешен в ходе Бернской конференции, в рамках которого Бельгийское Конго оказалось разделено между несколькими европейскими государствами. По мнению историков, вместе с Норвежским кризисом стало одной из причин ухудшения отношений между Антантой и Великобританией и постепенному формированию в Европе двух противоборствующих военных блоков.

Предыстория

Свободное государство Конго

Флаг Свободного государство Конго, использовалось также в качестве флага Бельгийского Конго

Свободное государство Конго образовалось в 1885-ом году после Берлинской конференции, в рамках которой огромная территория Конго фактически объявлялась личной собственностью во главе с королем Бельгии Леопольдом II. Почти всех высших и средних чинов администрации подбирал лично король. В Свободном государстве не действовали какие-либо бельгийские законы, в регионе была установлена жесточайшая система эксплуатации местного населения. Законы государства предусматривали, что весь собранный местными жителям каучук должен сдаваться властям, а каждый местный мужчина должен был бесплатно отработать сорок часов в месяц. Впоследствии нормы сдачи каучука выросли во много раз, а вместо 40 часов приходилось работать на колонизаторов уже по 20-25 дней в месяц. Поскольку сбор каучука контролировала сеть агентов из разных стран Европы или США, чьё жалованье и срок службы в Африке зависели от количества поставляемого товара, то они любыми путями повышали сбор в десятки раз. Чтобы держать многомиллионное население Конго под контролем, использовались "Общественные силы" (фр. Force Publique), которая представляла собой частную армию, сформированная из ряда местных воинственных племён, под командованием европейских офицеров.

Власть бельгийской короны над Конго отличалась крайней жестокостью, по разным данным менее чем за 15 лет управления Конго в подобном режиме, жертвами бельгийского правления стали до 10 миллионов представителей самых разных конголезских племен. Особую жестокость демонстрировали набранные из местного населения бойцы "Общественных сил", которые за невыполнения работниками тех или иных норм отрубали конечности или же вовсе обезглавливали своих африканских работников.

Король Бельгии Леопольд II

Ситуация стала еще более тяжелой после того как в 1899-ом году германские войска начали свое наступление через государства Бенилюкса, вторгнувшись в том числе и в Бельгию и после нескольких недель боев оккупировав подавляющую часть страны, за исключением небольшого куска Валлонии на границе с Францией, где развернулись особо тяжелые бои. На фоне этого Леопольд II объявил о старте в своем владении программы "Все для фронта! Все для Родины!" (фр.Tout pour le front! Tout pour la patrie!), в результате нормы сбора каучука и слоновой кости были значительно повышены и местному населению приходилось работать около 29 дней в месяц. Столь жесткая эксплуатация привела к падению и без того не слишком эффективного труда в Свободном государстве, а также привело к ряду выступлений конголезских племен, которые рассчитывали на скорое прибытие германских войск и освобождение. Эти выступления были жестоко подавлены "Общественными силами", по данным комиссии Асквита, которая работала в Конго в 1913-1914 годах за время войны на территории страны было убито почти 2 миллиона человек.

Кроме того, что программа, организованная королем не привела к значительно улучшению положения Бельгии, в ходе войны на территорию Свободного государства бежало значительное число бельгийцев, которые стали свидетелями жестокости, установленного режима Свободного государства. Несмотря на то, что из-за войны свидетельства о зверствах колониальной администрации в Конго игнорировались, после того как Война освобождения подошла к концу, на них обратила внимание вся международная общественность. Перед отбытием Теодора Рузвельта на мирную конференцию в Париж группа из американских деятелей искусства, во главе с писателем Марком Твеном вручила ему послание с требованием остановить действия бельгийской короны в Конго, с похожими требованиями выступили многие писатели по всему миру в Англии, например, Артур Конан-Дойл, в Российской империи - Лев Толстой, а в Польше, вернувшийся в страну Юзеф Коженёвский, более известный как Джозеф Конрад, написавший роман "Сердце тьмы", где описал ужасы бельгийского колониального владычества. На Леопольда II, действительно оказывалась значительное давление, в том числе внутри Бельгии и не дожидаясь поднятия данного вопроса на Парижской мирной конференции, опасаясь того, что подобная ситуация может негативно сказаться на территориальных приобретениях Бельгии, в марте 1902-ого года за символическую сумму в размере 1 фунта стерлингов, продал Свободное государство Конго бельгийскому правительству, которое рассчитывало использовать богатые ресурсы этой африканской страны для восстановления государства после разрушительной войны.

Бельгийское Конго

Войска "Общественных сил" в бельгийском Конго

Несмотря на огромные ожидания, приобретение Конго стало скорее тяжелым ярмом для бельгийского правительства. Из-за особенностей репутации "Общественные силы" были распущены вскоре после процедуры продажи и были заменены бельгийскими правительственными войсками. Однако значительная часть "Общественных сил" превратилась в полноценные банды, некоторые из которых оказались столь сильными, что подняли в регионе ряд восстаний, которые бельгийские войска были вынуждены подавлять вплоть до окончательной продажи региона. Побывавший в Конго во второй раз в 1907-ом году писатель Джозеф Конрад, констатировал, что в Конго несмотря на смену власти продолжается террор, который в этот раз вновь проводится бойцами "Общественных сил", теперь уже без формального одобрения государства.

Конголезские работники, в Свободном государстве, использовались фактически в качестве рабской силы

Памфлет писателя Марка Твена "Монолог короля Леопольда в защиту его владычества в Конго", в котором изобличались преступления бельгийцев в Конго

В тоже время, надежды использовать Конго для восстановления страны становились все более и более туманными, бепьгийские правительственные силы были скованы законами и общественным вниманием, а потому не могли проводить предыдущую политику. В то же время, местное население продолжало видеть в бельгийцах врагов и куда более охотней, чем прежде присоединялось к отрядам различных разбойников, чем выполнять нормативы по сбору каучука и слоновой кости. Все сильнее становилось понятно, что Бельгийское Конго является убыточным и тяжелым ярмом висит на бельгийском бюджете. В тоже время, в стране, которая была разрушена войной набирала популярность Бельгийская рабочая партия, которая выступала против продолжения эксплуатации Конго, а правительство регулярно подвергалось критике за тот факт, что пост генерал-губернатора региона продолжал занимать Теофиль Ваи, который руководил Свободным государством с 1892-ого по момент его продажи Бельгии и при Леопольде и обвинялся в ряде преступлений. Также таяла популярность короля, который тратил большие деньги на содержание многочисленных любовниц и свой двор, в то время как страна переживала тяжелый период восстановления.

Парламентские выборы 1905 года, решение о продаже

Эдуард Ансееле, премьер-министр Бельгии в 1905-1913 годах

В 1901-ом году в Бельгии прошли парламентские выборы, которые впервые состоялись одновременно по всей стране. Победу на них вновь одержала Католическая партия, а с 1903-ого года правительство возглавил Альфонс Жак де Диксмёйде, военный герой Войны освобождения, занимавший в 1890-ые годы различные посты в администрации Свободного государства. Диксмёйде обвиняли в лоббировании интересов крупнейших колонистов и жестокости в отношении конголезского населения, кроме того его правительство, имевшее вместе с либералами большинство в парламенте отказалось от целого ряда социальных инициатив, предложенных левыми. Диксмёйде старался позиционировать себя в качестве "бельгийского Буланже", но ему явно не хватало личной харизмы, а также готовности пойти на социальные реформы по примеру Франции. В то же время, особенно в новоприобретенных немецких провинциях и особо пострадавшей от войны промышленной Валлонии, в то время как во Фландрии продолжала доминировать Католическая партия. По популярности Католической партии серьезный удар был нанесен после того, как в 1905-ом году не стало примаса Бельгии Петруса-Ламбертуса Госсенса, который считался одним из символов бельгийского сопротивления во время войны. По результатам выборов, которые прошли в ноябре 1905-ого года первое место неожиданно заняла Рабочая партия, получившая 63 места в Бельгийском парламенте, за Католической партией осталось лишь 58 мест, оставшиеся места заняли представители Либеральной партии и отколовшиеся левые представители Католической партии. Начались тяжелые переговоры о формировании коалиции, монополия Католической партии была подорвана. Либералы первоначально склонялись к альянсу со своими старыми союзниками Католиками, но выдвинули целый ряд требований, включая назначения нового премьер-министра вместе Диксмёйде на, что много лет остававшаяся "партией власти" Католическая, пойти была не готова. В то же время социалисты были готовы удовлетворить подавляющее большинство запросов либералов, желая заполучить главным образом, пост премьер-министра. В феврале 1906-ого года Либералы в среде которых было в тот момент достаточно сильно левое крыло приняли это предложение. По результатам выборов 1905-ого года было сформировано первое в истории правительство во главе которого оказались социалисты, премьер-министром стал многолетний лидер Рабочей партии Эдуард Ансееле, а его ближайший сподвижник Эмиль Вандервельде стал министром по делам Конго. При этом подавляющее большинство постов в правительстве осталось за либералами, однако социалистов и их умеренный курс на реформ это вполне устраивало.

Весной 1906-ого года по указанию Вандервельде прошел "Конголезский аудит", результатом которого стал доклад министр, в котором тот заявил о многочисленных случаев беззакония в колонии, а также крайней убыточности Конго для бельгийской казны. В то же время правительство готовило широкий пакет социальных реформ, которые требовали масштабного финансирования. Уже в феврале 1907-ого года по предложению Вандервельде и с согласия правящей коалиции началось обсуждение продажи бельгийской колонии одной из великих держав.

Продажа колонии

Первоначальный договор

После прошедшей "Войны освобождения отношения между Лондоном и Брюсселем, до этого бывшие самыми близкими достаточно быстро охладели. В Бельгии обвиняли Британию в том, что та не оказала стране необходимую помощь в один из самых сложных страны периодов и вступила в войну лишь в самом её конце. В то же время значительно укрепились отношения с Францией, сразу после того Александр Рибо занял пост премьер-министра он нанес визит в Бельгию, а потому в вопросе продажи Конго главным кандидатом являлась Франция, которая была заинтересована в приобретении столь крупной колонии, чтобы лишь сильнее закрепить статус колониальный державы. Правящей в тот момент в стране Прогрессивной Конституционной партии было крайне важно продемонстрировать высокую готовность к активным действиям во внешней политике, а приобретении огромной колонии в Африке, тем более без войны поддерживали все политические партии за исключением радикалов из СФИО, которые лишь недавно полноценно оказались представлены во французском парламенте.

Эмиль Вандервельде, 1905-1908 в правительстве Ансеелее министр по делам Конго

Сделка предполагала не только крупную финансовую выплату, но и наличие секретного протокола, который не только подтверждал приверженность Франции договору о нейтралитете Бельгии, но также предполагал "особые отношения" между Парижем и Брюсселем и готовность Франции в любой момент вступить в войну на стороне небольшого европейского государства. Это положение в договор о покупке продвигал Габриэль Аното, министр иностранных дел Франции, известный своими англофобными настроениями, которые после Войны освобождения лишь укрепились. Бельгия же в целом поддерживала данное предложение, несмотря на недовольство ряда членов Рабочей партии, которые выступали за предоставления колонии независимости в течение нескольких лет. Тем не менее, главе правительства Асеелее и министру по делам Конго Вандервельде удалось убедить однопартийцев, что процесс передачи независимости Конго затянется на неопределенно долгий период, а страна нуждается в осуществлении реформ прямо сейчас. Сделку одобрял и король Франции Филипп VIII, который после окончания войны, несмотря на Конституцию все сильнее стал вмешиваться во внутренние и внешние дела своей страны. Пресса неоднократно сообщала о том, что недоволен переговоры был король Бельгии Леопольд II, однако учитывая щекотливость данной темы, официально информацию о своей позиции он не озвучивал.

При этом все же, ключевой стороной недовольной проходящими переговорами была Великобритания, которая считая чрезвычайно опасным столь значительное усиление Франции на "черном континенте". Британский посол в Бельгии, неоднократно обращался к бельгийскому правительству, с предложением о необходимости начать переговоры между Лондоном и Брюсселем о продаже Конголезских территорий, предлагая более "справедливый" размен территорий, в частности, настаивая на передаче Британской империи Катанги. Кроме того, интерес к Конго проявляла также Португалия, ближайшая британская союзница, которая в начале XX-ого века как раз переживала бурный политический и экономический рост, а действия в колониях были одним из главных "драйверов" для этого, особенно остро продвигал этот вопрос глава правительства страны - Жоаким де Албукерке, желавший присоединить конголезские территории к своим Западноафриканским владениям. Тем не менее, в Брюсселе были твердо намерены осуществить акт продажи именно в пользу Франции и предложения Лондона и Лиссабона фактически игнорировались.

"Нота Чемберлена"

Габриэль Аното, министр иностранных дел Франции в 1903-1908 годах

В октябре 1907-ого года детали сделки по продаже бельгийского Конго были практически полностью готовы, обсуждение сделки велось уже открыто и сопровождалось ростом поддержки этой инициативы как во Франции, так и в Бельгии. В конце сентября 1907-ого года в Париже прошел "Колониальный парад", на котором среди прочего военные несли флаги бельгийского Конго. Бельгийский Сенат, который сперва был настроен скептически по отношению к сделке, взвесив все за и против теперь заявил о готовности поддержать данную инициативу, лишь небольшая группа радикальных членов Католической партии заявили о том, что не собираются поддерживать данную инициативу. Подписание договора о продаже должно было состояться 5 ноября 1907-ого года в Брюсселе и глава французского правительства Александр Рибо уже готовился к отправлению в соседнее государство, однако случилось непредвиденное.

Остин Чемберлен, в 1907-1911 годах министр иностранных дел Великобритании

Премьер-министр Великобритании Джозеф Чемберлен был возмущен происходящим на континенте и считал оскорбительным поведение Франции и Бельгии, после того как стало ясно, что шансов заставить Брюссель отказаться от сделки нет и также не удается затянуть её процесс, было принято решение действовать незамедлительно. Глава правительства, поручил своему сыну - Остину, который занимал пост министра иностранных дел подготовить ноту с осуждением инициативы, которая была выпущена "Форин офисом" 8 октября. В течение, следующих нескольких дней к осуждению подобного договора присоединилось также правительство Португалии, а затем и правительство Италии. В своей ноте Остин Чемберлен выражал озабоченность подобной инициативой и выступал за проведение полноценной международной конференции на которой были бы рассмотрены различные позиции относительно судьбы Конго. Франция и Бельгия посчитали ноту Чемберлена прямым вмешательством в дела двух независимых государств. На протяжении нескольких дней у посольства Великобритании в Париже проходили демонстрации под общим лозунгом "Réponse française aux Chamberlains" (фр. Французский ответ Чемберленам). Сначала Рибо, а затем и Асеелее заявили о своей приверженности проведения сделки, хотя она и была сдвинута на несколько дней на 10 ноября, в качестве официальной причины назывались сложности с организацией непосредственного дипломатического визита.

"Дипломатия канонерок"

После "Ноты Чемберлена" Лондон на некоторое время отказался от активных действий и наблюдал за происходящим, дипломатический кризис казалось кончился поражением Британии, однако это оказалось лишь подготовкой со стороны Британской империи. 31 октября к побережью бельгийского Конго прибыли две британские канонерские лодки "Гном" и "Чертополох", обе из которых должны были стать демонстрацией силы Британской империи, кроме того в режим повышенной боевой готовности были приведены британские силы стоящие в Танганьике и Северной Родезии, а также португальские войска в Западной Африке. Столь недружественные действия стали неожиданностью для Франции и Бельгии, которые продолжали рассматривать Лондон в качестве своего союзника, эти действия Лондона получили название "дипломатия канонерок". В Великобритании отказались связывать свои действия с происходящей сделкой, указав, что имеет места учение союзных войск, однако правительство Чемберлена вновь высказало озабоченность планами Бельгии продать Конго не посоветовавшись с другими великими державами и предложили созвать конференцию по данному вопросу в нейтральной Швейцарии и пригласить для участия в ней все государства имеющие свои интересы в Африке и Соединенные Штаты, в качестве независимого арбитра.

Оба главы правительств как французского, так и бельгийского, опасавшиеся открытых военных действий склонялись к согласию на проведение конференции, рассчитывая, что на ней удастся защитить первоначальный договор. Однако перед фактическим согласием на проведение конференции король Франции Филипп VIII, который открыто заявил, что считает сделку "состоявшимся фактом", направил письмо королю Великобритании Эдуарду VII, чей сын и наследник престола принц Георг был женат на его родной сестре с просьбой повлиять на правительства Чемберлена, но так и не получил какого-либо ответа. Подписание договора было отменено, как и визит Рибо в Брюссель, а конференция была назначена на 14 декабря. Великобританией доказала, что готова ради сохранения собственных интересов значительно ухудшить свои отношения с государством, которое еще вчера рассматривалось в качестве основного союзника на континенте.

Бернская конференция

Канонерская лодка "Гном", примерно 1907 год

На конференцию в Берне были приглашены, кроме непосредственно стран, напрямую включенных в конфликт (Великобритания, Бельгия, Франция, Португалия) все государства, имеющие колонии в Африке: Италия, Испания и Россия, также в качестве посредника в переговорах на конференцию были приглашены Соединенные Штаты, которые оказались представлены президентом Теодором Рузвельтом, который чуть больше чем за месяц до этого был переизбран на свой второй президентский срок и третий раз за десятилетие прибыл в Европу, ранее до этого он принимал участие как вице-президент в Парижской мирной конференции, а затем в 1906-ом году с визитом побывал в Великобритании. При этом, подавляющее большинство участников конференции (кроме Бельгии, Франции и Португалии, которых представляли главы правительств) были представлены министрами иностранных дел.

С самого начала конференции стало ясно, что Францию и Бельгию в желании завершить сделку поддерживает лишь Россия, в то время как все остальные великие державы либо занимали (как Испания) нейтральную позицию, либо же фактически в открытую поддерживали предложение Великобритании. Остин Чемберлен выступая на конференции, указывал, что подобное соглашение неминуемо приведет к краху баланса в Африке, который был с таким трудом установлен после подписания Версальского мира. Французская и бельгийская сторона, в свою очередь заявляла о низком доверии к данной конференции, особенно показательно вел себя Александр Рибо, неоднократно игнорируя проведение переговоров и указывая швейцарской прессе, что решение вопроса Конго в компетенции лишь двух держав Бельгии и Франции. На Бельгию же на переговорах оказывалось чрезвычайно жесткое давление, Асеелее получал множество предложений от Британии и Португалии, указывающих на необходимость отказаться от сделки с Францией и принять условия другой стороны, Остин Чемберлен не скрывал своего интереса к региону Катанги и центральному Конго, желая тем самым упрочить влияние Великобритании в центральной Африке. Португалия же заявляла о своем желании соединить по суше свою часть Конго и португальскую Западную Африку.

В конечном итоге, одно из первых социалистических правительств в Европе не выдержало столь активного давления со стороны двух влиятельных держав. Аселее объявил непосредственно перед наступлением нового года об отмене сделки с Парижем и необходимости поиска нового решения, которые как раз и представили Великобритания и Португалия. Согласно планам двух государств Конго фактически оказалась бы разделена между тремя государствами - Францией, Великобританией и Португалией. Наибольшие территории отходили все-таки Франции, речь шла про наиболее Северные части провинции, включая один из крупнейших город провинции Стэнливиль, по линии которого как раз должен был пройти раздел, с британской частью. Великобритания в свою очередь претендовала на присоединенные к Бельгии бывшие германские колонии Руанду-Бурунди, а также значительных территорий Южнее Стэнливиля по договору должны были отойти Великобритании, особенный интерес Лондон проявлял по отношению к району Катанги - самого богатого полезными ископаемыми региона Конго, несмотря на то, что к 1907-ом году еще не началось полноценное использование бельгийский исследователь Жюль Корнэ еще в конце XIX века назвал провинцию "геологической сенсацией". Кроме доступа к огромным геологическим ресурсам в Катанги о которых британское правительство если напрямую не знало, то догадывалось об огромном экономическом потенциале региона. Кроме того, желание присоединить Катангу было также продиктовано желание Великобритании облегчить реализацию проекта "Панафриканской железной дороги", идею которой активно продвигал Джозеф Чемберлен. Наконец, остававшаяся в начале XX-ого века крупнейшей мировой экономикой и ключевым кредитором других государств, Лондон был готов заплатить Бельгии за свои территории сумму, чуть меньшую, чем изначально договаривалась Бельгия и Франция за всю территорию бельгийского Конго, что безусловно было крайне выгодно, более того, Остин Чемберлен заявил Аселее о планах по списанию части Бельгийских долгов, которые государство накопило за время военных действий. Ключевой интерес Португалии заключался в соединений своих колоний Анголы и небольшого португальского Конго, также Лиссабон претендовал на столицу бельгийского Конго Леопольдвиль, который пусть и был крайне небольшим поселением, но тем не менее имел стратегическое значение. Предложение Португалии было финансово поддержано Великобританией, а потому также являлось достаточно выгодным для правительства Бельгии. Фактически Асеелее в этот период вел переговоры именно с Лондоном и Лиссабоном, отказавшись от тесных контактов с Францией.

Договор между Бельгией, а также Британией и Португалией были сформированы уже к середине января и вскоре стали предметом общественного обсуждения, Франция была вынуждена фактически подстраиваться под условия держав "поделивших" Бельгийское Конго. Несмотря на то, что Александр Рибо 17 января заявил протест против договоров, его позиция не получила поддержки. Даже ближайший союзник Франции - Российская империя, заняла примирительную позицию, призвав Францию согласиться на сделку в нынешнем виде. Кроме того даже в правящей в стране Прогрессивной Конституционной партии были сильны опасения, что дальнейший демарш со стороны премьер-министра может привести к тому, что Конго "уйдет с молотка" без какого-либо участия Франции, что обернется еще более острым поражением на внешнеполитической арене, сам Рибо, по воспоминаниям близких к нему людей опасался того, что Англия которая почти не пострадала от войны может решиться на прямое применение силы против своего вчерашнего союзника. Понимая, что его политической карьере скорее всего придет конец, Рибо 25 января заявил премьеру Бельгии, что он готов рассмотреть новое соглашение по которому Франция получала Северное Конго. В ходе переговоров Португалия после обращения Великобритании также согласилась уступить Франции и контроль над Леопольдвилем, что выглядело в качестве еще более тяжелого унижения французского внешнего курса.

Бернская конференция подошла к концу 1 февраля 1908-ого года после того как было официально объявлено о разделе Конго между тремя европейскими державами, бюджет Бельгии значительно пополнился, Англия утвердила свое положение в качестве гегемона "черного континента", а по внешнеполитическим амбициям Франции был нанесен достаточно сильный удар.

Последствия

Александр Рибо во время конференции в Берне

Конголезская конференция нанесли достаточно сильный урон и без того ухудшившимся в последние годы франко-британским отношениям, подобное унижение Франции во внешней политике стало тяжелым ударом после долгих лет правления Буланже за время правления которого Франция практически всегда реализовывала свои интересы. В провале покупки Конго был обвинен непосредственно Рибо, в следующие несколько месяцев против него была начата активная кампания в оппозиционной пресса, что привело к тому, что Рибо в начале апреля 1908-ого года ушел в отставку. В этот момент добиться заключения коалиционного соглашения удалось двум другим "пост-буланжистским партиям" - "Союзу возрождения Франции" и "Французскому действию", на пост премьер-министра вернулся приемник Буланже Поль Дерулед. За полтора года пока Дерулед возглавлял Францию, ухудшились отношения Парижа не только с Англией, но и с Россией, которую Дерулед обвинил в предательстве союзных интересов. Тем не менее, союзные отношения между двумя странами восстановились уже после распада коалиции, выдвинувшей Деруледа.

Ключевым выгодоприобретателем от приобретения Конго стала безусловно Великобритания, Чемберлен, который подвергался критики со стороны Либеральной партии за безосновательные траты, достаточно быстро обосновал необходимость покупки покупки Конго, после того как в конце 1908-ого года в Катанге начала работать компания Tanganyika Concessions Limited, которая в короткие сроки стала одним из лидеров по добычи меди в мире. Через Катангу также началась прокладка Панафриканской железной дороги, которая хоть и несколько раз откладывалась и в конечном итоге была закончена лишь в 1934-ом году стала крайне важным инфраструктурным проектом. Для Португалии покупка куска бельгийского Конго помогла объединить свои разделенные колонии, а также закрепили Португалию и в без того крепком союзе с Англией. Вскоре после окончания конференции, в 1908-ом году Карлуш I посетил новоприобретенные португальские колонии, став первым со времен Жуана VI королем, посетившим португальские заморские территории, а уже в конце 1908-ого года состоялась свадьба наследника престола, будущего короля Луиша II и принцессы Патриции Коннаутской, которая приходилась племянницей британскому монарху Эдуарду VII.

Добыча меди на одном из британских предприятий в Конго

Тем не менее, несмотря на плюсы от приобретения новых территорий, всем трем государствам (особенно Британии) пришлось столкнуться с высочайшим уровнем разбоя в колонии, еще на протяжении нескольких лет военным европейских держав приходилось бороться с различными бандами, наводнившими Конго. Условия труда в регионе значительно улучшились по сравнению с бельгийским правлением и тем более, условиями Свободного государства, однако положение африканского населения оставалось достаточно тяжелым, особенно тяжело приходилось африканцам на строительстве проходящих через Конго участков Панафриканской железной дороги. Через несколько лет после покупки, в 1914 году правительство маркиз Лансдауна одобрило создание комиссии в которую вошли представители всех партий и возглавил Генри Асквит. Целью парламентской комиссии было расследование преступлений руководство Свободного государства в отношении черного населения региона, именно работа данной комиссии позволила получить первые четкие статистические данные о количестве убитых за годы бельгийского колониального владычества, комиссия Асквита пришла к выводу, что с 1885-ого по 1908-ой годы население Бельгийского Конго по разным причинам сократилось практически в полтора раза. После публикации данных по всей территории разделенного Конго прокатилась волна переименований, так, например Леопольдвиль, получил название Филиппвиль.

Многое приобрела от продажи и непосредственно Бельгия, несмотря на ухудшившиеся отношения с Францией, правительство Асеелее получила значительные финансовые возможности для осуществления целого ряда социальных реформ, которые она планировала. Их осуществление помогло социалистическому правительству в Бельгии, вместе с правительством Пилсудского в Польше оказаться одним из самых успешных подобных левых правительств межвоенного периода. Правительство Асеелее и его приемников сначала в коалиции с либералами, а с 1913 года и самостоятельно осуществило целый ряд реформ в Бельгии и в конечном итоге Рабочая партия Бельгии находилось у власти в стране вплоть до начала 1920-ых годов.

Африка после 1908 года

Advertisement