Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Королевство Испания
130px-Flag of Cross of Burgundy.svg.png Испанский герб (с 1579).png
Год основания: 1469 (брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского)

1516 (единое королевство)

Девиз: Plus ultra
Официальный язык: Испанский
Форма правления: Монархия
Титул правителя: Король
Правящая династия: Трастамара/Габсбурги
Законодательный орган: Кортесы
Столица: Толедо (до 1561)

Мадрид (с 1561)

Религия: Католицизм
Площадь: 574 750 км² км²
Население: 9 500 000 чел. чел.
Валюта: Реал
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]

Королевство Испания (исп. Reino de España; официальное название - Королевство Кастилии и Арагона, исп. Reino de Castilla y Aragón) - государство на Пиренейском полуострове. Образовано в 1469 году посредством династической унии Кастилии и Арагона, которые, несмотря на это, остались отдельными образованиями, объединенными лишь де-факто.

Государственное устройство

Династический союз 1469 года стал лишь первым шагом к единому государству: в 1475 году Изабелла посредством Сеговийских соглашений предоставила своему мужу власть в Кастилии, а в 1481 году получила равные с супругом права в Арагоне. Таким образом, оба королевства оказались под управлением одной семьи. Однако закреплено единство обеих корон было лишь в 1516 году, когда Испания перешла во владение Фердинанда VI.

Следует отметить, что сами Кастилия и Арагон также являются лишь "федерациями": Арагонская корона состояла из королевств Мальорки, Сицилии, Валенсии и княжества Каталония, а Кастильская - из королевств Кастилии, Леона, Мурсии, Галисии, Толедо, Мурсии, Севильи, Хаэна и Кордовы.

Регионально-сословные собрания в обеих королевствах - кортесы, впервые созванные в Кастилии в 1137 году. Первоначально в кортесах могли участвовать только дворяне и духовенство. Лишь в 1188 году в кортесах получили представительства горожане.

Список королей

Арагон

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Martin I.jpg Мартин I
(1356–1410)
Мария де Луна
(1396–1406)
19 мая 1396 31 мая 1410 Сын Педро IV
Маргарита де Прадес
(1409–1410)
Ferdinand 1.jpg Фернандо I Справедливый

(1380–1416)

Элеонора д’Альбукерке

(1395–1416)

28 июня 1412 2 апреля 1416 Племянник Мартина I
Альфонсо Пятый.JPG Альфонсо V Великодушный

(1396–1458)

Мария Кастильская

(1415–1458)

2 апреля 1416 27 июня 1458 Сын Фернандо I
Хуан Безверный.png Хуан II Безверный
(1398–1479)
Бланка I Наваррская
(1419–1441)
27 июня 1458 20 января 1479 Сын Фернандо I, брат Альфонсо V
Хуана Энрикес
(1444–1468)

Кастилия

Enrike 3.jpg
Энрике III

(1379–1406)

Екатерина Ланкастерская

(1388–1406)

8 октября 1390 25 декабря 1406 Сын Хуана I
Второй Хуан Второй.jpg Хуан II
(1405–1454)
Мария Арагонская
(1420–1445)
25 декабря 1406 20 июля 1454 Сын Энрике III
Изабелла Португальская
(1447–1454)
Henry IV.jpg Энрике IV
(1425–1474)
Бланка Наваррская
(1440–1453)
22 июля 1454 11 декабря 1474 Сын Хуана II
Жуана Португальская
(1455–1474)

Единое королевство (с 1469 года)

Изабелла Кастильская.jpeg Изабелла I Католичка
(1451–1504)
Фердинанд II Арагонский
(1469–1504)
13 декабря 1474
в Кастилии
26 ноября 1504
в Кастилии
Дочь Хуана II Кастильского
14 апреля 1481
в Арагоне
Фердинанд II.jpg Фердинанд V и II Католик
(1452–1516)
Изабелла I Кастильская
(1469–1504)
15 апреля 1475
в Кастилии
Сын Хуана II Арагонского
20 января 1479
в Арагоне
23 января 1516
в Арагоне
Анна Висконти
(1506–1516)
Fernand Habsburg.JPG Фердинанд VI

(1503–1564)

Изабелла Португальская

(1525–1538)

23 января 1516 25 июля 1564 Внук Фердинанда V и Изабеллы I

История:

Арагон и Кастилия до 1469 года

Уже в начале XV века оба пиренейских королевства претерпели определенные изменения: в 1410 году скончался последний король Арагона из Барселонского дома Мартин I Гуманный. Наследник Мартина, также Мартин, за год до смерти отца погиб на Сардинии, также не оставив наследников. Началось арагонское междуцарствие, во время которого на трон претендовали Фердинанд Трастамара, сын сестры умершего короля и короля Кастилии Хуана I; Хайме, граф Урхельский, представитель младшей линии Барселонского дома; и, наконец, Людовик Анжуйский, внук Хуана I Охотника по матери.

Поначалу симпатии арагонской знати склонялись на сторону Людовика Анжуйского: вскоре один из его сторонников, архиепископ Сарагосы, был убит сторонником Хайме Урхельского. Но Людовик, занятый войной за Неаполь, не мог предоставить лояльной ему знати должной защиты, в результате чего многие из них перешли на сторону Фердинанда - будучи в то же время и регентом Кастилии (управляя оной за своего малолетнего племянника Хуана II), он смог переманить на свою сторону большую часть знати, а возмущение анжуйской и урхельской партий ему удалось подавить при поддержке кастильских войск. В 1412 году Фердинанд стал новым королем Арагона, в обмен на что гарантировал определенные свободы дворянству королевства. Став королем, Фердинанд был вынужден продолжать борьбу с Хуаном Урхельским - тот не собирался так просто сдаваться и в 1414 году графство Урхель было оккупировано и присоединено к королевству. Кроме того, в 1416 году Фердинанд перестал оказывать поддержку антипапе Бенедикту XIII. В том же году король и скончался в возрасте тридцати семи лет.

Власть перешла к сыну Фердинанда, Альфонсо V, который переориентировался на итальянскую политику: в 1421 году он был усыновлен бездетной королевой Неаполя Джованной II. Но попытка Альфонсо навести порядок при неаполитанского дворе королеве не понравилась и она призвала против своего "наследника" старого врага, Людовика Анжуйского. Он при поддержке миланских войск вторгся в Неаполитанское королевство и взял арагонского короля в плен при осаде Гаэты (1423). Тогда же миланская армия при поддержке флота Генуи высадилась на Сардинии и при поддержке местных жителей захватила ее. Альфонсо V был вынужден признать захват Сардинии Миланом и Людовика в качестве короля Неаполя. В 1434 году, после смерти Людовика, Альфонсо решил вновь попытать счастье и высадился в Италии при поддержке Папы Римского Евгения, но был разгромлен армией под командованием кондотьера Франческо Сфорца. Арагонские короли были вынуждены отказаться от претензий на Неаполь.

В остальном же правление Альфонсо в Арагоне было относительно мирным: он способствовал расцвету ренессанса в Барселоне, покровительствуя многочисленным ученым и поэтам при дворе - особенно итальянцам, бежавшим из Италии от тирании Милана. События в соседней Кастилии шли несколько иначе: еще в 1406 году здесь воцарился кузен Альфонсо, Хуан II, при котором уже в 1420-ых годах страной правил его фаворит, Альваро де Луна, который находился в конфликте с т.н. "арагонскими инфантами" - потомством короля Фердинанда, в т.ч. и с королем Альфонсо, поддерживавшим своих братьев. Инфантов поддерживала и часть кастильской знати, поэтому Альваро де Луна искал союза с мелким дворянством и горожанами. Однако, разобравшись после долгой борьбы с инфантами - в 1429 году они были изгнаны в Арагон - де Луна столкнулся в 1440-ых годах с влиянием второй жены короля, Изабеллы Португальской, которая сумела добиться казни всесильного фаворита в 1453 году.

В 1454 году Хуан II скончался, оставив престол сыну Энрике. Новый король не смог даже консуммировать брак с первой женой, Бланкой и все время доказывал также политическую несостоятельность, оказавшись в зависимости от своего фаворита Хуана Пачеко. Кроме того, Энрике оказался втянут в начатый еще его отцом конфликт со знатью: в 1456 году те даже провозгласили королем младшего брата Энрике, Альфонсо, однако король разбил мятежников, а его брат неожиданно умер. Наследницей Энрике стала его сестра Изабелла - свою дочь от второй жены Энрике не признал. Но в 1468 году Изабелла, вопреки требованиям брата, вступила в брак с наследником арагонского короля Хуана Безверного, Фердинандом и была лишена наследования. Наследницей все-таки стала дочь Энрике, Хуана, чье происхождения все еще оставалось сомнительным.

В 1474 году Энрике скончался и в Кастилии началась война за трон.

Правление Изабеллы и Фердинанда V

Правление Фердинанда VI

Advertisement