ФЭНДОМ

Литовское королевство
[[Image:{{{Флаг}}}|146px|{{{Флаг}}}]] [[Image:{{{Герб}}}|145px|{{{Герб}}}]]
Год основания: 1918
Официальный язык: Литовский
Форма правления: Конституционная Парламентская Монархия
Главы государства: Короли Литвы
Столица: Вильнюс
Религия: Светское государство
Площадь: 80,000 км²
Население: 4 000 000 чел.
Валюта: Лит
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]
Литва (литовский: Lietuva) - одна из двух прибалтийских стран в Европе, марионеточное немецкое королевство в Центральной Европе, граничащее с Германией и Польшей на Западе, Объединенным Балтийским герцогством на севере, Беларусией на востоке и Украиной на юге.

Список королей

Имя Портрет Супруг (а) Правление
1 Миндаугас II

(1864-1928)

150px-Mindaugas II Амалия Баварская (1865-1912)

Вильтруда Баварская (1884-1975)

11 июля 1918 24 марта 1929
2 Витовт II

(1899-1981)

Mindaugas III Габриэль фон Вальдбург-Траухбург

(1910-2005)

24 марта 1929 194X

Список премьер-министров

Имя Портрет В должности Партия
1 Антанас Сметона

(1874-1944)

273px-Sennecke - Antanas Smetona, 1929 4 апреля 1919 19 июня 1920 Партия национального прогресса
2 Стасис Шилингас

(1885-1962)

200px-ŠilingasSt 19 июня 1920 17 декабря

1926

Сантара
3 Леонас Бистрас

(1890-1971)

Leonas Bistras 17 декабря 1926 194X

Литовские христианские демократы

История

История Литовского Королевства начинается еще в 13 веке, с объединения балтийских племен под властью Миндаугаса, который принял христианство и был коронован как первый король Литвы. Несмотря на то, что вскоре он был убит своими соперниками и полное крещение государства пришлось отложить, главное наследие Миндаугаса - объединенная литовская нация - сохранилось. Литва была последним европейским государством, принявшим христианство, а затем объединившимся с Польшей в так называемую Речь Посполитую.

Как и его партнер, Литва была уничтожена в ходе разделов Речи Посполитой, и почти вся страна была аннексирована Российской Империей. Однако дух литовского народа держался и укреплялся в это время. Неудачные восстания 1830 и 1863 годов усугубили бремя аннексии-Вильнюсский университет был расформирован Царистами, а губернаторство Михаила Муравьева-Виленского положило начало программе массовой русификации, начатой с запрета литовской печати в 1864 году. Литовцы ответили уникальным для них во всей истории явлением - контрабандой книг (кныгнешяй). 40-летний период русификации ознаменовался началом Литовского национального возрождения. Это был период, когда развивалась современная литовская нация, и многие великие писатели создавали произведения от ее имени.

Кульминацией национального возрождения стал большой Вильнюсский Сейм 1904 года, на котором собравшиеся представители интеллигенции и Литвы провозгласили право Литвы на автономию в составе Российской Империи. В то время как литовцы добились отмены запрета на печать, раздувание пламени революции 1905 года положило конец надеждам на свободу. Таким образом, литовцы повернули на Запад - если случится Великая война между Германией и Россией, и Россия потерпит поражение, возможно, литовцы смогут достичь своей цели на всю жизнь...

И таким образом, началась Первая Мировая Война. Избранный Вильнюсской конференцией в 1917 году Совет Литвы был первым демократически избранным органом на литовской земле, представляющим литовский народ. Ее стремление провозгласить независимость Литвы уступало только давлению, окружавшему ее со всех сторон. Под руководством Антанаса Сметоны ей пришлось тщательно маневрировать против немецких требований, чтобы объявить о союзе и тесных отношениях, если не о прямой аннексии Германии. С другой стороны, военная администрация обер - Оста позволила совету действовать вопреки своим сепаратистским намерениям-это был важный козырь в оправдании уступки Литвы на переговорах по Брест-Литовскому договору.

За короткий промежуток времени Литовский совет обнародовал не менее трех деклараций независимости - одну 11 декабря 1917 года, которая провозгласила Литву связанной с Германией постоянными узами, повторение этого акта 8 января 1918 года и заключительный акт 16 февраля, в котором были опущены любые упоминания о союзе с Германской империей и объявлено, что связи Литвы с любыми иностранными державами, а также ее форма правления будут решаться демократически избранным Учредительным собранием. Эти акты не удовлетворили ни администрацию обер-Оста, ни сам Совет. Немцы хотели не чего иного, как продиктованной сверху декларации, которая дала бы им полную марионеточную власть над молодым государством. Однако сам Совет был идеологически расколот. Антанаса Сметону, которого социал-демократы считали слишком прогерманским и промонархистским, в начале года сменил Йонас Басанавичюс,” Патриарх нации", уважаемый как правыми, так и левыми. Однако, хотя его руководство видело провозглашение Акта от 16 февраля, он стал просто подписанным документом, а не значимым документом.

Военное руководство обер-Оста предполагало, что Литва вступит в личный союз с Пруссией и таким образом будет фактически присоединена к Германской империи как составное государство. Король Саксонии Фридрих Август III тоже вышел из тупика, сославшись на исторические связи между его королевством и Литвой в качестве причины, по которой трон должен быть передан ему. Как прусские, так и саксонские притязания оспаривались католическими государствами Империи, которые протестовали против того, чтобы протестантские государства получали какую-либо новую власть в уже несбалансированных рамках. Личность Матиаса Эрцбергера оказалась критической - он предложил кандидатуру своего собрата католика из Вюртемберга Вильгельма Карла фон Ураха. Его католическая вера, верительные грамоты и поддержка Литвы над Польшей в потенциальных будущих конфликтах сделали его почти идеальным кандидатом для монархистов в литовском совете, и он с энтузиазмом провозгласил его королем Литвы Миндаугасом II 11 июля. Этому решению первоначально воспротивилось военное правительство обер-Оста, но по мере того, как шло время и Германия все больше уставала от войны, прагматическое решение “литовского вопроса” возобладало над милитаристскими стремлениями к Политике на восток.

В 1919 году военное правительство вновь разрешило совету Литвы работать публично, хотя и с некоторыми уступками - Антанас Сметона был возвращен на пост председателя Совета, оставшиеся члены левого крыла были вытеснены, а консервативные замены найдены. В состав совета также вошли представители меньшинств из поляков, белорусов и евреев. Акт от 16 февраля был одобрен, хотя и с гарантией, данной Германии, что отношения между Литвой и Кайзеррейхом будут решены Учредительным Собранием в их пользу. 1 января 1920 года король Миндаугас II был коронован, удивив литовских депутатов тем, что заговорил с ними на их родном языке, а не на немецком, и Литовское Королевство официально родилось. Первым актом короля было объявление выборов в Учредительное собрание и назначение временного правительства, которое возглавило бы создание государства вместе с ним.

Однако, к большому удивлению многих, Король опирался не на Антанаса Сметону и его Партию национального прогресса, наиболее ярых сторонников литовской монархии, а на умеренные демократические силы, такие как христианские демократы, многочисленные сельские аграрные партии и светская либеральная партия Сантара, и таким образом назначил барона Стасиса Шилингаса первым премьер-министром Литвы. Считается, что Миндаугас II на своих первых встречах с литовским Советом понял, что Сметона контролирует, консервативен и авторитарен, и вместо этого решил направить Литву к более демократическим рамкам. Для Сметоны, человека, возможно, наиболее ответственного за провозглашение Королевства, это была пощечина, и он это запомнит.

Политика в Литве стремительно выстраивалась вдоль национальных и про - антигерманских расколов. Литва не была нацией только для литовцев - они едва составляли большинство населения, остальное делилось между поляками, белорусами, евреями и другими этническими группами. Все они получили значительную культурную автономию и сразу же начали организовываться политически. Центральный польский избирательный комитет (Lenkų centrinis rinkimų komitetas / Komitet Polaków na Litwie, LLK / KPL) станет доминирующей силой в Белостокском регионе, в то время как еврейский трудовой Бунд (Bundas) станет самой подавляющей политической силой среди еврейской общины на сегодняшний день - его вес и кооперативный характер сделали его единственным частным учреждением, способным бросить вызов немецкому бизнесу в литовской экономике. Сами литовцы были в основном разделены между двумя партиями-правой Христианско-демократической партией Литвы (Lietuvos krikščionių democratų partija, LKDP), решительно выступавшей за литовскую монархию, и левой социал-демократической партией Литвы (Lietuvos socialdemokratų partija, LSDP), которая была единственным серьезным противником монархической системы в бурные первые годы существования нации и таким образом объединила тех, кто хотел видеть республику. Вскоре, однако, начала подниматься третья сила.

Национализм в Литве, ненадолго подавленный Декларацией независимости в конце Первой Мировой Войны, пережил возрождение в 1920 - е гг. законы свободного выражения позволили возродить литовскую культуру-начали появляться многочисленные националистические движения в области искусства и культуры, прусско-литовский философ Вильгельмас Стороста-Видунас инициировал возрождение старой литовской веры, и недовольство литовским статусом Oststaat начало расти. Эти националисты начали сплачиваться вокруг Партии национального прогресса Антанаса Сметоны, которая быстро трансформировалась в националистическую партию с нативистскими, антигерманскими, антипольскими и антисемитскими взглядами. Несмотря на то, что на выборах в Сейм она едва ли была подавляющей силой, она получила высокую поддержку среди литовских военных и выбрала время для удара в 1928 году.

Король Литвы Миндаугас II, “Народный король”, любимый большей частью страны, умер во сне 24 марта 1928 года. Болезнь приковала его к постели много лет назад, заставив многих поверить в то, что его наследник Вильгельм фон Урах унаследует трон, и он шел к этой роли, показывая себя способным администратором. Однако втайне Вильгельм ухаживал за Элизабет Теурер, женщиной, которая была ниже его по положению, но в которую он влюбился. Его отец в конце концов узнал об этих отношениях и запретил Вильгельму продолжать ухаживать за Елизаветой - однако наследник тайно продолжал писать Елизавете и постоянно находил способы разыскать ее. Весть о скандале вскоре достигла литовских СМИ и подняла бурю, а Вильгельму был поставлен ультиматум - либо порвать с Елизаветой, либо отречься от всех и всяческих притязаний на престол. Он выбрал последнее, и титул очевидного наследника перешел к его младшему брату Карлу Геро.

Карл Геро никогда не стремился стать королем. Вполне ожидая, что его старший брат станет преемником их отца, он преследовал свою мечту стать архитектором и заканчивал учебу в Мюнхене, когда его практически вытащили с улицы и привезли в Литву. Бедная, глубоко политически и культурно разделенная нация, далекая от его дома и его мечты, которую ему вскоре предстояло возглавить. Мало кто видел в нем законного наследника, даже он сам не считал себя законным наследником. Но ему все равно пришлось взойти на трон, и вскоре после смерти отца он был коронован. Даже принятие имени Витаутас, в знак признания приближающейся 500-летней годовщины смерти великого князя, мало что сделало, чтобы ослабить недоверие народа к нему.

Витовт II не обладал навыками руководства страной, и власть монархии продолжала ослабевать. Он не обладал таким же статусом, как его отец - в то время как Миндаугас II был великим благом для такой культурно и политически разделенной нации, как Литва, Витовт II быстро превратился в обузу. В этот переходный период литовские националисты действовали, чтобы воспользоваться моментом. Был разработан сложный план захвата Вильнюса и Мемеля лояльными националистическими отрядами, первый из которых должен был удерживать короля и Сейм в заложниках, а второй-как символический акт неповиновения Германии со стороны страны, которая больше не собиралась сдерживаться фрицами. Кульминацией этого плана должно было стать так называемое “Мемельское восстание”, во время которого группа из 50+ вооруженных литовцев, одетых в красные ленты с колоннами Гедиминаса, попыталась захватить контроль над городом, подавив местную полицию, но была полностью уничтожена первыми немецкими военными подкреплениями. Запланированный марш на Вильнюс так и не состоялся, поскольку литовская полиция действовала быстро и в последующие дни разгромила несколько националистических ячеек в городе. Для литовского национализма кровавая рубаха мучеников в Мемеле ознаменовала бы новый период в их борьбе за свободную Литву, в то время как для других она служила напоминанием о том, что в королевстве что-то прогнило…

Антанас Сметона отрицал свою причастность к восстанию в Мемеле, и никаких конкретных связей между ним и заговором обнаружено не было. Однако Партия национального прогресса временно распалась, только чтобы реформироваться как литовский националистический союз (Lietuvių tautininkų sąjunga, LTS), с тем же руководством, партийной структурой и идеологией. Одни считают, что пожилой лидер литовских правых лжет, другие подозревают Синдикалистский заговор, третьи считают, что Сметона может быть только рупором, а человек, который действительно руководит процессом, - это харизматичный, но неуловимый лидер партии Августинас Вольдемарас.

Последствия восстания в Мемеле затронут все партии политического спектра. Откат от националистического восстания дал бы толчок польским и еврейским партиям меньшинства, а также социал-демократам, которые успешно консолидировались после бурных двадцатых годов под руководством Степонаса Кайриса. Кайрис предпочел свернуть националистические тенденции своей партии, вместо этого стремясь заключить союз с польским и еврейским меньшинствами с обещаниями Австромарксистской плюралистической "национально-культурной автономии". По мере приближения выборов 1937 года они остаются самым серьезным вызовом Христианско-демократической гегемонии.

На данный момент стоит правоцентристское Христианско-демократическое правительство во главе с премьер-министром Леонасом Бистрисом, которое наблюдало значительный экономический рост с начала 1930-х гг. связи Литвы с Германией окупаются, поскольку экономическое чудо последней просачивается в первую. Спрос высок, бизнес процветает, и правительство все больше убеждается в том, что Литва наконец-то сможет утвердить свою независимость с помощью строго дипломатических средств.