ФЭНДОМ

Королевство Сицилия
Флаг Сицилии ЖиЗ Герб Сицилии ЖиЗ
Год основания: 1130
Официальный язык: Латынь и сицилийский
Форма правления: Сословно-представительная монархия
Титул правителя: Король Сицилии и Апулии
Правящая династия: Плантагенеты
Законодательный орган: Сицилийский парламент
Столица: Палермо
Религия: Католицизм
Площадь: 111 900 км²
Население: 2 000 000 чел.
Валюта: Пиастр
Sicily - 1300
Королевство Сицилия (лат. Regnum Siciliae, сиц. Regnu di Sicilia, итал. Regno di Sicilia), также Королевство Сицилии и Апулии, Сицилийское королевство — государство в Южной Европе, включающее в себя собственно остров Сицилию, а также южную часть Апеннинского полуострова и Мальту. Крупнейшие города — Палермо, Мессина, Неаполь, Бриндизи, Таренто.

Было образовано в 1130 году, когда граф Сицилии и герцог Апулии Рожер II Отвиль получил королевский титул.

Государственное устройство

Сицилия — монархическое государство, главой которого является король, власть которого передаётся по наследству. Королевство Сицилия стало первым европейским государством с сильной централизованной королевской властью, свободным от феодальных усобиц.

Большой объём монаршей власти закреплён так называемой Мельфийской конституцией, принятой в 1231 году и известной под латинским названием Liber Augustalis, которая не только был существенным шагом вперёд для своего времени, но и служила долгие годы образцом свода законов в Европе. Согласно Мельфийской конституции провозглашался примат письменного закона над феодальным обычаем, определялись характер вассально-ленных отношений, судопроизводства, административного аппарата, положение всех слоев населения.

Власть короля ограничивается Сицилийским парламентом (сиц. Parramentu Sicilianu) — высшим сословно-представительным органом власти, который созывается королём, формально председательствующим в нём. Парламент решает вопросы войны и мира, введения налогов и распоряжения государственными финансами, а также контролирует осуществление правосудия судьями, нотариусами и другими должностными лицами королевства.

Королевство Сицилия делится на десять провинций, во главе каждой из которых находится советник юстиции. Они подчиняются двум высшим советникам юстиции, одному из которых подведомствен остров, а второму — материковая часть Сицилии. Главный придворный советник юстиции стоит над обоими высшими советниками. Он одновременно является начальником государственной канцелярии, управленческого аппарата и magna curia — верховного суда.

Список королей Сицилии

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Эдмунд Горбатый Эдмунд I
Горбатый
(1245—1296)
Констанция Сицилийская
(1258—1296)
10 августа 1258 5 июня 1296 Зять Манфреда, сына Федериго I
Генрих III Сицилийский Генрих III
Справедливый
(1267—1327)
Изабелла Корнуолльская
(1295—1310)
5 июня 1296 2 ноября 1327 Сын Эдмунда I
Мария Кипрская
(1315—1319)
Томмазо I Сицилийский Томмазо I
Кроткий
(1299—1336)
2 ноября 1327 24 января 1336 Сын Генриха III

Правление Эдмунда I

С конца XII Сицилия находилась под почти безраздельной властью королей из швабской династии Гогенштауфенов, которые также были монархами Германии. Однако в 1257 году погиб Конрад IV Гогенштауфен, а его единственный сын Конрадин оказался в плену у короля Оттокара I, престол Сицилии освободился. В этих условиях папа Александр IV предложил корону Сицилии Эдмунду Горбатому из династии Плантагентов, сыну короля Англии Генриха III, который претендовал на сицилийский престол ещё с 1254 года.

Коронация Эдмунда I

Коронация Эдмунда I

Сицилийские бароны, уставшие от тиранического правления Гогенштауфенов, единогласно избрали Эдмунда Плантагенета своим королём, и 10 июня 1258 года Эдмунд короновался в Палермо. Ради укрепления своих позиций в стране Эдмунд заключил династический брак с Констанцией Сицилийской, внучкой императора римского Фридриха II Гогенштауфена и дочерью его бастарда Манфреда — таким образом, его потомки становились наследниками швабских королей Сицилии.

Внутренняя политика

Поначалу Эдмунд I не имел опоры в Сицилии и Апулии, и его приближёнными были английские рыцари, в отношении которых Эдмунд осуществлял массовые земельные пожалования, которые сопровождались предоставлением широких иммунных прав новым владельцам. Все высшие должности в королевстве также были заняты англичанами, что вызвало недовольство сицилийских сословий — дворянства и городского населения, которые устали от произвола властей и желали ограничения полномочий короля.

В 1260—1261 гг. в крупнейших городах королевства произошла череда восстаний. Опасаясь лишиться короны, Эдмунд Горбатый решился созвать парламент и даровал королевству Капуанскую хартию. Согласно хартии, парламенту предоставлялись широкие полномочия в решениии вопросов распоряжения финансами королевства и внешней политики; также расширялась автономия городов, была отменена обязательность получения королевского согласия для вступления дворян в брак и введено ограничение размера платежа, уплачиваемого при переходе лена по наследству. Подобно английской Magna Carta, Капуанская хартия имела большое историческое значение, она ограничила произвол королевской администрации и защитила права и привилегии свободных сословий; впоследствии многие историки будут называть Сицилию наряду с Англией родиной парламентской демократии.

Внешняя политика

Войны в Италии

Семья

Правление Генриха III

Правление Томмазо I