ФЭНДОМ

Королевство Франция
Франция а-ля Орлеан Герб Франции ТБГ
Год основания: 843 г.
Официальный язык: Французский
Форма правления: Конституционная монархия
Главы государства: См. список королей Франции и французов
Столица: Париж
Религия: Католицизм
Площадь: {{{Площадь}}} км²
Население: {{{Население}}} чел.
Валюта: Франк
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]

Королевство Франция (фр. Royaume de France), — государство в Западной Европе. Одно из самых мощных государств в Европе, великая держава со времён позднего средневековья и Столетней войны. Французское королевство приняло письменную конституцию в 1791 году, но через год королевство было ликвидировано, и заменено Первой Французской Республикой. Монархия была восстановлена в 1814 году. В 1830 году в ходе Июльской революции король Карл Х был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Людовика, принудив к отречению и его, что делает Людовика XIX одним из самых короткоцарствовавшим монархов. После этого парламент избрал "королём французов" представителя младшей ветви Бурбонского дома, Луи-Филиппа Орлеанского. 27 июля 1851 года его сын и преемник Филипп VII короновался "объединённым" титулом "короля Франции и французов".

Государственное устройство

Королевство Франция - унитарное государство с конституционной монархией. Основным законом государства является Конституционная Хартия 1830 года, принятая в ходе Июльской революции. Хартия 1830 года не была отменена, а лишь изменялась и дополнялась путём издания королевских ордонансов, на деле составляемых парламентским большинством.

Исполнительная власть

Согласно Хартии, главой государства является король Франции и французов (фр. Roi de France et les francais), впервые принятый при коронации Филиппа VII, что должно было подчеркнуть принятие наследия как от Старого режима, так и Июльской монархии, установленной его отцом. Согласно Хартии версии 1830 года, король возглавляет исполнительную власть и обладает широкими полномочиями по формированию правительства и управлению страной, но благодаря принятыми во второй половине XIX и XX веках ордонансам он делегирует значительную их долю Совету министров (фр. Conseil de Ministres) и исполняет их формально по его представлению. Помимо этого король утверждает главу правительства - премьер-министра (фр. Premier ministre), обладает правом распускать парламент и является верховным главнокомандующим всех королевских вооружённых сил.

Правительство Франции ответственно перед "королём и парламентом, собранным из представителей французского народа по воле монарха", но не может работать без поддержки законодательного органа. В силу обычая, закрепленного в Хартии, король назначает на должность премьер-министра лидера победившей на выборах политической партии, который формирует правительство из числа своих однопартийцев или союзников по парламентской коалиции. Кроме того, премьер-министр обладает законодательной инициативой, обеспечивает выполнение принимаемых законов и возглавляет национальную оборону.

Законодательная власть

Законодательная власть во Французском королевстве осуществляется парламенту, состоящему из Палаты пэров, Палаты депутатов и Короля-в-Парламенте (фр. Roi au parlement). Монарх не возглавляет парламент, но является его частью и юридически обладает правом законодательной инициативы, хотя использует его чрезвычайно редко.

Пэры

Зал Палаты пэров Франции, 1841 год

Палата пэров (фр. Chambre des Pairs), состоящая из 200 человек, является верхней палатой парламента. Конституционная Хартия 1830 года отменила принятое при Старом порядке наследственное пэрство; согласно основному закону король назначает пэров из известных категорий лиц, отличившихся на государственном поприще или на поприще наук, искусства, торговли, промышленности. Во время правления Филиппа VII были внесены изменения в порядок формирования палаты: половину от числа членов Палаты пэров продолжил назначать король по своему усмотрению, а другую половину - по представленному Палатой депутатов списку. Палата пэров носит функции проверки принятых Палатой депутатов законов на соответствие Хартии и их утверждения, а также составляет ордонансы, которые после подписания и издания их королём становятся поправками к Хартии.

Депутаты Франция ЦнС

Зал Палаты депутатов Франции, 1843 год.

Палата депутатов (фр. Chambre des députés) - нижняя палата парламента, состоящая из 459 членов, избираемых на основе всеобщего, прямого и тайного голосования по мажоритарным округам на 4-летний срок. Основные свои черты Палата депутатов приобрела в правление Филиппа VII, когда "центр тяжести" в парламенте окончательно сместился на её сторону. Функциями палаты является обсуждение и принятие законов, контроль за деятельностью правительства, а также обладает правом представлять Палате пэров список изменений, которые необходимо включить в королевский ордонанс для внесения изменений в Хартию.

Список королей Франции и французов

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Пончик Людовик XVIII
(1755—1824)
Мария Жозефина Савойская
(1753—1810)
7 июля 1815 16 сентября 1824 Реставрация монархии Бурбонов
Строгий Карл Х
(1757—1836)
Мария-Тереза Савойская
(1756—1805)
16 сентября 1824 2 августа 1830 Брат Людовика XVIII
Король на 20 минут Людовик XIX
(1775—1844)
Мария Тереза Французская
(1778—1851)
2 августа 1830 2 августа 1830 Сын Карла Х
Генрих Шамбор Генрих V[1]
(1820—1883)
Мария Тереза Моденская
(1817—1886)
2 августа 1830 9 августа 1830 Внук Карла Х
Груша Людовик-Филипп
(1773—1850)
Мария Амалия Неаполитанская
(1782—1866)
9 августа 1830 26 августа 1850 Избран парламентом
Герцог-регент Филипп VII
(1810—1881)
Елена Мекленбург-Шверинская
(1814—1885)
26 августа 1850 24 апреля 1881 Сын Луи-Филиппа
Филипп 8 Филипп VIII
(1838-1894)
Клотильда Савойская
(1843-1911)
24 апреля 1881 8 сентября 1894 Сын Филиппа VII
Усики Франциск III
(1862—1926)
Елизавета Великобританская
(1872—1955)
8 сентября 1894 3 мая 1926 Сын Филиппа VIII

Список премьер-министров Франции

     Независимые      Ультрароялисты/Консервативная партия      Доктринёры      Орлеанисты/"Династическая оппозиция"      Партия Движения

Портрет Имя В должности Партия
24 Талейран Шарль Морис де Талейран-Перигор
(1754—1838)
9 июля 1815 26 сентября 1815 Независимый
25 Арман ришельё Арман Жммануэль дю Плесси, герцог де Ришельё
(1766–1822)
26 сентября 1815 29 декабря 1818 Независимый
26 Дессоль Жан Жозеф де Дессоль
(1767–1828)
29 декабря 1818 19 ноября 1819 Доктринёры
27 Эли деказ Эли Луи де Деказ
(1780–1860)
19 ноября 1819 20 февраля 1820 Доктринёры
(1766–1822)
20 февраля 1820 14 декабря 1821 Доктринёры
29 Виллель Жан Батист де Виллель
(1773—1854)
14 декабря 1821 4 января 1828 Ультрароялисты
30 Жан батист мартиньяк Жан Батист де Мартиньяк
(1778–1832)
4 января 1828 8 августа 1829 Доктринёры
31 Полиньяк Жюль де Полиньяк
(1780–1847)
14 декабря 1821 4 января 1828 Ультрароялисты
32 Лафит Жак Лаффитт
(1767–1844)
2 ноября 1830 13 марта 1831 Орлеанисты
33 Перье Казимир Пьер Перье
(1777–1832)
13 марта 1831 16 марта 1832 Консервативная партия
34 Сульт Никола Жан де Дьё Сульт
(1769–1851)
11 октября 1832 18 июля 1834 Орлеанисты
35 Жерар Этьен Морис Жерар
(1773–1852)
18 июля 1834 18 ноября 1834 Независимый
36 Мортье Эдуар Адольф Мортье
(1768—1835)
18 ноября 1834 12 марта 1835 Консервативная партия
37 Брольи Ашиль Шарль де Брольи
(1785—1870)
12 марта 1835 22 февраля 1836 Консервативная партия
38 Молодой тьер Адольф Тьер
(1797—1877)
22 февраля 1836 6 сентября 1836 Партия Движения
39 Сульт Никола Жан де Дьё Сульт
(1769–1851)
12 ноября 1836 1 марта 1840 Орлеанисты
40 Молодой тьер Адольф Тьер
(1797—1877)
1 марта 1840 29 октября 1840 Партия Движения
41 Сульт Никола Жан де Дьё Сульт
(1769–1851)
29 октября 1836 19 сентября 1845 Орлеанисты
42 Гизо Франсуа Гизо
(1787–1874)
22 февраля 1845 23 февраля 1847 Консервативная партия
43 Одеколон Барро Одилон Барро
(1791–1873)
23 февраля 1847 nn nnnn nnnn "Династическая оппозиция"

История

Царствование Людовика XVIII и Карла Х

Пончик и корона

Парадный портрет Людовика XVIII

После «Ста дней» Наполеона, вернувшийся под охраной Веллингтона в Париж Людовик XVIII подтвердил своё намерение соблюдать подписанную им Конституционную Хартию 1814 года и объявил всеобщую амнистию, исключив из неё, однако, «всех изменников и виновников вторичного воцарения Наполеона». Начались события полностью противоположные идеологически, но схожие по сути своей, с якобинским террором 1793 года: последовали изгнания и казни бонапартистов, «цареубийц» и республиканцев, сопровождавшиеся конфискациями имущества осуждённых. Одним из знаковых процессов того периода стал суд над Мишелем Неем, палатой пэров приговорённым к расстрелу.

Спустя год, реакционные гонения пошли на спад, и Франция на несколько лет получила условно либеральное правительство герцога де Ришельё и сменившего его Эли Деказа; однако их умеренность уступила место консерватизму после убийства герцога Беррийского, официального наследника престола в 1820 году.

Коронация шарля

Коронация Карла Х в Реймсе

После кончины Людовика XVIII 16 сентября 1824 года его брат, Карл, граф д’Артуа, вступил на французский престол. Его ультраконсервативные взгляды были широко известны в обществе; ещё в 1789 году граф д’Артуа настолько резко критиковал революционное Национальное собрание, что Людовик XVI иронически назвал младшего брата «большим роялистом, чем сам король». Между тем, во время коронации, проведённой по средневековым обычаям, Карл Х все же не отказался присягнуть на верность конституции, как многие того боялись. Однако, это не мешало королю проводить политику лишения власти палаты депутатов. После того, как в марте 1830 года Палата депутатов приняла адрес королю с требованием отставки кабинета, Карл распустил её, а когда новые выборы вновь дали внушительное большинство оппозиции, кабинет Полиньяка подготовил подписанные королём и министрами Июльские ордонансы, ограничивающие свободу прессы и сокращающие количество избирателей. Решение вызвало открытое восстание в Париже.

Полиньяк

Жюль де Полиньяк, последний премьер-министр Реставрации Старого Порядка

Кабинет Полиньяка был арестован, была подтверждена незыблемость конституционного строя. 2 августа Карл Х отрёкся от престола и сразу же после этого настоял на отречении своего сына, герцога Ангулемского, в течение 20 минут де-юре правившим как Людовик XIX. Его наследнику, 10-летнему Генриху, графу Шамбору, либеральная палата депутатов отказала в признании и объявило престол вакантным, а Луи-Филиппа, герцога Орлеанского, - наместником королевства. Слывший лидером «династической оппозиции», Луи-Филипп активно прокладывал себе дорогу к трону, заявив, что маленький граф Шамбор - бастард. Помимо этого, он открыто провозглашал свои либеральные взгляды и обещал блюсти конституционные порядки. Через неделю после отречения Карла X, 9 августа Палата депутатов передала, в нарушение установленных порядков, престол Людовитку-Филиппу I, который стал конституционным «королём французов».

Царствование Луи-Филиппа

«Король-Гражданин»

Клянус

Людовик-Филипп клянётся в верности Хартии 1830 года

Главным результатом революции было обеспечение парламентаризма и прав личности, и некоторое расширение господствующего класса. Но если при монархии Бурбонов крупной буржуазии приходилось бороться с феодальным дворянством, то с восшествием на престол «Короля-Гражданина» сопротивление последних было сломлено, но появилась новая угроза: республиканская оппозиция в лице мелкой буржуазии и рабочих, имевшей, в прочем, лишь очень слабую возможность действовать через парламент.

Практически вся первая половина царствования Людовика-Филиппа была отмечена бунтами и мятежами его противников. Так, в 1832 году в Вандее началось новое легитимистское восстание под началом матери-регентши Генриха де Шамбора; выдержав несколько сражений с правительственными войсками инсургенты были разгромлены, а сама герцогиня Беррийская арестована при попытке бежать из страны. Кризис начала 1830-х годов, наложившийся на эпидемию холеры, оставил безработными большое количество людей в крупных промышленных городах, таких как Париж и Лион, сделав их очагами рабочих выступлений.

Лион в огне бунда

Восстание лионских рабочих

Особую роль в успокоении страны сыграл старший сын нового короля, Фердинанд-Филипп, герцог Орлеанский.  В ноябре 1831 года он вместе с маршалом Николя Сультом был отправлен с войсками для подавления Лионского восстания. Принц, не прибегая к насилию, сумел договориться с бунтовщиками и пролоббировать в правительстве решение некоторых вопросов в их пользу. В разгар эпидемии холеры в 1832 году герцог посещал больных в госпитале Отель-Дьё, рискуя жизнью; так, несколько сопровождавших его человек заразились и умерли.

Фердинанд-Филипп вместе со своим братом Луи, герцогом Немюрским, участвовал в Бельгийской войне за независимость, где лично водил полк в атаку, и в покорении Алжира, где также снискал славу. Своими действиями герцог Орлеанский заслужил репутацию заступника бедных и стал своего рода иконой для «династической оппозиции», возглавляемой Одилоном Барро, стоящей на позициях совмещения демократии и монархической традиции.

Между тем, режим Людовика-Филиппа все больше откатывался к консерватизму эпохи Реставрации: покушение Жозефа Фиески на короля (один из снарядов адской машины лишь легко ранил монарха) правительство использовало для завинчивания гаек. Были приняты законы об изменении порядка судопроизводства в политических делах, об отмене требовавшегося до тех пор большинства 2/3 голосов для обвинительных приговоров присяжных, и наконец, закон о печати, признававший оскорбление короля в печати государственной изменой. Вместе с тем наличествовали и некоторые прогрессивные меры: в 1841 году было принято первое во Франции рабочее законодательство, ограничивавшее применение детского труда. Протяженность железных дорог выросла почти в 6 раз с 427 км до 2 560 км. При этом росла и коррумпированность органов власти. В течение 1840-х годов оппозиция неоднократно обнародовала сведение о коррупции в палате пэров и в самом правительстве, однако каждый раз премьер-министру Гизо удавалось замять скандал.

Родина Весны Народов

Основная статья: Весна Народов

На протяжении 1846 года во французском обществе усиливались оппозиционные настроения; одной из форм проявления недовольства, а заодно и заменой традиционным шествиям стала т. н. "Банкетная компания" . Богатые участники реформистского движения устраивали общественные банкеты, число «гостей» которых, слушавших речи выступавших, насчитывали тысячи человек. Однако такие собрания вскоре тоже подверглись преследованиям: запрет одного из таких банкетных вечеров в феврале 1847 года стало поводом для масштабных выступлений, ставших началом революций, охвативших почти весь континент и даже перешагнувших Атлантику.

Самый крупный пранк в истории франции

События Весны Народов в Париже

Вечером 22 февраля Луи-Филипп, стремясь спасти свой престол, назначает премьер-министром Одилона Барро, немедленно запустившего процесс масштабных реформ. Несмотря на приход к власти либерального кабинета, активно принявшегося за реформирование страны, что несколько пошатнуло позиции радикалов, последние и не думали сдаваться без боя. К выступлениям присоединились и набравшие силу к тому времени бонапартисты во главе с вернувшимся в страну принцем Шарлем Луи Наполеоном. Его убийство левыми республиканцами 17 апреля по меткому выражению Адольфа Тьера "переломило хребет революции" - умеренные либералы и правые бонапартисты отвернулись от восставших, опасаясь в случае их прихода к власти нового якобинского террора. 21 апреля выходит постановление правительства, поставившее республиканские партии вне закона; уже к вечеру национальная гвардия вытесняет радикалов с центральных улиц, а к концу месяца выступления окончательно подавлены. 

Однако датой настоящего завершения революции во Франции, равно как и де-факто концом правления короля-буржуа стоит считать 27 апреля - с немолодым и страдавшим ожирением Луи-Филиппом на фоне произошедших волнений случился удар и короля парализовало. При недееспособном монархе был сформирован Регентский совет из его сына герцога Орлеанского, премьер-министра Барро и министра внутренних дел Тьера.

Семья

Груша и сыновья

"Въезд в Версаль короля Луи-Филиппа с пятью сыновьями 10 июня 1837 года", картина Ораса Верне

В 1809 году Луи-Филипп женился на Марии Амалии Бурбон-Сицилийской, дочери короля Обеих Сицилий Фердинанда I. В семье родилось 10 детей:

  • Филипп VII (1810—1842), король Франции и французов, женат на Елене Мекленбург-Шверинской;
  • Луиза Мария (1812-1850), замужем за Фредериком VII, королём Дании;
  • Мария (1813—1839), замужем за Александром, герцогом Вюртембергским;
  • Луи Шарль Филипп (1814—1896), герцог де Немур, женат на Виктории Бельгийской;
  • Франческа (1816—1818);
  • Клементина (1817—1907), замужем за Фердинандом II, королём Бельгии;
  • Франсуа (1818—1900), принц де Жуанвиль, женат на Франческе, принцессе Бразильской, дочери императора Педру I;
  • Шарль (1820—1828), герцог де Пентьевр;
  • Генрих (1822—1897), герцог Омальский, женат на Марии Каролине Бурбон-Сицилийской;
  • Антуан (1824—1890), герцог де Монпансье, женат на Луизе Фернанде Испанской.

Царствование Филиппа VII

Регентство

Ледрю-Роллен

Александр Огюст Ледрю-Роллен

Как наследник престола, герцог Орлеанский Фердинанд Филипп стал членом регентского триумвирата, принявшего верховную власть в стране после того, как короля Луи-Филиппа парализовало. Приняв бремя власти в тяжелое революционное время, Регентский совет на протяжении всех трёх лет своего существования имел лишь одну задачу: недопущение возвращения революции, перекинувшейся на всю Европу. Во многом на руку Совету сыграло поведение их противников - республиканцев и радикалов, во главе которых стоял Александр Огюст Ледрю-Роллен. Обман с телами "невинноубиенных борцов за свободу", а также хладнокровное и демонстративное убийство принца Шарля Луи Наполеона Бонапарта, а также ряд более мелких прегрешений напомнили французским обывателям о разгуле якобинского террора и заставили умеренных либералов и даже некоторых левых отречься от сотрудничества с Ледрю-Ролленом. Принятые премьер-министром Одилоном Барро меры по искоренению республиканской угрозы вынудили лидеров радикальных оппозиционеров покинуть Францию и прямо или опосредованно принять участие в революциях в других странах. Сам Роллен в 1847-м перебрался в Англию, где написал "Воспоминания о трёх месяцах Второй Французской революции", а также ряд других произведений, ставших программными для его сторонников и во многом повлиявших на развитие идей демократии и республиканизма в Европе. Однако в 1848 году, опасаясь преследований уже со стороны британских властей, он был вынужден бежать через Атлантику в Соединённые Штаты.
Не король, но уже святой

Принц-регент Фердинанд Филипп в образе святого Фердинанда, короля Кастильского

Тем временем в Париже Барро и Тьер пытались привести в порядок французское общество. Благодаря своевременному понижению порога имущественного ценза палата депутатов быстро наполнилась сторонниками премьер-министра и союзных ему политических партий, в то время как палата пэров продолжала считать себя первой и главной действующей силой французской политики и вынашивала планы свержения "несносного выскочки", как называли лидера "династической оппозиции". Создавшееся противостояние было настолько острым, что газеты писали о "новом этапе революции", а политические эмигранты, едва выдворенные из государства, стали готовиться к возвращению. Дом Барро даже подвергся нападению неизвестных налётчиков, о которых правительственная печать писала как о простых грабителях, а оппозиционная - как об агентах не то ультрароялистов, не то радикалов-республиканцев. Как бы то ни было, в конфликт между палатами потребовалось вмешательство герцога Орлеанского, вставшего на сторону депутатов.

На события за рубежом Регентский совет смотрел сквозь пальцы и по сути устранился от международных проблем, довольствуясь лишь осуждением республиканских движений: так, независимость Венгрии Париж признал только после Апрельского переворота, а после подавления Пестелевского восстания в России направил императорскому правительству слова поддержки и поздравления. Но и здесь проявились двойные стандарты: когда против репрессивных мер центральных властей Российской империи восстали поляки и финны, Франция встала на сторону доброжелательного повстанцам нейтралитета, а после подавления польского восстания приняла многих эмигрантов.

Похороны ЛФ

Похоронная процессия Луи-Филиппа перед отбытием в семейную усыпальницу в Дрё.

В августе 1850 года состояние здоровья Луи-Филиппа ухудшилось, 20 августа он перенёс новый инфаркт, а 23 числа случился третий и последний удар, оборвавший жизнь 76-летнего короля.

Новая эра Третьего Королевства

Начавшаяся с восшествия на престол Луи-Филиппа эпоха с почина историков-орлеанистов, в т. ч. Одилона Барро, для отличия от Старого порядка и его Реставрации получила название Третьего Королевства. Основаниями для такого смелого шага стали "коренные перемены", произошедшие с приходом к власти Орлеанского дома: отныне монарх опирался не только и не столько на старую аристократию, но и на крупную буржуазию. В укреплении новой опоры трона Филипп VII, ещё будучи регентом, пошёл дальше отца - сделал ставку на среднюю, мелкую буржуазию и простых горожан. Ещё до своей коронации Филипп своей волей инициировал процесс составления ордонанса, который внёс бы необходимые изменения в Конституционную Хартию 1830 года, закрепляя достижения революции 1847 года. Королевский ордонанс был обнаро 5 ноября 1850 и стал прецедентом, которому следовали при принятии новых поправок к Хартии.

25 мая 1851 года состоялась коронация Филиппа VII, которую новый король также использовал как пропагандистский инструмент, призванный показать намерения власти объединить всех монархистов-небонапартистов. Однако сама церемония претерпела значительные изменения и мало напоминала прошедшую в 1825 году помпезную коронацию Карла X, взошедшего на престол по всем средневековым обычаям. Хотя церемония состоялась в Реймсском соборе, где испокон веков венчались на царство все короли Франции, в её процесс было включено таинство миропомазания с использованием елея из восстановленной Святой Стеклянницы, а на короля была возложена корона этим исчерпывался ранее принятый набор действий при торжествах. Так, коронация обошлась французской казне в несколько раз дешевле, чем в 1825 году, был исключён ряд процедур носящих исключительно феодальный оттенок: например, была отменен процесс возложения рук на золотушных больных, также как и подвязывание шпор. Сам Филипп был одет в простой кавалерийский мундир с лентой ордена Почётного Легиона через плечо и цепью.

Филиппова коронация

Подготовка к отбытию королевского поезда в Париж после коронации Филиппа VII в Реймсе

В ходе коронации, епископ Бове возложил на плечи короля мантию, после чего премьер-министр Одилон Барро поднёс монарху текст Конституционной Хартии, положенной поверх Библии, а Филипп VII присягнул на верность основному закону государства, повторив слова клятвы, произнесённых в своё время его отцом, затем последовало вручение маршальского жезла, как символа власти верховного главнокомандующего, и возложение короны архиепископом Реймсским. Ещё одним веянием нового времени стало отправление короля в Париж по железной дороге, превратившееся в своего рода небольшую выставку достижений французской промышленности. Супруга Филиппа, королева Елена Мекленбург-Шверинская принимала участие только в светских торжествах в столице, т. к. будучи лютеранкой, отказалась от перехода в католичество даже ради коронации.

Примечания

  1. В правление Филиппа VII признан королём-предшественником Луи-Филиппа.