Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Карл V Мудрый, король Франции

16 сентября 1380 года умер король Франции Карл V Мудрый, к концу своего правления освободивший большую часть Франции от англичан. Он оставил Францию на первый взгляд могущественной и вновь уважаемой в Европе, однако на деле страна устала от длящейся много десятилетий войны с Англией и устала от налогового пресса. Сыновья Карла V - Карл VI и его младший брат Людовик - несмотря на искреннее стремление Карла хорошо править на благо подданных и ум и образованность Людовика - не успели получить должного воспитания и были легкомысленными юнцами, которые вели праздный образ жизни и тратили огромные деньги на пиры, праздненства, маскарады, дорогие наряды и украшения.

Кроме того, реальная власть до 1388 года принадлежала младшим братьям покойного Карла V, которые воспользовались ей для того, чтобы расхитить казну, ограбить Париж и провинции введением новых налогов и заставить страну платить за их частные войны. В 1388-1392 годах Карл VI и Людовик взяли власть в свои руки, вернули компетентных советников отца и пытались восстановить престиж короны, реформировав страну, но вследствие душевной болезни Карла VI страна оказалась охвачена борьбой "орлеанцев" (позднее "арманьяков") и "бургундцев", с 1407 года переросшей в гражданскую войну. Английская интервенция, катастрофическое поражение при Азенкуре (1415 год) и последующий переход "бургундцев" на стороне Англии едва не погубили дело Карла V Мудрого, стремившегося вернуть Франции величие и изгнать англичан с её земель.

Но что, если бы выжил скончавшийся в 1364 году старший брат Карла и Людовика, Жан, и Франция избежала бы правления регентов и царствования душевнобольного короля?..

Юность и первые годы правления

Иоанн III, король Франции

Жан родился в 1359 году, а после смерти пять лет спустя своего деда Иоанна II, короля Франции, после восшествия Карла V на французский трон стал дофином Вьеннским, наследником престола. Когда он повзрослел, отец стал привлекать его к управлению королевством и женил на Маргарите Баварской, дочери герцога Голландии, Зеландии и Эно (Геннегау) Альбрехта I Виттельсбаха, который конфликтовал с императором Карлом IV Богемским (в рамках традиционной распри Виттельсбахов и Люксембургов) и с королем Англии Эдуардом III, который был женат на его тетке Филиппе и потому претендовал на голландское наследство или по крайней мере долю в нем. Всё это вынуждало Альбрехта искать поддержки у Франции как сильнейшей державы континентальной Европы.

В 1380 году, после смерти отца, Жан взошел на трон под именем Иоанна III. Власть осталась в руках выдвиженцев его отца, таких как коннетабль Оливье де Клиссон, адмирал Жан де Вьенн, а также компетентных бюрократов - да Монтагю, ла Мерсье и ла Ривьера. Вместе с тем из-за массовых антиналоговых выступлений в Пикардии, Нормандии и даже самой столице пришлось снизить или даже отменить часть налогов (к этому решению склонялся ещё умирающий Карл V). Кроме того, если Карл V проводил политику принудительной интеграции в королевский домен Бретани, то Иоанн III пошел на примирение с герцогом Жаном V Завоевателем, пользующимся поддержкой большей части бретонской знати, 15 января 1381 года по договору в Геранде признав его законным правителем.

Основным театром боевых действий ввиду того, что английские военные акции сводились к рейдам на континент, стала Фландрия, население которой во главе с Филиппом ван Артевельде в 1382 году восстало против Людовика Мальского, графа Артуа, Франш-Контэ и Фландрии и вступило в союз с Англией. 27 ноября того же года французы нанесли фламандцам сокрушительное поражение при Розбеке, истребив множество врагов, что обеспечило два года спустя, в 1384 году, наследование Фландрии и иных его владений зятем не имевшего сыновей Людовика Мальского и дядей Иоанна III, герцогом Бургундии Филиппом I Храбрым. Одновременно Иоанн III избавился от другого своего дяди, Людовика I Анжуйского - тот двинулся с войском в Южную Италию добывать неаполитанскую корону и так и не вернулся.

Примирение с Англией

Ричард II, король Англии

В 1384 году Шотландия вступила в войну с Англией на стороне Франции, и на помощь шотландцам, изгнавшим англичан из Аннандейла, были отправлены французские войска. Более того, французы планировали организовать вторжение в саму Англию по морю: в 1386 году королевский совет начал сбор армии и подготовку флота вторжения в устье Шельды. Но план сразу натолкнулся на ряд препятствий. Фландрцы, ещё недавно воевавшие с Францией, встретили французов недружелюбно. Герцог Беррийский, не отличавшийся воинственностью и погруженный в мирские забавы, особенно коллекционирование, саботировал участие в походе. Филипп Бургундский не решался покидать Фландрию, опасаясь, что в его отсутствие фламандцы восстанут против Франции. Вдобавок англичане небезуспешно нападали на стоявший в устье Шельды флот Франции, а погода в скором времени сильно ухудшилась.

В итоге из-за дядек короля полноценное вторжение в Англию не состоялось. Тем не менее, в 1387 году адмирал Жан де Вьен предпринял серию атак на английское побережье (в РИ рейд был сорван герцогом Бретани Жаном де Монфором, схватившим королевского коннетабля, бретонца Оливье де Клиссона - скорее всего по соглашению с королевскими дядями, в юности Карла VI обладавшими безграничной властью и ненавидевшими Клиссона), опустошив ряд английских портов, а 5 августа 1388 года шотландские бароны разгромили англичан при Оттоберне. Обе страны слишком устали от войны, а покоренная французами Фландрия слишком зависела от экономических связей с Англией. Кроме того, в мире был заинтересован дядя короля Англии Ричарда II, Джон Гонт, который хотел перенаправить силы Англии на войну с Кастилией, на корону которой он претендовал как супруг дочери Педро I Жестокого Констанции, матери его сына Генриха Болингброка.

В июне 1389 года было заключено перемирие с Англией, по условиям которого та уступала Шербур Франции, а Брест Бретани. Мир обещал быть долгим, тем более что Ричард II не отличался особой воинственностью, небезосновательно видя главных врагов в своих вольнолюбивых баронах. Это обеспечило Франции продолжительный период внешнего и внутреннего мира. Иоанн III, после провала экспедиции в Англию в значительной степени утративший доверие к своим дядям, стал выдвигать на передний план своих младших братьев, Карла Орлеанского (в РИ - короля Франции Карла VI), с 1386 года женатого на Изабелле, дочери герцога Лотарингии Жана I, и Людовика Ангулемского (в РИ - Людовика Орлеанского), женатого с 1389 года на Валентине Висконти, дочери герцога Милана Джангалеаццо I.

Итальянские дела

Advertisement