Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Ричард Иванович Косолапов
Ричард Иванович Косолапов

Флаг
Член Политбюро ЦК КПСС
11 марта 1985 — 25 декабря 1989
Флаг
Секретарь ЦК КПСС по идеологии
16 мая 1985 — 25 декабря 1989
Предшественник: М.С.Горбачев
Преемник: О.С.Шенин
 
Гражданство: СССР (СсЧЛ) СССР
Рождение: 25 марта 1930
станица Новониколаевская, Нижне-Волжский край, СССР
Смерть: 25 декабря 1989 (59 лет)
Москва, СССР
Похоронен: Новодевичье кладбище
Партия: КПСС
Образование: аспирантура Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (Москва)
Учёная степень: доктор философских наук (1970)
 
Научная деятельность
Научная сфера: исторический материализм
Место работы: и. о. декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
 
Награды:

40px-SU Order of the October Revolution ribbon.svg — копия (2)40px-SU Order of the October Revolution ribbon.svg — копия40px-SU Order of the October Revolution ribbon.svg

Ри́чард Ива́нович Косола́пов (25 марта 1930, станица Новониколаевская, Нижне-Волжский край, СССР — 25 декабря 1989, Москва, СССР) — советский философ, политик, государственный деятель. Доктор философских наук (1970), профессор. Профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, и. о. декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1986—1985). Член Политбюро ЦК КПСС с 11 марта 1985 года по 25 декабря 1989 год. Секретарь ЦК КПСС по идеологии, второй человек в государстве в 1985—1989 годах.

Биография[]

Родители Р. И. Косолапова происходили из донских казаков.

В 1955 году окончил философский факультет МГУ по специализации «логика». Как отмечает о нём В. В. Бараев: «серебряный медалист, был зачислен лишь с третьего захода. Его отца, участника войны, осудили по ложному обвинению в растрате, и он отбывал срок на Севере».

В 1955—1958 годах работал в комсомоле (Брянский обком ВЛКСМ)

В 1958—1959 годах работал в Армавирском педагогическом институте

Окончил очную аспирантуру философского факультета МГУ (согласно историку Н. А. Митрохину — на кафедре философии АОН при ЦК КПСС в 1961 году). Кандидат философских наук (1962).

В 1962—1964 годах — преподаватель философского факультета МГУ.

В 1964—1966 годах — сотрудник Института экономики мировой социалистической системы АН СССР.

В 1966—1974 годах — консультант, заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС.

В 1974—1976 годах — первый заместитель главного редактора газеты «Правда».

С марта 1976 по март 1985 года — главный редактор журнала «Коммунист».

С 11 марта 1985 года, не являясь кандидатом в Политбюро, был включен в состав лично Романовым.

16 мая 1985 года был назначен секретарем ЦК КПСС по идеологии. Вплоть до своей смерти пробыл вторым человеком в государстве. Был главным инициатором восстановления образа Сталина. Поддерживал антикоррупционную деятельность Григория Романова. Также, лично участвовал во всех политических поездках генерального секретаря. 3 декабря, в пражском аэропорте, во время Чехословацкого Разворота был смертельно ранен в области сердца. В срочном порядке был доставлен в Центральную Клиническую Больницу в Москве, где пробыл до 25 декабря, после чего скончался.

Первоначально в официальных советских средствах массовой информации было объявлено, что Косолапова похоронят на Красной площади, у Кремлёвской стены, однако с учётом завещания почившего похороны состоялись на Новодевичьем кладбище.

Научная деятельность[]

Первыми научными опытами Р. И. Косолапова были сопоставительный анализ формальной и диалектической логики и увлечение политической экономией. Дипломная работа была опубликована в виде брошюры «К вопросу о диалектике товара при социализме» (М., 1961). Затем исследователь занялся интерпретацией ранних работ Маркса и его «Капитала», в особенности концепции отчуждения труда, применительно к исследованию советской действительности. В начале 1960-х годов Р. И. Косолапов уточнил формулу «свобода есть познанная необходимость» в смысле снятия отчуждения труда, обеспечения условий деятельного, творческого самоутверждения личности.

В 1960-е годы занимался исследованиями в трёх основных направлениях:

  • преодоление укоренившихся представлений о стимулировании труда; обоснование необходимости, помимо материальных и духовных (экономических и моральных) стимулов, также стимулов творчества, обусловленных социальной природой и психофизиологическими особенностями человека
  • ступени обобществления труда и производства, обобществление формальное и реальное, их соотношение и влияние на создание посткапиталистической экономики
  • социально-философское осмысление международных отношений.

В 1960—1970-х годах Косолапов обосновывал положение о том, что советское общество является не социалистическим, а только переходным к социализму, что чревато противоречиями. Исходя из этого, он критически рассматривал официальные концепции социалистического образа жизни и развитого социалистического общества. Философ не уравнивал развитое социалистическое общество с брежневской системой и пытался показать возможность возвращения СССР к предшествующему уровню развития. Развитой социализм им понимался, как комплексный рубеж, на который при научной политике КПСС и Советского государства могло бы прийти советское общество. К важнейшим признакам развитого социализма Косолапов относил: преобладание реального обобществления труда и производства в народном хозяйстве, формирование бесклассовой социальной структуры населения, реальное народовластие. Также исследователь пришёл к выводу, что с превращением труда в жизненную потребность труд для личности становится потребительной ценностью, а с массовостью качественно изменяется вся система производительных сил и межличностных отношений, что ведёт к становлению постиндустриальных обществ. Такой подход привёл Косолапова к конфликту с Отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС и руководством АН СССР, а статья «Социализм и противоречия» в газете «Правда» с июля 1984 года, по март 1985 года — в опале.

Tzv2oivvkymсtaсernenko-2

Косолапов в начале 1989 года.

Политические взгляды[]

Р. И. Косолапов являлся идейным коммунистом. По некоторым данным, Р. И. Косолапов сыграл не последнюю роль в восстановлении Молотова, Маленкова и Кагановича в рядах КПСС.

Являясь сторонником И. В. Сталина, в 1988 году он инициировал продолжение публикации собрания сочинений И. В. Сталина, начатого Институтом Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б) в 1946 году и прерванного в 1951 году после выхода 13-го тома сочинений. Были выпущены 14-18 тома, предисловие к которым написал Р. И. Косолапов. По свидетельству, Косолапов не любит слово «сталинист» и называет себя сталинцем.

Награды[]

  • Орден Ленина (1984)
  • Орден Октябрьской революции (24.03.1980)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Advertisement