ФЭНДОМ

Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня зловредным реакционером; правительственные же люди считают меня мистиком, болтуном и анархистом.
По моему мнению, Толстой — величайший русский писатель, главный гений России. В его творчестве чувствуется сама суть русского народа — славянский покой, безмолвие и безмятежность, и вместе с тем неукротимая энергия, смирение и в то же время подвижничество и правдоискательство. (Вильгельм Рикерт)
Лев Николаевич Толстой
Великий писатель и граф

Гражданство: Флаг Российской империи 1 Российская империя
Вероисповедание: православие
Рождение: 9 сентября 1828
Ясная Поляна, Крапивенский уезд, Тульская губерния, Российская империя
Смерть: 20 ноября 1910 (82 года)
Оптина пустынь, Калужская губерния, Российская империя
Супруга: Софья Андреевна Толстая
Дети: сыновья: Сергей, Илья, Лев, Пётр, Николай, Андрей, Михаил, Алексей, Иван
дочери: Татьяна, Мария, Варвара, Александра
Учёное звание: член-корреспондент Императорской Академии наук
Деятельность: прозаик, публицист, философ
 
Автограф: Автограф Толстого

Граф Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 20 ноября 1910, Оптина пустынь, Калужская губерния, Российская империя) — русский писатель, публицист, религиозный мыслитель и философ консервативного направления, один из величайших писателей-романистов мира. Участник обороны Риги. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии отказался от дальнейшей номинации.

Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в России и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Помимо своего вклада в литературу, Лев Толстой известен также как и философ консервативно-славянофильского направления, считающийся одним из родоначальников консервативно-революционного движения. Среди деятелей, признававших влияние идей Толстого на их собственные взгляды, были как философы-традиционалисты Юлиус Эвола и Джон Толкин, так и один из основоположников немецкого фронтизма Артур Мёллер ван ден Брук. Также под влиянием Льва Толстого возникло новое политико-философское течение — толстовство, сочетавшее в себе как консервативно-традиционалистские, так и анархические идеи.

Детство и юность

Толстой-старший

Николай Ильич Толстой, отец писателя

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне, став четвёртым ребёнком в семье. Его отец, Николай Ильич, был отставным полковником из графской ветви дворянского рода Толстых, происходящей от петровского сподвижника Петра Толстого. Мать писателя, Мария Николаевна, происходила из княжеского рода Волконских; она умерла в 1830 году от родильной горячки, когда Льву не было ещё 2 лет.

Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Татьяна Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, поскольку старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. И. Остен-Сакен, назначенной опекуншей детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла Остен-Сакен, дети переселились в Казань, к новому опекуну — сестре отца Пелагее Юшковой.

Дом Юшковых считался одним из самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. Юному Льву Толстому хотелось блистать в обществе, но ему мешали природная застенчивость и отсутствие внешней привлекательности. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах бытия — счастье, смерти, Боге, любви, вечности — накладывали отпечаток на его характер в тот период его жизни.

Казанский университет

Казанский университет, первая половина XIX века

В 1843 году Юшкова, взяв на себя роль опекунши несовершеннолетних племянников и племянницы, привезла их в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности в качестве своекоштного — оплачивающего своё обучение. По результатам года он имел неуспеваемость, не выдержал переходного экзамена, и во избежание полного повторения курса перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по некоторым предметам продолжились. Однако там Лев Толстой не проучился и двух лет: по его признанию, ему была дана работа по сравнению «Наказа» Екатерины II с «Духом законов» Монтескьё; молодой Толстой настолько увлёкся чтением трудов последнего, что бросил университет и уехал к себе в деревню, где начал зачитываться трудами французских просветителей. Под их влиянием Лев Толстой искренне увлёкся либеральными идеями.