ФЭНДОМ

Lisymachus, marble - Ephesus Museum

Лисимах - царь Македонии и Фракии

Из всех диадохов Александра Македонского Лисимах первоначально был самым незначительным, получив при разделе державы великого царя заштатную Фракию (323 год до нашей эры). Однако после поражения Антигона Монофтальма при Ипсе (301 год) он завладел и большей частью Малой Азии, а в 285 году, после гибели сыновей диадоха Кассандра и изгнания из Македонии претендовавшего на её трон эпирского царя Пирра - и Македонией. Но в итоге Лисимах погиб на войне со своим бывшим союзником Селевком I Никатором (281 год), его сыновья погибли, Македонию следующие несколько лет разоряли галлы, а малоазийские владения Лисимаха разделили его враги - Селевкиды и Пергам.

Как дошли до жизни такой?

ArsinoeII

Арсиноя - жена Лисимаха, погубившая его государство (и просто стерва)

Как известно, всё зло - от баб. Вот и с Лисимахом дело обстояло ровно так же. Сам он был женат на дочери Птолемея I от второй жены, Береники, Арсиное, а его сын от первого брака Агафокл - на дочери Птолемея I от первой жены, Эвридики, Лисандре. Эвридика и Береника друг друга ненавидели, ненависть передалась их дочерям... кроме того, Арсиноя явно хотела, чтобы владения Лисимаха унаследовал не пасынок, а её дети от Лисимаха. Некоторые ещё утверждают, что Агафокл отверг её любовные ухаживания, но это больше похоже на перепев сюжета про Федру и Ипполита. В общем, в итоге Арсиноя очернила Агафокла в глазах мужа и тот его казнил. Вдова Агафокла с детьми, а также сын Лисимаха от фракийской наложницы Александр бежали к Селевку - по-видимому, надеясь на то, что тот поможет одному из них вернуться из них на македонский трон. Измена приняла массовый характер (видимо, Арсиноя достала многих) - даже наместник Пергама Филетер, хранивший казну Лисимаха, перешел к Селевку. Два последних диадоха, оставшихся в живых, встретились в битве при Курупедионе, где Лисимах потерпел сокрушительное поражение и погиб (якобы от рук самого Селевка, хотя обоим было за восемьдесят). Селевку тоже не повезло - когда он поехал в Македонию, чтобы воссесть там на трон, его убил Птолемей Керавн, сын Птолемея I от Эвридики, ранее бежавший к Селевку вместе с сестрой и сражавшийся под его знаменами, но теперь объявивший себя... мстителем за Лисимаха (само собой, это было предлогом для захвата македонского престола). Птолемей, в свою очередь, погиб по собственному идиотизму на войне с галлами (279 год) - поссорившись с иллирийцами, которые укрыли у себя одного из сыновей Арсинои, и отказав в союзе дарданцам, хотя и те, и другие могли бы помочь в войне с галлами. В итоге Керавна убили в первом же сражении, Македонию галлы разоряли несколько лет, пока их не победил Антигон Гонат (277 год), а малоазийские провинции бывшей империи Лисимаха или отошли Селевкидам, или образовали независимые царства, как Пергам (под властью помянутого выше Филетера - лисимахова казна пригодилась!).

Спасаем династию Лисимахидов

1024px-Dying gaul

"Умирающий галл" - памятник в честь победы Лисимаха над кельтами

Итак, на рубеже IV и III веков до нашей эры Лисимах женится на молодой Арсиное, что должно укрепить свой союз с птолемеевским Египтом. Но, увы, брак длился недолго - при первых же родах Арсиноя скончалась, и Танат увлек её душу в царство Аида. Лисимах особо не горевал - сыновья у него уже были, а брачный союз с Египтом он возобновил, женив своего наследника Агафокла на другой дочери Птолемея I, Лисандре. Дальше всё шло как в реальной истории... до 284 года, когда в нашей реальности Агафокл был устранен. Здесь по понятным причинам ничего подобного не случилось - за отсутствием Арсинои. Не было и нападения Селевка - тот, конечно, был не против расширить свои владения за счет соседа, но не было ни благовидного предлога для вторжения, такого как защита потомства Лисимаха от Арсинои, ни возможности перетянуть на свою сторону его малоазийских сторонников - да и своих проблем у него хватало. В итоге подвластные Лисимаху земли жили мирно... пока в 279 году не пришли галлы. Однако Лисимах, в отличии от Керавна, большую часть жизни проведшего в далеком Египте, имел хорошие связи с "варварскими" народами, живущими к северу от Македонии - поэтому заручился поддержкой гетов (с царем коих Дромихетом в свое время подружился... находясь у него в плену) и фракийского племени одрисов (к которому по материнской линии принадлежал его сын Александр). Кроме того, он не стал отвергать предложение дарданцев о союзе; не было и конфликта с иллирийцами - за отсутствием Керавна на троне. В итоге и это нашествие галлов, и следующее - произошедшее в 277 году - были отражены, хотя решающей победы над захватчиками Лисимах так и не увидел (погиб в одном из сражений, надорвал свое здоровье или просто умер от старости - на усмотрение читателя). Разгром галлов укрепил государство Лисимаха, поскольку не только избавил Балканы и Малую Азию от разорения дикарями, но и позволил сменившему отца Агафоклу усилить македонский контроль над Фракией (поскольку местные племена искали в нем защитника от галлов) и увеличить армию - часть галлов, потерпев поражение, поступила на службу к вчерашним врагам (в реальной истории было то же самое, только "нанимателем" галлов был Антигон Гонат).

Поход Селевка Никатора на север

Seleuco I Nicatore

Селевк I Никатор, правитель большей части завоеванной греками Азии

В РИ Селевк I Никатор, победив Лисимаха, до высадки в Европе и гибели от рук Керавна успел отправить экспедицию в Каппадокию под командованием стратега Диодора. Дело в том, что Ариарат II Каппадокийский, хотя формально и признавал власть Селевкидов, но ранее успел повоевать против военачальника Селевка Аминты, причем помощь в захвате власти ему оказал другой правитель, де-факто отпавший от империи Селевкидов - Ерванд III, царь Армении. Поход Диодора провалился... но здесь Селевку нет нужды воевать с Лисимахом, так что сирийский царь лично возглавил поход 281 года на Каппадокию. Ариарат обратился за помощью к Ерванду и царю Понта Митридату I Ктисту, другому "варварскому" малоазиатскому правителю - но даже их объединенная армия не смогла противостоять военачальнику, сражавшемуся некогда под началом самого Александра Македонского. К середине 270-ых годов Селевк успешно завоевал Каппадокию, Армению и Мидию Атропатену - ещё одно государство, отпавшее ранее от его государства; Митридат I Ктист был вынужден признать власть Селевкидов. Отсутствие произошедших в реальной истории и неудачных для державы Селевкидов войн в Малой Азии (270-ых годов) и переориентации селевкидской политики в западном направлении, а также ликвидация сепаратистов к северу от империи позволила не допустить ослабления её позиций в восточных сатрапиях - т.н. "Верхней Азии", управляемой сыном Селевка Антиохом, чем в реальной истории несколько десятилетий спустя воспользовались парфяне. Это позволило Антиоху I, взошедшему на трон после смерти отца, лучше подготовиться к войне за Сирию, начатой в 276 году Египтом, пользуясь проблемами Птолемеев - к походу присоединились Птолемей Керавн, претендент на трон Египта как старший сын Птолемея I, и пасынок Птолемея I Магас, наместник Киренаики, стремившийся стать из наместника царем, женатый на сестре Антиоха Апаме.

Восхождение Керавна на трон Египта

Antiochos I Tetradrachm 620447

Монета с изображением Антиоха I

В реальной истории поражение Антиоха I было обусловлено тем, что после серии поражений в Малой Азии он был вынужден ввести экстраординарные налоги, что привело к серию восстаний в тылу (подогреваемых птолемеевской агентурой), а также неординарными политическими способностями Арсинои, ставшей после бегства из Македонии от Керавна женой Птолемея II и фактической правительницей государства. Здесь нет таких массовых восстаний в тылу у Антиоха - что позволяет ему сконцентрировать войска на египетском направлении - и Арсинои, благодаря способностям которой удалось избежать смуты в стране. В такой ситуации Кипр, управляемый одним из сыновей Птолемея от Эвридики, то есть братьев Керавна (возможно, Мелеагром, в нашей реальности - двухмесячным царем Македонии во время галльского нашествия), отпадает от Египта (в реальной истории сепаратистский заговор на острове был раскрыт Арсиноей), а в 274 году Антиох I, овладев Дамаском с помощью хитрости, не ограничивается этим, а двигается вглубь птолемеевских владений, стремясь проникнуть в Египет. Птолемей II встретился с Антиохом I в битве при Рафии, однако, не обладая военными талантами, потерпел поражение и погиб, после чего часть его армии перешла на сторону Керавна, провозглашенного фараоном Птолемеем III и умертвившего детей Птолемея II. В благодарность за помощь в восхождении на трон Птолемей III уступает Антиоху Келесирию и Палестину, а также вступает в брак с его дочерью Стратоникой, сестрой Апамы. К 171 году Птолемей Керавн утверждается на троне Египта, сломив сопротивление сторонников своего брата.

Пирр и Антигон Гонат против Македонии

Pirro - Marte

Пирр - претендент на трон Македонии

После битвы при Беневенто в 275 году царь Эпира Пирр был вынужден вернуться на Балканы, прекратив свою антиримскую и антикарфагенскую деятельность на Апеннинах. Поскольку его планы по подчинению Сицилии и Великой Греции (юга Италии) своей власти провалились, он решил реанимировать свои притязания на трон Македонии. Поскольку в одиночку справиться с Агафоклом I представлялось маловероятным, Пирр пошел на союз с другим старым врагом Лисимаха и его потомков - Антигоном Гонатом, внуком Антигона Монофтальма, отец и дед которого также претендовали на трон Македонии. Союз с Антигоном был ценен по той причине, что его войска контролировали т.н. "оковы Эллады" - крепости Акрокоринф, Халкида и Деметриада, ключевые пункты, позволявшие контролировать греческие города, что давало Антигону доступ к наемникам и контролировать Грецию с помощью дружеских политических режимов (в основном тираний). По соглашению с Пирром, Антигон должен был получить малоазиатские, а царь Эпира - балканские владения Лисимахидов. Первоначально война шла успешно для Пирра - ему удалось захватить большую часть Македонии, вынудив войско Агафокла отступить во Фракию. Но в Малой Азии Антигон был разгромлен и убит наместником Агафокла Филетером; весть о разгроме Гоната привела к восстанию в городах Пелопонесса, поддержанному царем Спарты Ареем; Пирр выступил против него, но был разбит и погиб при осаде Аргоса в 272 году. Так как эпироты и перешедшие на их сторону галльские наемники творили в Македонии бесчинства, народ восстал и призвал Агафокла, к которому и прибыли и подкрепления из Малой Азии от Филетера; оставшийся без союзников сын Пирра Александр заключил с ним мир, отказавшись от притязаний на македонский трон. Бывшие владения Антигона Гоната в Греции, включая "оковы Эллады", перешли под контроль Агафокла I.

Ellin-3

Эллинистический мир в 271 году до нашей эры: расклад сил

Хремонидова война

К 267 году гегемония Лисимахидов в Элладе, оказавшаяся не менее тираничной, чем правление Гоната в прошлом, вызвала недовольство греков. Большинство городов Пелопонесса, Спарта, Афины и Эпир были вынуждены создать союз, направленный на изгнание македонян. Покровителями этого союза стали Антиох I Сотер и Птолемей I Керавн, опасающиеся чрезмерного усиления Македонии. В коалицию также вошел царь Вифинии Зипойт II, пришедший к власти после свержения своего брата Никомеда I в ходе гражданской войны, длившейся все 270-ые годы (в РИ Никомед сумел победить Зипойта лишь с помощью галлов). Никомед был филэллином, тогда как Зипойт, придя к власти, поссорился с дружественными брату греческими полисами, такими как Византий и Гераклея, которые после этого обратились за защитой к Македонии. Наоборот, в роли союзника Македонии выступили цари Кипра и Киренаики Мелеагр и Магас, опасающиеся амбиций жестокого и деспотичного Керавна, и престарелый царь Понта Митридат I Ктист с его сыном Ариобарзаном, после захвата Селевкидами Каппадокии и Армении опасающийся за целостность созданного им государства. В ходе войны, длившейся до конца 260-ых годов, македонянам и их понтийским союзникам удалось уничтожить и разделить между собой Вифинию, а также нанести ряд поражений Селевкидской державе, изгнав её войска из большей части Киликии и Каппадокии. Однако на море, вследствие слабости флота Лисимахидов, Птолемей III Керавн одержал ряд побед, захватив Кипр (его брат Мелеагр и его сводный брат Магас были свергнуты и убиты) и придя на помощь восставшим эллинским городам. После гибели в 261 году в битве под Мазакой Антиоха I Сотера и смерти царя Агафокла новые цари - Антиох II Теос и Лисимах II - начали переговоры о мире; вскоре к ним присоединился и Керавн. По итогам Хремонидовой войны окончательно установилась триполярная система великих держав (Лисимахиды, Селевкиды и Птолемеи); освобожденные от македонян греческие города сформировали Эллинский союз под эгидой Египта. Из второстепенных государств относительную независимость сохранили лишь Эпир как союзник греческих городов и Понт как союзник Лисимахидов.

N8Tg8UmkRLA