ФЭНДОМ

Республика Македония
Република Македониjа
Flag of Macedonia.svg Official coat of arms of Macedonia (version mostly used between 1991 and 2009)
Македония
Год основания: 1991 год
Официальный язык: Македонский
Форма правления: Парламентская республика
Столица: Скопье
Глава государства: Бранко Црвенковский
Глава правительства: Владо Бучковский
Правящая партия: СДСМ
Государственная религия: Cветское государство
Территория: 25 333 км²
Население 2 346 284 чел.
Валюта: Македонский денар
Республика Македония (макед. Република Македонија) — государство на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. Входит в ООН как Бывшая югославская Республика Македония. На севере граничит с Югославии, на западе — с Албанией, на юге — с Грецией, на востоке — с Болгарией.

История

Предыстория

В СФРЮ Македония была одной из наименее экономически развитых республик и постоянно имела статус «неразвитого» региона, что давало право на дотации и льготные кредиты из федерального центра. С 1960-х годов Македония получала льготные кредиты по низкий процент и на длительный срок из Фонда Федерации для кредитования экономически недостаточно развитых республик и областей. Коммунистические власти способствовали подъёму македонского самосознания, в частности позволили провозгласить автокефалию Македонской православной церкви. Начавшийся распад Югославии затронул и Македонию. Уже в мае 1989 году произошли выступления в селе Вевчаны, которые привели к тому, что власти республики были вынуждены извиниться перед гражданами и отстранить от власти некоторых местных функционеров. В том же 1989 году правящий Союз коммунистов Македонии сменил название на Союз коммунистов Македонии — Партия демократических преобразований, а 21 апреля 1991 года на Социал-демократический союз Македонии.

Правление Киро Глигорова

Первые парламентские многопартийные выборы состоялись 11 ноября 1990 года. 20 марта 1991 года Собрание избрало первое правительство во главе с Николой Клюсевым, а президентом республики стал Киро Глигоров. 8 сентября 1991 года была принята декларация о суверенитете республики по итогам референдума о независимости Македонии, приведшая к бескровному выходу из состава Югославии. Первым президентом Македонии стал выходец из местной партноменклатуры Киро Глигоров (1991—1999). 15 января 1992 года Болгария первой признала независимость республики Македония под её конституционным именем. Впоследствии этому примеру последовали Турция, Словения, Россия, США и другие страны.

Сразу после провозглашения независимости Республики Македония, в соседней Греции выросла напряженность по поводу нового положения на Балканах, особенно вокруг наименования Македонии, из-за чего Македония не могла войти в ООН. Киро Глигоров провел встречу с министром иностранных дел Австрии, который предлагал выступить посредником между Македонией и Грецией, чтобы разместить в качестве посредника на переговорах. Но переговоры остановились после того, как Республика Македония, возглавляемая президентом Глигоровым отклонила предложение назвать страну Центрально-Балканской Республикой. С 12 апреля 1993 года в соответствии с мандатом, предоставленный Генеральным секретарем ООН Бутросом Гали, Сайрус Вэнс и лорд Оуэн начали посредническую роль в переговорах. Позже, 11 мая было предложено вступить республике в ООН как "Бывшая югославская Республика Македония". Отношения с Грецией начали налаживаться.

Правление Црвенковского

С введением новой конституции соседней Югославии, Косово и Воеводине возвращались статусы автономных краёв, произошла частичная передача власти в эти края. Не согласные с нахождением компромисса, и  возвращением Косово в состав Югославии, некоторые албанские боевики отступили в горы и продолжили борьбу против армии Югославии (позже и Македонии). 24 мая 1998 года в ходе рейда, внутренние войска МВД Югославии нашли массовое захоронение сербов и лояльных к ним албанцев неподалёку от города Прешево.

320px-Juli2001Matejce

Македонский спецназ в Куманово, 1998 год

26 мая 1998 года, базирующиеся в Нише самолёты ВВС РФ начали наносить удары по позициям албанских боевиков в Прешевской долине. Сломив сопротивление боевиков силами армейских частей и внутренних войск МВД СРЮ, применяя военные хитрости, такие, к примеру, как заманивание боевиков на минные поля, рейды по тылам противника и многие другие. В ответ на атаки ВВС РФ и СРЮ, армии Югославии и армии Македонии, участились случаи нападений на милицию и военных. 2 июня албанским снайпером был убит Киро Глигоров, первый президент Македонии, который был с визитом в одной из частей македонской армии (после конфликта, президентом избрали Бранко Црвенковского. Военная операция начала набирать обороты. После этого, местные жители сербской и македонской национальностей, албанцев лояльных сербам, потребовали ввода дополнительных сил в долину, чтобы защитить их, или они были готовы сами закупать оружие и давать отпор албанцам. Столкновения македонцев и албанцев стали постоянными, и обстановка в албанских анклавах стала накаляться. Серьёзные столкновения албанских сепаратистов и македонских сил безопасности произошли в македонском городе Тетово. 

На территорию Южной Сербии и Македонии, 22 июля была введена миссия ОБСЕ. Входе наблюдений, члены миссии зафиксировали зверства албанских боевиков, которые вырезали целые деревни, или насиловали девушек и несовершеннолетних детей. В ответ на это, к операции присоединяются и другие страны: Болгария, Украина (последняя даже отдала Македонии несколько вертолётов Ми-24 и ударных самолётов Су-25). Югославская и македонская таможни усиливают пограничный контроль на границе с Албанией. В результате операции на приграничных КПП было изъято около 5 тысяч автоматов и пулемётов, 2 тысячи РПГ и ПЗРК. Боевики начали массово складывать оружия. 12 августа между СРЮ и Македонией с одной стороны и албанских боевиков с другой стороны, были подписаны Охридские соглашения, по условиям которых, албанские боевики отдают официальным властям тяжёлое оружие, и им даются коридоры, где они с лёгким стрелковым оружием могут уйти в Албанию, в долине размещаются миротворцы ООН, Югославские войны закончились. 

Государственное устройство

Парламент

Собрание Республики Македония (макед. Собранието на Република Македонија) — представительный орган (парламент) Республики Македония. Собрание имеет одну палату и по Уставу (конституции) Республики Македония может насчитывать от 120 до 140 депутатов, но во всех собраниях до сегодняшнего дня было 120 депутатов. Депутаты выбираются на всеобщих выборах тайным голосованием. Мандат депутата длится четыре года, и депутаты не могут быть отозваны. Во главе Собрания стоит Председатель (спикер). Собрание заседает в столице Скопье.

По статье 68 Конституции, в обязанности Собрания Республики Македония входят:

  • изменять Конституцию РМ
  • вводить законы и давать им толкование
  • утверждать государственный бюджет
  • ратифицировать международные договоры
  • объявлять войну и мир
  • утверждать изменение границ РМ
  • утверждать заключение внешнеполитических союзов
  • назначать Правительство Республики Македония
  • выбирать судей, в том числе Уставного (Конституционного) суда РМ
  • осуществлять политический контроль над Правительством
  • предоставлять амнистию
  • осуществлять другие действия в соответствии с Уставом.

Президент

Избирается на всеобщих и прямых выборах путём тайного голосования сроком на пять лет. Принять участие в выборах может человек, являющийся гражданином Республики Македония. Президентом не может быть избран человек проживавший на территории Республики Македония менее 10 лет в течение последних 15 лет до выборов. Президент назначает определяет состав Правительства Республики Македония, назначает и отзывает указом послов и посланников Республики Македония за границей, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей, предлагает кандидатуры двух судей Конституционного суда Республики Македония, предлагает кандидатуры двух членов Республиканского судебного совета, назначает трех членов Совета безопасности Республики Македония;предлагает кандидатуры членов Совета по межнациональным отношениям, назначает и увольняет других носителей государственных и публичных функций в соответствии с Конституцией и законом;представляет награды и отличия в соответствии с законом, осуществляет помилование в соответствии с законом, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.

Внешняя политика

Республика Македония стала членом Организации Объединенных нации 8 апреля 1993 года, восемнадцать месяцев после получение независимости от Югославии. Является членом ООН под названием Бывшая Югославская Республика Македония (БЮРМ), из-за спора с Грецией по именованию. Более 130 членов ООН (в том числе члены Совета безопасности — Россия, США, Великобритания, и КНР) признают конституционное название страны. Македония активно взаимодействует с ЕАС и ОДКБ, (особенно в экономической сфере, при помощи ЕАС был значительно поднят уровень ВВП). Однако из-за перемены правящих сил (правление СДСМ сменяется правлением ВМРО, и наоборот), Македония находится на перепутье между западом и востоком.

Экономика

В македонской экономике намечается рост частного сектора экономики и иностранных инвестиций. Полезные ископаемые. Однако из-за санкций и эмбарго со стороны Греции в середине 90-х были большие потери в торговом балансе. Из-за торгового эмбарго Македонии и закрытия портов Греции приходилось искать другие, более дорогие транспортные узлы (например, через Румынию). Македония зависима от импорта нефти, газа и продукции машиностроения.

В 1998 году, с обострением конфликта в Прешевской долине, в Македонию бежало огромное количество беженцев. К 2001 году в стране начался кризис, связанный с противоречиями на этнической почве среди населения. События конца девяностых нанесли большой ущерб экономике. Однако благодаря новой экономической политике властей и помощи ЕАС, экономику удалось значительно поднять до уровня 1989 года. Здесь добывают хромиты, медные, свинцово-цинковые и железные руды, марганец. Есть предприятия чёрной и цветной металлургии, машиностроительные, химико-фармацевтические, лёгкой и пищевой промышленности.

Вооружённые силы

ВС были сформированы в 1992 году после объявления независимости государства и вывода войск и вооружения Югославии.

Изначально македонская армия располагала четырьмя повреждёнными танками Т-34 времён Второй мировой войны и некоторым количеством стрелкового оружия. Современное вооружение было закуплено и получено в дар от Болгарии, США и Украины (в основном в 1998 году во время боёв в Прешевской долине). Армия Македонии делится на Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Силы специального назначения и Береговой охраны.

Сухопутные войска — главный вид вооружённых сил. Состоят из сил быстрого реагирования, сил поддержки и стратегического резерва. Силы быстрого реагирования состоят из 1 и 2 бригад, бронетанкового батальона (31 танк Т-72). Стратегический резерв также состоит из двух бригад — 3 и 4. Силы поддержки представлены артиллерийской частью (12 установок БМ-21), батальоном ПВО, ротой радиационно-химическо-биологической разведки, батальоном связи и логистики, инженерным батальоном, ротами разведки и военной полиции.

ВВС Республики Македонии (макед. Воено Воздухопловство) состоят из Авиации и ПВО и включают боевой эскадрон, транспортный эскадрон, батальон ПВО, батальон разведки и отряд логистической поддержки.