ФЭНДОМ

Мартовское восстание
Восстание в Москве
Дата

2 марта - 20 марта 1917

Место

Петроград, Москва, Иседонск, Вильно, Киев, Харьков, Баку, Тифлис

Причина

Желание ПНС прийти к власти, не желание Правительства распустить Государственную Думу для новых выборов

Итог

Победа правительства, провал революции, объявление о новых выборах в Думу

Противники
Флаг РР Российская Империя

СРН Союз Русского Народа

Различные монархические и националистические организации

Красный флаг Партия Народных Социалистов

Красный флаг Радикально-Социалистическая Партия России (до 10 марта)

Флаг Анархистов Союз Анархистов России

КПГ КПГ

Красный флаг Красные Фрайкоры

Командующие
Герб РИ Владимир Николаевич Коковцов

Герб РИ Николай Борисович Щербатов

Герб Москвы 1 Владимир Бирюков

Герб Петрограда 1 Георгий Евгеньевич Львов

Красный флаг Николай Бауман †

Красный флаг Леонид Красин †

Красный флаг Мария Спиридонова #

Красный флаг Ивар Смигла

Красный флаг Юлий Мартов

Красный флаг Яков Свердлов †

Красный флаг Иосиф Сталин #

Красный флаг Владимир Милютин

Красный флаг Николай Бухарин #

Красный флаг Лев Троцкий

Флаг Анархистов Нестор Махно

Флаг Анархистов Пётр Аршинов †

Флаг Анархистов Пётр Кропоткин #

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
Общие потери
По разным сведениям от 300 до 450 погибших
Мартовское восстание - происходившее в России с 2 по 20 марта восстание. Попытка революции, организованная Партией Народных Социалистов в России, выразившаяся в нескольких восстаниях во многих крупных, промышленных городах.

Предпосылки

Великая Война стала огромным бременем для Российской Империи. Война которая должна была продолжаться по разным подсчётам от нескольких месяцев до года, но затянулась почти на 4. Во многом по этой причине в обществе продолжало расти левые и антивоенные настроения, кроме того Государственная Дума фактически отказалась от идеи роспуска, несмотря на то что срок её работы давно истёк. Кроме того крупной проблемой продолжала оставаться борьба с оппозицией выраженная в продолжающий действовать, хоть и смягчённый во время войны Антимаркситский закон. РСПР, поддержавшая вступление России в войну и заняв позицию "социалистического оборончества" отошла от террористических методов и приняло участие в "едином правительстве" получив несколько мест в нём, однако, после очередного конфликта в августе 1916-ого покинула правительство. В это же время ПНС, заключив союз с анархистами начали готовиться к полноценному вооружённому восстанию. РСПР после окончания войны, также начала вновь поддерживать идеи буржуазной революции, которая должна была окончательно ликвидировать монархию и перейти к республике. При этом стоит отметить, что не в ПНС не было единого мнения, относительно будущего устройства государство.

Левое крыло ПНС оказалось под серьёзным влиянием Январской Революции в Италии и Ноябрьского восстания в Германии. В результате среди будущих восставших не было единство относительно судьбы России, к этому прибавились ещё и Анархисты, что внесло в грядущее восстание отсутствие жёсткого идеологического стержня. В участии в восстании изъявили желание также участвовать так называемые "Красные фрайкоры", которые собирались поднять восстание против русской оккупации Мемеля, а до этого уже длительное время участвовали в Гражданской Войне в Германии.

Подготовка

Зимой 1917-ого года в Россию из эмиграции в основном из Швейцарии или из Турции, стран нейтральных в предыдущих конфликтах начали возвращаться члены Партии Народных Социалистов. Делали это в основном по поддельным документам и прибывали в крупные промышленные города, целью восстание было взять эти города под свой контроль и тем самым по большей части парализовать работу промышленности и железных дорог в России, следующим пунктом должна была стать блокирование Государственной Думы и принудительный её разгон. Тут отчасти произошёл конфликт между разными партиями и политическими движениями, анархисты поддержали идею активного терроризма против чиновничества и полицейских в занятых городах, ПНС поддержало идею локальных "казней", против деятелей националистических и монархических партий, а также ряда чиновников и депутатов Государственной Думы. РСПР выступили против открытого терроризма и призвала избежать, насколько это возможно кровопролития. Уже к февралю социалистическим партиям и анархистам удалось добыть некоторое количество оружие, в основном ранее принадлежавшее финским или польским добровольцам, также велись закупки оружейных партий из Китая, который фактически продолжал находился в состоянии хаоса. Имперская Служба Безопасности предполагала, о возможности восстания за многими лидерами ПНС прибывшими из эмиграции была установлена слежка, однако, анархистам по большей части удалось скрыться от ИСБ. Восстание планировалось начать в середине марта-начале апреля, однако, события в Исседонске несколько изменили обстановку.