ФЭНДОМ

Медаль «За труды по освобождению крестьян»
За освобождение Крестьян 1 За освобождение Крестьян
Лента Александра Невского
Страна Российская Республика
Тип Медаль
Кому вручается Чиновникам, общественным и государственным деятелям, участвовавшим в разработке и содействии в реализации Крестьянской реформы
Статистика
Дата учреждения 9 марта 1828 года
Количество награждений 1756
Диаметр 28 мм
Материал золото
Медаль «За труды по освобождению крестьян» — одна из первых государственных наград Российской Республики. Медалью награждались чиновники, общественные и государственные деятели, участвовавшие в разработке и реализации Крестьянской реформы.

Основные сведения

Медаль учреждена 9 (21) марта 1828 года приказом министерства Земельного хозяйства, в связи с проведением Крестьянской реформы.

Медаль вручалась по спискам предложенным самим министерством Земельного хозяйства чиновникам, государственным и общественным деятелями, которые внесли значительный вклад в разработку и содействие в реализации Крестьянской реформы в Российской Республике.

Эта медаль была не единственной наградой, связанной с крестьянской реформой. Реформаторы, занимавшиеся расформированием военных поселений и устройством крестьян, работавших в них награждались отдельной медалью «За труды по устройству крестьян Военных поселений».

Порядок вручения

Отмена сословного разделения благоприятно повлияла на награждение в России. В новых правилах награждения отсутствовала строка об отдельных медалях в соответствии с чином подданного — вне зависимости от старого сословного положения все награждались золотой медалью.

В первую очередь медалью награждались высшие чиновники (в том числе и министры), непосредственно разрабатывавшие крестьянскую реформу; члены особых комитетов по благоустройству крестьянского быта; государственные деятели, участвовавшие в работе над положениями реформы; общественные деятели, которые внесли положительный вклад в работе над реформой; граждане активно содействовавшие в освобождении крестьян; а также чиновники, которые непосредственно осуществляли крестьянскую реформу.

Последние награждение прошло в 1841 году, когда были награждены последние списки участников реформы.

Описание медали

Медали чеканились из золота диаметром 28 мм., а наверху располагалось ушко. Носить медаль полагалось на левой стороне груди на ленте Святого Александра Невского.

На лицевой стороне медалей в центре изображён герб Российской Республики, под которым располагалось черта. На оборотной стороне медали горизонтально расположена надпись в пять строк: «за труды по освобожденiю крестѣянъ», а внизу — черта аналогичная той, что расположена на лицевой стороне.

Награждённые медалью