Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Медаль «За прививание оспы»
За прививание Оспы За прививание Оспы Благодарю
Зелёная Лента
Страна Российская Республика
Тип Медаль
Кому вручается Лицам, осуществлявшим и распространявшим прививание натуральной оспы в России
Статистика
Дата учреждения 17 октября 1827 года
Количество награждений 359
Диаметр 28 мм
Материал серебро

Медаль «За прививание оспы» (другое название — «За оспопрививание») — одна из первых государственных наград Российской Республики, предназначавшаяся для лиц, осуществлявших и распространявших прививание натуральной оспы.

Основные сведения

Медаль учреждена 17 (30) октября 1827 года приказом министерства Народного Просвещения по предложению Вольного Экономического общества. Первоначально предполагалось выпускать золотую и серебряную медаль, но потом ограничились чеканкой медали из серебра.

Медалями награждались медицинские работники, священники, государственные служащие, общественные деятели и другие лица, проявившие себя в деле прививания натуральной оспы.

После образовательной реформы Яковлева, чеканка медалей новых медалей стала проводиться с учётом новой грамматики и правил правописания.

Все медали «За прививание оспы» чеканились на Санкт-Петербургском монетном дворе за счёт Вольного экономического общества.

Порядок вручения

Медалью награждались медицинские работники, священники, государственные служащие, общественные деятели и прочие лица сделавшие вклад в осуществление и распространение прививания натуральной оспы в России, вне зависимости от пола и гражданства.

Первоначально награждали по спискам, представленным Вольным экономическим обществом и утверждённым министерством Народного Просвещения, но впоследствии награждение производилось согласно врачебному уставу.

Описание медали

Медали чеканились из серебра диаметром 28 мм., а наверху располагалось ушко. Носить медаль полагалось на левой стороне груди на зелёной ленте.

На лицевой стороне была изображена женская фигура, олицетворяющая здоровье, окружённая детьми, а сверху по дуге находится надпись: «за прививанiе оспы». С обратной стороны медали располагается горизонтальная надпись «благодарю», под ней черта, выше надписи — небольшая пятиконечная звезда.

История борьбы с оспой

Привитие ребёнка

Прививание предохранительной оспы ребенку

Для России борьба с оспой была весьма актуальна. Так, в 1727 году от оспы внук Петра I Великого — Пётр II. Натуральной оспой переболел император Пётр III, а его жена императрица Екатерина II Великая, чтобы показать своим подданным личный пример и ей в 1768 году поставили прививку оспы.

В XVIII веке от натуральной оспы в России умирал каждый седьмой ребёнок. В распространении в России оспопрививания видное участие принимало Вольное экономическое общество, особенно с 1824 года, когда в составе общества открыто было отделение под названием попечительного о сохранении здоровья человечества и всяких домашних животных. Общество рассылало по всей России оспенную материю, инструменты, заботилось о подготовке опытных оспопрививателей, распространяло сотни тысяч брошюр на русском и инородческих языках.

Лишь в 1840 году был издан новый закон об обязательной вакцинации и ревакцинации, а функции по прививанию были переданы в волости, а за каждого привитого выдавали серебряный рубль из государственной казны. Несмотря на возникшие случаи махинаций, тем не менее, началось стремительное сокращение случаев заболевания натуральной оспой.

Advertisement