ФЭНДОМ

Жетон «За свободную Россию»
Жетон Свободная Россия Жетон Свободная Россия
Российская лента
Страна Российская Республика
Тип Жетон
Кому вручается Гражданам Российской Республики, совершившие особый вклад в защиту прав и свобод жителей России
Статистика
Дата учреждения 1 мая 1829 года
Количество награждений 1830
Диаметр 30 мм
Материал серебро

Медаль «Свободная Россия» (более точное название — Жетон «За свободную Россию») — одна из первых государственных наград Российской Республики. Медалью (жетоном) награждались граждане России сделавшие вклад в защиту прав и свобод жителей Республики.

Основные сведения

Жетон был учрежден особым приказом Державной Думы от 1 (13) мая 1829 года.

Первое вручение жетонов произошло в четвёртую годовщину Великой Русской Революции, участникам событий на Петровской (Сенатской) площади. Тогда ими были награждены офицеры революционных полков, а также солдаты проявившие особые старания в отношении установления свободного и справедливого строя в России.

В последующие годы жетон вручался по предложению Верховного Собора Республики, гражданам России, которые сделали вклад в защиту прав и свобод жителей России.

Несмотря на образовательную реформу Яковлева, слова на жетоне чеканится в соответствии с дореформаторской грамматикой.

Порядок вручения

Первоначально жетон выдавался исключительно мужчинам, однако ходатайством Верховного Собора в 1872 году жетоны стали также вручать женщинам. Среди награждаемых были как государственные служащие и политики отстаивавшие права и свободы, так и научные деятели, совершившие вклад в развитие законов российского государства, а также военные и полицейские совершившие подвиг с целью сохранения свобод граждан.

Решение о том, является ли внесённый вклад значительным, определяла коллегия при Верховном Соборе по наградным делам.

Описание медали

Лицевая сторона — в центре изображение «женщины-России» с флагом в правой руке на котором написано "Свободная Россiя", внизу — растительный орнамент. Оборотная сторона — надпись (цитата из стихотворения А.С.Пушкина) на гладком поле: "Товарищъ, вѣрь, взой­детъ она, заря плѣнительнаго счастья. Россiя вспрянетъ ото сна и на облом­кахъ самовластья напишетъ наши имена"; внизу — растительный орнамент.

Жетоны чеканились из серебра диаметром 30 мм с ушком сверху для ленты с цветами российского флага.

Награждённые медалью

Среди известных награждённых этом жетоном такие люди как: