Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Мексиканская кампания (1916-1917 года) — военные действия вооружённых сил США времён Первой мировой войны, ведущиеся на территории Соединённых Штатов Мексики против про-антантовского режима конституционалистов с целью его свержения. Являлась одной из основных на Северо-американском театре военных действий и второй по значимости для армии США за время войны.

Началом кампании считается неудачная попытка в ноябре 1916 года конституционалистами вернуть силой оккупированный двумя годами ранее американцами город Веракрус и последующее пересечение американскими войсками границы с Мексикой.

Предпосылки

Американские интересы в Мексике ещё до войны перекликались с финансовыми интересами многих своих вкладчиков и бизнесменов. В частности ещё при президентстве Уильяма Тафта значительная часть представителей Республиканской партии имела в своём распоряжении крупные капиталовложения на территории южного соседа. До 1910 года основные американские вклады приходились в основном на добычу нефти и контроль над мексиканскими железными дорогами, и лишь острая конкуренция с английскими компаниями в той же сфере не позволяли бизнесменам из США полностью монополизировать эти отросли в Мексике.

Помимо этого возникали территориальные споры и вопросы вокруг таких регионов как территории Эль-Чамисаль и бухта Магдалена. В частности именно за долгосрочную аренду последней боролся Вашингтон, планируя создать из неё угольную базу для своих ВМФ. Долгие годы правительство Порфирио Диаса, мексиканского диктатора с 1876 года, отказывало Соединённым Штатам в этом, пока наконец в 1908 году не пошло на уступки, отдав бухту в аренду на целые два года. Когда же срок аренды истёк, Мехико не согласилось продливать её ещё на два года, к полному неодобрению американской стороны.

Отношения во времена Мексиканской революции

Со временем Соединённые Штаты полностью разочаровались в Порфирио Диасе. Видя, как с каждым годом мексиканская общественность всё больше тяготеет к вооружённому восстанию против диктатора, и осознавая, что это самое восстание неминуемо, Вашингтон принял решение не пытаться противодействовать событиям, а финансово и материально поддержать восставших, надеясь таким образом обезопасить хотя бы часть своих интересов Мексике. К сожалению, это было не так: пришедшие после свержения и изгнания Диаса революционеры не смогли создать устойчивое правительство и быстро перессорились друг с другом, дав возможность контрреволюционерам, во главе с генералом Викториано Уэртой, захватить власть и установить новую диктатуру.

По началу режим Викториано Уэрты был встречен администрацией Теодора Рузвельта как шанс на возвращения спокойствия в Мексику. Но заигрывания Уэрты с Англией и Францией перед началом Первой Мировой, рассматривание возможности национализации нефти, отсутствие подтверждения гарантий на сохранность американских интересов в стране — всё это вызывало раздражение Вашингтона. Апогеем накаляющихся отношений стала оккупация в апреле 1914 года американскими войсками города Веракруса — крупнейшего морского порта Мексики. Потеря важного города, недовольство народом его политикой и восстание оппозиции во главе с Венустианой Каррансой, произошедшее в том же году, вынудило Уэрту вскоре подать в отставку и подобно Порфирио Диасу бежать в Европу.

Дальнейшие события развивались стремительно. Собранный Конвент лидеров революции не смог опять договориться друг с другом, что привело к его расколу и уходу сторонников Каррансы, провозгласивших себя конституционалистами. Оставшиеся сторонники Конвента объединились вокруг фигуры временного президента Эулалио Гутьерреса и лидера крестьянских революционеров Панчо Вильи, ставшего во главе армии конвенцистов. В стране разразилась новая гражданская война.

Всё это время в Конгрессе США всерьёз предлагалось ввести войска в Мексику для установления там конституционного порядка. Главным образом этого придерживался сам Теодор Рузвельт, но начавшаяся в Европе Первая мировая война вынудила Вашингтон не спешить с этим. В конечном итоге медлительность Штатов позволила конституционалистам к 1915 году разбить войска Конвента, отбросив силы Вильи на север, и лишь бесперебойные поставки американского оружия последнему с отказом Америкой в помощи конституционалистам спасло того от полного разгрома. Карранса, зная об этом, а также продолжая требовать вывода американских войск из Веракруса, всё больше стал ориентироваться на страны Антанты, сделав подконтрольные ему территории Мексики одними из важнейших поставщиков нефти воюющей Франции и Великобритании.

На пути к войне

1916 год стал поворотным в мексикано-американских отношениях. Вхождение США в войну на стороне Германии и быстрый разгром Великобритании в Канаде сделал Мексику следующей целью американской военной машины. Переизбранный 7 ноября 1916 года Теодор Рузвельт поспешил продолжить так хорошо начавшуюся для него войну и вскоре объявил об официальной поддержке своей администрацией сторонников Панчо Вильи. Карранса понимал, к чему шло дело, и да бы полностью заручится поддержкой Антанты, призывавшей Мексику к войне против США, 20 ноября объявил о начале операции по освобождению Веракрусы, официально вступив в войну против Центральных держав. Соединённые Штаты были готовы к этому и уже на следующий день первые американские военные корпуса ступили на территорию южного соседа, начав Мексиканскую кампанию.

Ход боевых действий

Advertisement