Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
237372.jpgНад статьёй ведётся работа.

Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй в тоннелях, по поверхности и на эстакадах.

Ниже представлен список метрополитенов России.

Санкт Петербург

Петербургский метрополитен
Санктъ-Петербургскій метрополитенъ
Информация
Страна

Флаг России (МРГ).png Россия

Город

Санкт-Петербург

Дата открытия

15 ноября 1928

Количество линий

8 линий

Схема линий

Карта Санкт-Петербургского метрополитена (МРГ).png

История

Уже в конце XIX века в столице Российской империи всерьёз обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов. Тем временем в Петербурге не было даже электрического трамвая. Противодействие городских властей, желавших взять этот вид транспорта под свой контроль, в конечном итоге стало одной из причин того, что проект метро тогда так и не был осуществлён.

В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить дачный вокзал в середине Невского проспекта, у Казанского собора, и соединить его эстакадно-подземной дорогой (над Екатерининским и Обводным каналами и соответственно под Забалканским проспектом) с Балтийским и Варшавским вокзалами. В том же году инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения, разработал два варианта проекта, целью которого было соединение линий всех петербургских вокзалов в единый городской узел.

Интереснейшие разработки — плод нескольких лет кропотливого труда — выдвигал один из первых теоретиков российского метростроения, инженер путей сообщения П. И. Балинский. Его схема предусматривала строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс общей протяженностью в 95,5 вёрст (172 км). Строительные работы (с учётом засыпки низменных районов города во избежание наводнений, возведения 11 крупных мостов, сооружение насыпей и эстакад высотой 5—10 м, прокладки собственно железнодорожных линий и т. д.) обходились по его проекту в 190 млн рублей. Однако в 1903 году императором Николаем II проект был отклонён.

Проект Петроградского метро 1914-1917 года графа Толстого

В 1914 году интенсивность движения в Петербурге и пригородах значительно увеличилась по сравнению с 1900-ми годами. Стремительно росла численность населения, росла сеть городских трамваев, строился Финляндский железнодорожный мост, соединяющий Финляндские и Имперские железные дороги. В 1914 году городской глава граф И.И. Толстой обратил внимание на перегруженность трамваев, предложил устройство метрополитена и даже сумел убедить Думу выделить 25 тысяч рублей на предварительные работы по подготовке проекта метрополитена. Разработка проекта велась Управлением городских железных дорог при Городском Общественном управлении и к 1917 году была завершена.

Рассматривалось два варианта линий метрополитена. По первому варианту линия начиналась у Нарвской заставы, шла по засыпанной реке Тарановке, Обводному каналу, Звенигородской, Большой Московской улице, далее в тоннелях под Владимирский и Невским проспектам, Большой Невой, Стрелкой Васильевского острова, Малой Невой, Кронверкским проспектом, через улицы Петроградской стороны, под Малой Невкой, через Каменный остров, под Большой Невкой к Сестрорецкому вокзалу и станцией Ланская Финляндской железной дороги. Второй вариант трассировки метрополитена предлагал две пересекающиеся линии. Первая линий шла от Николаевского вокзала под Невским проспектом через Большую Неву на Васильевский остров, вторая - подобно первому варианату, но по Лермонтовскому проспекту, Крюкову и Екатерининскому каналам, вдоль Марсова Поля на Петроградскую сторону, по Кронверкскому проспекту и далее точно так же к станции Ланская. По первому варианту протяженность путей составляла 17,8 версты (18,86 км), по второму - 23,65 версты (25,07 км.). Такая трассировка линий давала возможно не только соединить все вокзалы, но и обеспечить внутригородские перевозки. Линии метрополитена направлялись на городские окраины, что давало возможность начать их бурное развитие и застраивание. Осуществлению проекта помешала Гражданская война, а затем постепенно восстановление экономики страны после неё.

В 1924 году вновь началось обсуждение проекта строительства Петербургского метрополитена. Были разработаны и многие важные технические параметры: ширина вагона - 2,6 м, длина 17.1 м, расстояние между станциями не должно было превышать 2370 м и быть не менее 226 метров, интервалы движения 1,5 минуты, скорость поездов 40-60 км/ч. Идею строительства метрополитена поддержали инженеры Гиршсон и Рашевский, последний выступал за строительство тоннелей на большой глубине, в плотных глинах, так как при этом не будут задеты городские инженерные сети, что и было сделано.

15 ноября 1928 года был открыт первый участок Санкт-Петербургского метрополитена «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского», составляющий 6,7 км.

Перспективы развития

На 2014 год Петербургский метрополитен насчитывает 8 линий: Выборгскую, Московско-Петроградскую, Невско-Василеостровскую, Правобережно-Лахтинскую, Корниловско-Приморскую, Красносельско-Калининскую, Адмиралтейско-Охтинскую и Кольцевую, однако для 23-х миллионного города этого не хватает. В данный момент разрабатываются проекты по строительству новых линий метро. Строительство т.н. Обводной линии собираются начать в 2015, которая должна будет частично разгрузить Петербургский метрополитен.

Москва

Московский метрополитен
Информация
Страна

Флаг России (МРГ).png Россия

Город

Москва

Количество станций

58 станций

Количество линий

6 линий

Схема линий

300px

Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.

В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).

В том же 1902 году инженерами путей сообщения А. И. Антоновичем, Н. И. Голиневичем и Н. П. Дмитриевым был разработан проект Московской городской железной дороги (Метрополитэна). В отличие от проекта Кнорре и Балинского, этот проект предусматривал как подземную (в центральной части города), так и надземную прокладку линий по грунту или на эстакадах — на окраинах. Планировалось построить четыре радиальных линии и одну кольцевую по трассе Камер-коллежского вала с пересадочными станциями.

В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского (от Тверской заставы до Калитников); Арбатско-Мясницкого (от Каланчёвской площади до Брянского (Киевского) вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ). Проект строительства, намеченный на 1914—1920 годы, был утверждён Городской Управой. Строительству помешала начавшаяся Первая мировая война.

Также известен детально проработанный проект, предложенный электротехником М. К. Поливановым в 1916 году, и имевший огромную популярность в 30-х годах. Тоннели трёх подземных диаметров соединялись с путями магистральных железных дорог, пригородные участки которых должны были быть электрифицированы. Однако война России и Японии помешали осуществлению плана.

После войны, в 1946 году началась разработка проекта. И тут всё также, как и в реальности.

К 2014 году Московский метрополитен насчитывает 15 линий и 5 диамеров.

Киев

В 1884 году впервые в Российской империи, в Киеве был рассмотрен проект подземной железной дороги. Проект предусматривал проведение тоннелей от пристани на Днепре до железнодорожного вокзала через Почтовую площадь и Бессарабку. Однако депутаты городской думы отклонили этот проект — вполне вероятно, из-за банального страха перед неизвестным.

Так же произошло и в Москве, где провалились проекты 1902 и 1912 гг.. Идея создания скоростного городского транспорта в Киеве вновь рассматривается в 1916 году. Тогда члены русско-американской торговой компании попытались собрать деньги для создания метрополитена в Киеве. Однако городская управа дала отказ торговой компании. В 1918 году о метрополитене вспомнили вновь — это было связано с планами гетмана Украины Павла Скоропадского превратить район Зверинец в наилучший район города. Этим планам тоже не суждено было сбыться, так как власть гетмана Скоропадского перешла к Симону Петлюре.

Только спустя двадцать лет планы по строительству метро в Киеве обрели правдоподобие. 9 июля 1936 года Киевская городская дума рассмотрела дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». За этот проект молодой инженер был награждён премией размером в 1000 рублей. По Киеву пошли слухи о том, что в городе в скором времени будет построен метрополитен; это привело к тому, что в Киев стали поступать письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями оказать свою помощь при проектировке и строительстве. Киевская Городская Дума некоторое время отвечала не в пользу метро, но в 1938 году начались предварительные работы.

Строительство метрополитена начали в 1939 году, и приостановили в 1941 - в связи с началом Второй Русско-Японской войны и урезанием бюджета. В 1946 году строительство продолжили, и 30 сентября 1948 Киевский метрополитен был открыт.

Карта Киевского метрополитена

Однако развивался метрополитен медленно. Так сказывалось низкая популярность метро в Киеве. Только к 90-м годам, резкий рост населения, прибавил интерес к метро в Киеве, и 7 июня 1992 года была открыта вторая линия Киевского метрополитена.

В 2014 году планируется открыть Третью линию Киевского метрополитена, а в 2015 - Киевский монорельс.

Харьков 

Underconstr.jpegЭтот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников АИ-вики, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Одесса

Нижний Новгород

Казань

Ростов-на-Дону

Новониколаевск

Екатеринбург

Самара

Саратов

Тифлис

Ташкент

Екатеринослав

Минск

Баку

Царицын

Рига

Омск

Красноярск

Владивосток

Иркутск

Уфа

Челябинск

Астрахань

Хабаровск

Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ).png Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ).png Россия (Флаг России (МРГ).png Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ).png РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ).png Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд.png США • Флаг Германии (МРГ).png Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ).png Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ).png Югославия • Флаг Китая (МРГ).png Китай (Флаг Японского Китая (МРГ).png Центральное правительство) • Флаг САИФ.png ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова • Михаил Прохоров
Advertisement