Аятолла-0.jpg

Утром 1 февраля 1979 года в иранскую столицу Тегеран прибыл аятолла Хомейни - человек, внесший огромный вклад в происходившую в это время революцию, духовный лидер страны с огромным числом сторонников. Аятолла вернулся в Иран из Франции после вынужденной пятнадцатилетней ссылки. Хомейни прибыл в страну с разрешения нынешнего премьер-министра страны Шапура Бахтияра, который надеялся с помощью аятоллы заручиться поддержкой населения и сформировать новое правительство. Однако, Хомейни отверг предложения Бахтияра, более того, пригрозил ему арестом, если тот не уберется из страны. Что происходило дальше хорошо известно: бегство Бахтияра, установление в Иране исламской республики и война с Ираком. Но давайте представим, как бы сложилась история всего мира, если бы аятолла погиб и Шапур Бахтияр сохранил власть?

Развилка

1 февраля 1979 года в тегеранском аэропорту Мехрабад произошла авиакатастрофа. Боинг-747, на котором в Иран возвращался аятолла Хомейни, был вынужден совершить грубую посадку по причине сбоя в работе электроники на борту самолета. В ходе грубой посадки самолет ударился хвостовой частью о землю и взорвался. Все находившиеся на борту трагически погибли.

События в Иране после катастрофы

Скорбящие на улицах Тегерана.1979 год.

Неожиданная смерть аятоллы деморализовала его сторонников по всей стране. В то же время смерть духовного лидера окончательно подорвала доверия исламистов к правительству Бахтияра. Сторонники трагически погибшего аятоллы обвиняли премьер-министра в его убийстве. Смерть Хомейни вызвала сильную дестабилизацию политической ситуации в стране. В первые месяцы после "Мехрабадской катастрофы" по всему Ирану проходили многочисленные шествия и митинги исламистов и сторонников умершего аятоллы, отличающиеся ярыми антиправительственными лозунгами. На крупных предприятиях страны проводились забастовки. Все это привело к ухудшению социально-экономической ситуации в стране и осложнило работу правительству Бахтияра в нелегкий для страны период.

Шапур Бахтияр

Сам премьер-министр в это время предпринимал попытки консолидации всех антиисламистских и антикоммунистических сил для совместной работы. В частности, Бахтияр попытался примириться с "Национальным фронтом Ирана", демократической и оппозиционной шаху группой, которая изгнала Бахтияра из своих рядов после его согласия работать с шахом. В ходе переговоров с лидерами организации Каримом Санджаби и Дариушом Фороухара, Бахтияр гарантировал им проведение в стране конституционного референдума по будущему устройству Ирана, а также продолжение либеральных реформ, начатых им еще до бегства шаха из страны. Как итог, большая часть рядового состава и лидеров Национального фронта Ирана публично выразила свою поддержку Шапуру Бахтияру. На это решение их также сподвигли многочисленные акции протестов исламистов и угроза захвата ими власти в стране.

15 февраля Шапур Бахтияр объявил о проведении 11 марта Всенародного референдума в стране, который должен определить будущее государственное устройство Ирана и дал бы начало работе Конституционного совещания, которое по итогам референдума должно было разработать новую Конституцию страны.

Нефтяной кризис 1979 года

Нефтяной кризис 1979 года случился из-за падения добычи нефти на фоне Иранской революции. Хотя мировые поставки нефти сократились всего на ~ 4%, реакция нефтяных рынков резко подняла цены на сырую нефть в течение следующих 12 месяцев, более чем вдвое до 39,50 долларов за баррель. Скачок цен вызвал сильную нехватку топлива.

Очередь на автозаправку в США в период кризиса (1979 г.)

Наиболее сильное влияние кризис оказал на Соединенные Штаты Америки. Автомобилисты вскоре начали панические покупки, и на заправках страны появились длинные очереди, как и шесть лет назад во время нефтяного кризиса 1973 года. 15 июля 1979 года президент Джимми Картер изложил свои планы по сокращению импорта нефти и повышению энергоэффективности в своей речи «Кризис доверия» (иногда известной как речь «о недомогании »). В своем выступлении Картер призвал граждан сделать все возможное, чтобы сократить потребление энергии. Несмотря на все заявления и инициативы президента, в США произошло ухудшение социально-экономической обстановки.

Экономические проблемы в стране, обострившиеся из-за кризиса привели к падению рейтинга президента Картера. В стране увеличилось число безработных, резко возросла инфляция. Неудачная экономическая политика Джимми Картера привела к его поражению на президентских выборах в ноябре 1980 года кандидату от республиканской партии Рональду Рейгану.

Референдумы 11 марта и 15 августа в Иране и их итоги

Антимонархический плакат с улиц Тегерана (1979 г.)

Прошедший референдум 11 марта 1979 года в Иране включал в себя лишь один вопрос: "Какое государственное устройство должно быть у Ирана?". Жителям страны надо было выбирать между монархической и республиканской формой правления. Явка на мартовский референдум составила 51%. Причиной неудовлетворительного для властей процента явки стало то, что многие исламисты, поддерживающие в свое время аятоллу Хомейни, бойкотировали референдум. Несмотря на это, результат удовлетворил Шапура Бахтияра: 93% избирателей проголосовали за то, что Иран должен стать республикой. Это решение позволило Бахтияру сохранить в своих руках все рычаги управления страной до разработки новой Конституции.

После оглашения результатов референдума, Бахтияр заявил о создании и начале работы Конституционного комитета. Главной целью комитета была разработка нескольких вариантов Конституции республиканского Ирана. В комитет вошло 350 человек. Большинство человек в комитете составляли представители "Национального фронта Ирана". Всего комиссией был разработано 8 вариантов Конституции. 17 июля в иранской прессе был опубликован вариант конституции, разработанной комитетом. По этому варианту, Иран становился унитарной президентской республикой, с однопалатным парламентом (Меджлис), состоящим из 400 человек. 23 июля Шапур Бахтияр заявил, что Конституционный референдум по каждому из пунктов этого варианта Конституции состоится 15 августа.

Явка на Конституционный референдум была больше, чем на мартовский и составила 67%. По итогам референдума, все пункты Конституции были приняты большинством голосов. На 15 октября 1979 года были запланированы президентские выборы и выборы в Меджлис. Итогом президентских выборов стало избрание на пост главы государства Шапура Бахтияра. В Меджлисе большинство депутатов составили члены "Национального фронта Ирана" и беспартийные.

Афганская война

Афганской войной принято называть военный конфликт на территории Афганистана, проходивший с 1979 по 1985 год. Противоборствующими сторонами в конфликте были Советский Союз, а также поддерживаемое им правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) и афганские повстанцы-моджахеды.

Советские солдаты в Афганистане (1982 год)

Война была начата после принятия решения о вводе советских войск на территорию Афганистана для свержения главы государства Хафизуллы Амина, ставшего неугодным для советского руководства, и установления и поддержки лояльного СССР руководства ДРА. Благодаря советским войскам, новым руководителем Афганистана стал Бабрак Кармаль. Солдаты СССР и коммунистической ДРА встретили ожесточенное сопротивление моджахедов - афганских повстанцев, мотивированных исламской идеологией.

Афганским моджахедом в первый год боевых действий оказывали поддержку Соединенные Штаты. Однако, в связи с началом войны в Персидском Заливе, в которой американские вооруженные силы приняли непосредственное участие на стороне Ирана, президент США Рональд Рейган был вынужден отказаться от любой помощи моджахедам. Сворачивание американской поддержки повстанцам значительно упростило советским войскам ведение боевых действий в Афганистане. Оставшиеся без иностранной поддержки моджахеды начали терпеть поражения за поражением.

М.С.Горбачев - руководитель СССР с 1985 по 1995 гг.

Как итог, уже в 1985 году, новый глава СССР Михаил Горбачев объявил об окончании войны и начале поэтапного вывода советских войск с афганской территории. Последние советские войска были выведены из Афганистана в 1986 году. Несмотря на вывод войск, Советский Союз продолжал оказывать материальную поддержку Афганистану. В частности, именно благодаря советским специалистам, в ДРА была созданы современная инфраструктура и хорошо обученные, профессиональные вооруженные силы. Победа в Афганской войне привела к росту престижа СССР и упрочила позиции руководителя страны Михаила Горбачева, что стало для него стимулом проведения социально-экономических, а позднее и политических реформ в стране, впоследствии названных "Перестройкой".

Иракская война