Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Миланское герцогство
Флаг_Милана.png Герб Милана.png
Год основания: 1395
Официальный язык: Итальянский
Форма правления: Монархия
Титул правителя: Герцог (с 1433 - король)
Правящая династия: Висконти
Законодательный орган: {{{Законодательный орган}}}
Столица: Милан
Религия: Католицизм
Площадь: Ок. 250 000 км²
Население: 15 000 000 чел.
Валюта: Скудо
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]

Миланское герцогство (итал. Ducato di Milano, с 14.. года - Королевство Италия, итал. Regno d'Italia) - государство на Аппенинском полуострове, созданное в 1395 году правителем Милана Джан Галеаццо I из династии Висконти.

Крупнейшие города - Милан, Неаполь (с 1466 года), Венеция (с 1435 года), Флоренция, Сиена, Генуя.

Государственное устройство

Список правителей

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Первый Висконти.jpg Джан Галеаццо I
(1351–1402)
Изабелла Валуа
(1360–1372)
5 сентября 1395 3 сентября 1402 Племянник Бернабо Висконти
Катерина Висконти
(1380–1402)
AeL-WUkaELw.jpg Джан Галеаццо II (1366–1419) Мария Беррийская

(1386–1419)

3 сентября 1402 15 января 1419 Сын

Джан Галеаццо I

Новый третий висконти.jpg Джан Галеаццо III

(1394–1466)

Анна д’Арманьяк

(1417–1466)

15 января 1419 27 марта 1466 Сын Джан Галеаццо II
Третий Висконти.jpg Джан Стефано I (1426–1477) Элеонора Арагонская

(1441–1477)

27 марта 1466 9 апреля 1477 Племянник Джан Галеаццо III
800px-Raffaello, giuliano de' medici.jpg Джан Стефано II

(1467–1496)

Людовика Савойская

(1479–1496)

9 апреля 1477 7 октября 1496 Внук Джан Стефано I
Альфонсо д'Эсте.jpg Фернандо I

(1460–1508)

_ 7 октября 1496 30 июня 1508 Сын Джан Стефано I
Отсылочка да.jpg Джан Стефано III
(1485–1533)
Изабелла Австрийская
(1514–1526)
30 июня 1508 1 января 1533 Племянник Фернандо I
Маргарита Палеолог

(1528–1533)

Kosimo Visconti.jpg Джан Галеаццо IV

(1520–1572)

Мария Венгерская

(1545–1573)

1 января 1533 27 августа 1572 Сын Джан Стефано III
Медичи-Висконти.jpg Джан Галеаццо V

(1551–1607)

Елизавета Валуа

(1565–1588)

27 августа 1572 7 марта 1607 Сын Джан Галеаццо IV

История

Правление Джан Галеаццо II (1402-1419)

Антимиланская коалиция

Бонифаций IX

Встревоженный экспансией Милана в Тоскане и Романье, Папа Римский Бонифаций IX энергично взялся за созданием союза итальянских стран для противодействия Милану. Вошли в него великие республики Италии - Венеция и Флоренция, а также ряд мелких княжеств, таких как Мантуя, Феррара и Монферрат. Однако миланские войска продолжали одерживать победы и продвигаться вглубь Тосканы и Папской области, создавая непосредственную угрозу Флоренции и Риму. 1 октября умер создатель направленной против Джан Галеаццо II лиги - Бонифаций IX. Его преемник, Иннокентий VII, стремясь любой ценой сокрушить гегемонию Милана в северной части Аппенин, обратился за помощью к королю Неаполя - Владиславу Дураццо, способному полководцу. С вступлением Неаполя в войну она приобрела неблагоприятный для Милана характер.

Стремясь положить конец антимиланской лиге, Джан Галеаццо II вступил в союз с французским принцем Людовиком II Анжуйским, правителем Анжу, Мэна и Прованса и претендентом на престол Неаполя. Пообещав Людовику за содействие неаполитанскую корону, он получил от него военную помощь и нанес сокрушительное поражение при Ареццо 19 мая 1409 года объединенной армии Неаполя, Флоренции и римского Папы Григория XII. Флоренция была вынуждена признать верховную власть Милана, Венеция - выйти из войны на условиях status quo, а мелкие североитальянские княжества перестали существовать. Впрочем, победа далась коалиции дорогой ценой, и миланский герцог, сославшись на это, отказался помогать Людовику в боевых действиях в южной Италии, стремясь избежать избежать излишнего усиления дома анжуйских Валуа, в связи с чем тому так и не удалось победить Владислава в борьбе за неаполитанское наследство.

Медиоланский собор

Сигизмунд Люксембургский - новый король Германии ("римский король")

Тем временем, пока в северной Италии всё шло к установлению миланской гегемонии, вся Европа страдала от Схизмы - противостояния римского и авиньонского понтификов, каждый из которых мнил себя законным Папой, а своего соперника - самозванцем. Поскольку римский Папа был враждебен Милану, а авиньонский Папа Бенедикт XIII утратил всякую поддержку со стороны большинства европейских монархов, Джан Галеаццо II инициировал в 1409 году созыв церковного собора в Милане, который низложил и отлучил от церкви обоих Пап. Организация этого собора подняла престиж Милана в христианском мире; кроме того, ставший благодаря нему Папой Иоанн XXIII (Бальтазар Косса) устроил в 1410 году избрание королем Германии ("римским королем") Сигизмунда Люксембургского, уже являвшегося королем Венгрии.

Сигизмунд был злейшим врагом Владислава Дураццо - последний оспаривал у него корону Венгрии - и являлся младшим братом короля Чехии Вацлава, некогда даровавшего Джан Галеаццо I герцогский титул. В 1415 году на Констанцском соборе, организованном Сигизмундом, были низложены все три претендента на папский престол (включая Иоанна XXIII) и избран новый понтифик, признанный всей католической Европой. В благодарность за оказанную ему поддержку Сигизмунд, пользуясь своей властью как кайзера, признал все захваты, сделанные Джан Галеаццо II в Италии, включая те, что были сделаны в Папской области, но, во избежание конфликта с новоизбранным Папой, весьма ревниво оберегавшим свои права, воздержался от дальнейшей экспансии на юг.

Семья

В 1386 году Джан Галеаццо женился на Марии - дочери Жана Валуа, графа Берри, приходившемуся дядей Карлу VI, королю Франции. В браке родились четверо детей:

  • Джан Галеаццо (1388-1466), с 1419 года герцог Миланский.
  • Галеаццо (1390-1391)
  • Виоланта (1395-1425), замужем за Жаном де Бурбоном.
  • Стефано (1397-1458), с 1434 года король Неаполя.
  • Мария (1399-1427), замужем за королем Неаполя Людовиком III. Детей в браке не было.

Правление Джан Галеаццо III (1419-1466)

Неаполитанское наследство

Людовик III - король Неаполя

После гибели в 1414 году Владислава Дураццо трон Неаполя унаследовала его сестра Джованна II, женщина глупая и бесталанная. Чтобы избежать вторжения Людовика III Анжуйского, род которого продолжал претендовать на неаполитанскую корону, она в 1421 году объявил своим наследником короля Арагона Альфонсо V - но вскоре они рассорились (причем одной из основных причин было то, что Альфонсо посадил под арест очередного её любовника), и Джованна призвала себе на помощь Людовика. Раньше Джан Галеаццо III опасался воцарения анжуйских Валуа в Неаполе, но теперь они для него были "меньшим злом" в сравнении с арагонцами, благо Валуа и Висконти состояли в родстве. Герцог Милана заключил союз с анжуйцами в обмен на обещание помочь ему в отвоевании у Арагона Сардинии (северная часть острова была родовым владением Висконти ещё в древние времена).

Объединенная анжуйско-миланская армия разгромила и взяла в плен Альфонсо при осаде Гаэты. Взятый в плен арагонский король был вынужден признать наследником неаполитанского престола Людовика III, а Сардинию уступить Милану - тем более что коренное население Сардинии в нулевых-десятых годах XV века ещё до этого вело под руководством Элеоноры Арборейской, а затем Гильома де Лары борьбу за независимость от Арагона. В 1433 году, когда король Германии Сигизмунд посетил Италию, чтобы принять в Риме императорскую корону, Джан Галеаццо III убедил его даровать герцогу Милана титул "короля Сардинии", который некогда носил бастард кайзера Фридриха II Гогенштауфена Хайнц. Это ещё выше подняло статус миланских герцогов в феодальной иерархии тогдашней католической Европы.

Висконти на троне Неаполя

Стефано I Висконти - король Неаполя

Тем временем, обстановка в Европе изменилась в неблагоприятную сторону для анжуйских Валуа. В 1434 году скончался Людовик III. Его брат Рене Добрый находился в плену у бургундского герцога. Альфонсо V, пользуясь ситуацией, повторно высадился в Италии; в союз с ним вступил Папа Римский Евгений IV, боящийся усиления Милана, а также Венецианская республика, самому существованию которой угрожала растущая мощь Висконти. Венецианский флот должен был помочь арагонцам победить генуэзских моряков на службе у Милана, а папская поддержка легитимизировала претензии Альфонсо на Неаполь - будучи de jure сюзереном Неаполитанского королевства, Евгений IV объявил, что его законным королем является Альфонсо. Однако план антимиланской коалиции провалился.

Армия Джан Галеаццо III под командованием его лучшего полководца - Франческо Буссоне - была брошена против Венеции. Победив венецианских кондотьеров, Буссоне окружил город с суши - а тем временем генуэзские моряки, разбив арагонско-венецианскую эскадру у берегов Калабрии, блокировали Лагуну. 5 сентября 1435 года Республика Святого Марка, охваченная волнениями низов, признав власть миланского герцога; венецианскую Далмацию миланцы передали дружественной Венгрии. На суше война также шла не слишком успешно для Альфонсо Арагонского, так что после непродолжительных переговоров арагонский король уже в 1436 году предпочел вернуться домой, отказавшись от притязаний на Неаполь.

Необходимо отметить, что Джованна умерла ещё 2 февраля 1435 года - и незадолго до её смерти миланцы смогли вынудить её усыновить Стефано Висконти, второго сына Джан Галеаццо II. Джан Галеаццо III стал правителем почти всей северной половины Италии, (присоединив земли Венеции и последние независимые синьории), а его младшего брата Стефано - королем Неаполя. Причем поскольку Джан Галеаццо III был бездетен, то Стефано или его старшему сыну Джан Стефано было суждено унаследовать в скором времени и Милан, и Неаполь, объединив под своей властью большую часть Апеннинского полуострова...

Консилиаристская реформа

Папа Феликс V

Однако победа Милана над Арагоном вовсе не положила конец его конфликту с Папством; Евгений IV по-прежнему не признавал Стефано Висконти неаполитанским королем. Тем временем, внутри самой католической церкви нарастал конфликт между, с одной стороны, сторонниками её реформы - т.н. консилиаристами, выступавшими за делегацию высшей власти от Папы к церковному собору, и, с другой стороны, Евгением, сторонником единоличной власти Пап. С целью оказать давление на Папство, Джан Галеаццо III и поддержал консилиаристов через своего дядю Филиппо Мария, занимавшего пост архиепископа Милана, и организовал в 1437-1438 году прямое военное вторжение в ту часть Папской области, которой понтифики продолжали владеть, несмотря на захваты его отца.

В 1438 году на Буржском соборе король Франции Карл VII провел решение о том, что церковный собор стоит выше Папы, церковь подчиняется королю, а лица, занимающие ряд церковных должностей, избираются капитулами и монастырскими общинами; раздача Папством бенефиций ограничивалась. Желая ослабить вмешательство Папства в светские дела, Джан Галеаццо III пошел по стопам Карла VII и провел собор в Пизе, принявший Прагматическую санкцию, аналогичную Прагматической санкции Карла VII. Это усилило позиции консилиаристов в католической церкви; в 1439 году Базельский собор низложил Евгения IV и провозгласил Папой под именем Феликса V графа Савойи Амадея VIII Миролюбивого, род которого был тесно связан (в том числе узами родства) с правящими семействами Франции и Милана. Вскоре реформы в консилиаристском духе были проведены в большинстве европейских государств, а Евгений IV потерял поддержку большей части иерархов.

Внешняя политика Висконти

Джан Галеаццо III

После установления гегемонии семейства Висконти на Апеннинах оно получило "свободу рук" для активной внешней политики за пределами Италии. Так, в 40-60-ых годах XV века Милан и Неаполь всячески поддерживали повстанческое антиосманское движение албанских племен во главе с Георгием Кастриоти; именно туда массово бежали греки после падения Константинополя после 1453 года. Именно при поддержке Джан Галеаццо III на Ферраро-Флорентийская уния - условия которой, правда, в отличии от реальной истории, не предполагали признания православными верховенства Папства. Деятельная политика Висконти способствовала тому, что в глазах европейцев того времени их держава приобрела репутацию одного из важнейших форпостов христианского мира на пути исламского проникновения в Европу.

Джан Галеаццо III прилагал значительные усилия и к нормализации отношений с Арагоном, поскольку анжуйские Валуа претендовали как на арагонский, так и на неаполитанский престол. Когда в 1466 году восставшие против короля Арагона и Наварры Хуана II Безверного каталонцы предложили корону Арагона Жану Анжуйскому, Джан Галеаццо III послал свои войска на помощь Хуану и убедил своего племянника Джан Стефано, сменившего к тому времени отца на троне Неаполя, отказаться от старых притязаний неаполитанских королей на Сицилию - в обмен на отказ арагонских королей от претензий на Неаполь. В дальнейшем, когда анжуйские Валуа вымерли, а их притязания на неаполитанский трон унаследовали короли Франции, это способствовало сотрудничеству Висконти и Испании против французов.

Семья

В 1417 году Джан Галеаццо III женился на Анне, дочери Бернара VII, графа де Арманьяк. Этот брак был призван укрепить связи с Францией и прежде всего с союзниками Милана, графами Прованса, державшими одну сторону с Арманьяками в Столетней войне. Детей в браке Джан Галеаццо и Анны не было.

Правление Джан Стефано I

В 1466 году престол Милана занял второй король Неаполя из династии Висконти - Джан Стефано. Впервые под одним монархом объединилась большая часть Аппенинского острова от Альп до Калабрии. Было вполне естественно, что Висконти не замедлят закрепить это главенство за собой - император Священной Римской Империи Фридрих III, формально являющийся королем Италии, был неспособен навести порядок даже в своем австрийском домене. В конце концов, 1 января 1467 года в Риме произошла грандиозная коронация Джана Стефано в качестве короля Италии. Многочисленные придворные деятели культуры трактовали это как "освобождение Италии от варваров" - даже номинальная власть германского императора над землями полуострова рухнула. Независимыми же от новоиспеченного итальянского короля оставалась одна лишь Савойя и королевство Сицилия, принадлежащее дружественному Арагону.

Королевство Наварра

Между тем еще в 1464 году произошло другое важное событие в истории дома Висконти - умерла королева Наварры Бланка, дочь Хуана II Безверного, который боролся с ней за власть над страной. Из законных наследников трона Наварры осталась лишь его младшая дочь, Элеонора - королева Неаполя. Сама она не могла править Наваррой, поэтому королем стал ее второй сын, Маттео, ставший основателем линии наваррских Висконти.

Война с Османской империей

Между тем на международной арене увеличивает свою силу новый противник единой Италии - Османская Империя, в 1453 году взявшая Константинополь и сделавшая его своей столицей. Многочисленные и разрозненные владения вассальной Милану Генуи - Лесбос, Киклады, Додеканнес, Эвбея - оказались под угрозой: в 1470 году была захвачена Эвбея и большая часть островов Эгейского моря, а в 1475 году пали владения в Причерноморье. Таким образом, Италия еще сильнее зарекомендовала себя в роли форпоста христианства - уже в 1469 году король Кипра Жак женится на воспитаннице миланского двора Зое Палеолог, вступив таким образом в союз с Италией. Кроме того, в 1467 году был заключен союз с королем Венгрии Матьяшем Корвином, за которого Джан Стефано выдал свою дочь Марию.

Таким образом, в 1474 году Италия объявила войну Османской империи - под командованием наследника Джана Стефано, Джан Галеаццо, итальянские войска высадились в Албании, заняв Шкодер, Крою и Белиград: в то же время еще одна армия под командованием Федерико де Монтефельтро высадилась в Модоне, выступив на Мессению. В следующем, 1475 году против Джан Галеаццо выступил сам султан Мехмед, отправивший также войско в Морею во главе с Гедик-пашой. Война, первоначально удачная для Италии, вскорости затянулась: Мехмед в 1467 году разбил у Белиграда вражеское войско, не сумев притом взять Крою. Гедик-паша в то же время разгромил Монтефельтро, также пытаясь безуспешно взять Корон и Модон.

В 1477 году война продолжилась, но уже не в пользу Италии: была взята Кроя, где скончался наследник итальянского престола Джан Галеаццо. В тоже время Гедик-паша пал под Короном, что позволило Монтефельтро в одной из вылазок разгромить осаждающих. Окончанию войны в немалой степени способствовала и смерть Джана Стефано I.

Семья

В 1441 году Джан Стефано женился на Элеоноре, племяннице короля Арагона Альфонсо V, закрепив таким образом мир между королевствами. В этом браке родились:

  • Джан Галеаццо (1442-1477), наследник итальянского престола. Погиб при осаде Крои.
  • Маттео (1445-1497), с 1467 года король Наварры.
  • Стефано (1448-1501), архиепископ Милана, кардинал.
  • Мария (1450-1499), вышла замуж за короля Венгрии Матьяша I Корвина.
  • Элеонора (1454-1467), умерла в юности.
  • Агнесса (1456-1480), замужем за герцогом Савойи Филибертом I.
  • Катерина (1459)
  • Фернандо (1460-1508), с 1498 года король Италии.

Правление Джан Стефано II

Джан Стефано II приходился внуком своему предшественнику и, достигнув лишь 8-летнего возраста, самостоятельно править не мог. Формально регентом стала мать юного короля, Мадлен Французская, но в немалой степени влияние на правительство оказывал кардинал Стефано Висконти, ставший одним из самых влиятельных лиц государства.

Тем не менее, обстановка оставалась сложной и было очевидно, что войну с Османской империей необходимо заканчивать. В 1478 году Мехмед II, также стремившийся подписать мир и собрать армию для войны на востоке, подписал мирный договор с Римом. Под его властью оставались внутренние районы Албании, Эвбея и острова Эгейского моря, в то время как Корон, Модон и прибрежные города Албании (Диррахий, Влёра) оставались под властью короля Италии.

Культура

Экономика

Advertisement