Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Первая Испанская республика просуществовала всего лишь один год, но по тем временам в стране была прогрессивная форма правления. В 1874 году монархия была восстановлена. А что, если бы республика сумела удержаться?

"Да здравствует республика!"

Правительство Испании вело реакционную политику, которая не устраивала как крупную буржуазию, так и либеральных помещиков. Опппозиционные настроения увеличились после роспуска кортесов и муниципалитетов. К 1867-1868 годам сложился блок либеральный партий, в который вошли "прогрессисты", Либеральный союз и республиканские группы. Руководители блока решили свергнуть Изабеллу II.

В сентябре 1868 года началось восстание в Кадисе, вскоре восстали Мадрид и Барселона. Восставшие захватили арсеналы, а также создали отряды «волонтеров свободы». В городах формировалась народная милиция. 30 сентября королева Изабелла бежала из Испании.

В феврале 1869 года в Мадриде собрались Учредительные кортесы. Была разработана конституция,по которой Испания провозглашалась конституционной монархией. В конце 1870 года на испанский престол был приглашён сын итальянского короля — Амадео Савойский.

Однако перед новым королём встал ряд проблем. В Кубе началась война против испанского владычества. Ещё сентябре 1868 года восстало население Пуэрто-Рико, а в октябре того же года началось восстание на Кубе. В 1872 году на севере Испании вспыхнуло восстание карлистов под руководством дона Карлоса Младшего.

Амадео терял поддержку в стране.9 февраля 1873 г. Амадео I отрекся от престола,а 11 февраля кортесами была провозглашена республика

Первые годы республики

Новым главой правительства и президентом был провозглашён Фигэрас. Вскоре были проведены выборы в Учредительное собрание. Несмотря на то, что республиканцы победили, вскоре они разделились на три группы: "умеренные" (выступали за унитарную республику и были более консервативны), "непримеримые" (сторонники разделения Испании на кантоны) и "федералисты" (Сторонники федеративной республики). Федералисты имели большинство в Учредительном собрании. В правительстве Фигэраса было много конфликтующих меж собой группировок, и вскоре он сбежал в Францию.

Новым президентом стал Пи-и-Маргаль. Началась разработка новой конституции. Желая прийти к компромиссу, Пи-и-Маргаль включил в конституционную комиссию "непримеримых". Новая конституция была создана на основе конституции США. Главой государства становился президент, избираемый на срок года. По новой конституции провозглашалась свобода слова, собраний и прочие гражданские права. Церковь отделялась от государства. Испания становилась союзом автономных кантонов,как Швейцария. Кантоны имели право на собственную конституцию,которая не могла противоречить конституции Испании. На первых президентских выборах 1873 года Маргаль был избран первым президентом

После принятия конституции перед Пи-и-Маргалем встала проблема карлисткого движения и война на Кубе. Под давлением "умеренных", Пи-и-Маргаль был вынужден начать боевые действия против карлистов. Армия Испанской республики начала вести против них боевые действия, заручившись поддержкой крестьян.Вскоре Пи-и-И Маргаль заручился поддержкой США и Франции, что ускорило конец войны. Уже в 1875 году карлисты потерпели ряд поражений от республиканской армии. А в 1876 году дон Карлос Младший был вынужден бежать во Францию.

С Кубой в 1875 году был заключён мирный договор, по которому Куба становилась независимым государством.Карлос Сеспедес стал президентом Кубы.

В 1877 году Маргаль был переизбран. Во время второго срока президентства было проведено множество реформ. В 1879 году был введён 8-часовой рабочий день, а рабочим даны социальные гарантии. Было запрещено трудиться детям и женщинам. В 1881 году была закончена аграрная реформа - все земли передавались крестьянам без выкупа.

Во внешней политике страна переориентировалась на США и Францию. В 1880 году был заключён испанский-американский торговый договор, который давал американским предпринимателям значительные льготы в Испании и Кубе. С Францией был заключён аналогичный договор в 1881 году. Такие договора увеличили торговый оборот между странами,следовательно отношения между ними тоже улучшились.

В 1881 году были произведены новые президентские выборы,и президентом стал член группы "непримиримых" Николас Мерфи Эстиванес, который продолжил реформы Пи-И-Маргаля. В 1884 году Испания стала первой страной,где ввели женское избирательное право. В 1885 году были окончательно конфискованы все земли католической церкви. Также, в 1882 году было введено всеобщие начальное образование, а в 1886 году всеобщее среднее. Эстиванес переизбрался в 1885 году и правил до 1889 года.

Правление консерваторов

После окончания реформ популярность федералистов начала медленно падать.В то-же время начала расти популярность "умеренных",кторых поддерживало духовенство и бывщие помещики.В 1899 году от "умеренных" президентом был избран Эмилио Кастелар.

Правление Кастелара было более консервативным,чем у его предшественников.Он не проводил реформ и не конфликтовал не с одним из слоев населения.Во время его парвления экономика республики достигла расцвета.Начался огромный промышленный рост,испанская экономика уверенно росла.Особые экономические зоны в Кубе и в других колониях также способствовали росту.Произошёл также и рост благосостояния испанцев.В 1893 году Кастелар был переизбран.Он правил до 1897 года.

Успехи консерваторов в экономике помогли им завоевать популярность в народе.В 1897 году президентом был избран другой влиятельный "умеренный" Николас Сальмерон.При Сальмероне в Испании продолжался уверенный рост экономики и благосостояния жителей.Во внешней политике Сальмерон придерживался курса своих предшественников.В 1901 году он был переизбран,и оставался у власти до 1905 года.

Возвращение к власти федералистов

Однако выборах 1907 года победили республиканцы-федералисты во главе с Алехандро Лерроусом.При Лерроусе Испания поддержала португальскую революцию 1910 года и установление в Португалии республики.Мануэл ди Арриага,заручившись поддержкой Испании,не ушёл в отставку,а был переизбран в 1915 году.После начала первой мировой войны,Испания и Португалия объявили о своём нейтралитете.В 1915 году второй срок Лерроуса закончился.

В 1915 году президентом был избран федералист Висенте Бласко Ибаньес.При нём Испания оставалась нейтральной в Первой мировой войне.После окончания войны состояние испанской экономики,благодаря торговли оружием обоим сторонам,значительно улучшилось.

Преемником Ибаньеса стал Хосе Хираль,который был избран в 1919 году.Он продолжил либеральный курс предшественников.Во внешней политике Испания оставалась нейтральной.Кроме этого,Испания стала членом Лиги Нацией.

Однако постепенно федералисты теряли влияние,что помогло правым республиканцам взять реванш.В 1923 году президентом стал "умеренный" Нисето Алькара Самора-и-Торрес.Во времена его правления время его президентства в экономике проводилась неолиберальная линия,увеличилось влияние религии.

После наступления Великой депрессии и краха либеральной экономической линии,популярность консерваторов снова упала,и президентом стал федералист Мануэль Асанья.Он правил до 1939 года.Во время его правления Испания вышла из Великой депрессии,а также осталась нейтральной в начавшейся мировой войне.

Преемником Асаньи стал федералист Сантьяго Касарес.При нём Испания оставалась нейтральной во второй мировой войне.После оккупации Франции Гитлер вынашивал планы нападения на Испанию,но война Германии с СССР помещала их осуществлению.Президентство Касареса кончилось в 1947 году.

Новым президентом был избран "умеренный" Мигель Маура,которого поддержали США.В его правление Испания перестала быть нейтральной и переориентировалась на США.В 1948 году Испания получила помощь по плану Маршалла,а в 1951 году Испания стала членом военного блока НАТО.

На выборах 1951 сформировалась коалиция республиканцев и социалистов против усилившихся консерваторов.Президентом стал социалист Хуан Негрин.Несмотря на то что он считался сторонником сближения с СССР,федералисты и умеренные не позволяли ему осуществлять программы реформ социалистов.В результате на выборах 1955 года коалиция распалась.

На президентских выборах 1955 года снова победил федералист Клаус Санчес-Альборнос,которого поддержали страны НАТО.При нём Испания продолжала оставаться союзником США.В 1957 году Испания была одной из стран,подписавших Римский договор,регламентирующий создание ЕЭС.

В 1963 первым женщиной-президентом Испании была избрана Виктория Кент.Во время её правления в 1968 году произошёл Красный май.Причиной Красного мая стало многолетнее правление федералистов,а также жесткие порядки в университетах.В 1968 году в Испании начались выступления против федералистов.Огромную роль в них играла Социалистическая партия,которая стала главной оппозиционной партией страны.На досрочных парламентских выборах 1969 года социалисты впервые получили большинство.

В 1971 году президентом был избран социалист Хосе Мальдонадо Гонзалес.Таким образом,16-летнее правление федералистов окончилось.

Advertisement