237372.jpgНад статьёй ведётся работа.

Федор III Алексеевич

Правление Федора Третьего Алексеевича (1676 - 1682), несмотря на свою короткую продолжительность, отличалась весьма важными реформами, в частности, реформой армии (уничтожение местничества и  увеличение полков иноземного строя), а также проникновением в Россию западной культуры. А что случилось бы с Россией и впоследствии - миром, если бы выжили сын и жена царя? 

Развилка:

Жена царя Федора, Агафья Грушецкая, не заболевает родильной горячкой и не умирает после родов. Также выживает сын царя Федора - Илья.

1680-ые:

Реформы:

При Фёдоре III под его влиянием и влиянием его жены происходят изменения в укладе русского общества, в частности, несмотря на отсутствие специального указа, у молодых дворян входит в моду бритьё бород, также входит в моду европейское платье. Фёдор III начинает посылать молодых дворян учится за границу, а 1687 была основана Славяно-греко-латинская академия, ставшая первым высшим учебным заведением в России. Также по приказу Фёдора III в 1688 году для него был отстроен каменный Фёдоровский дворец в польском стиле.

Крымские походы:

Как и в реальной истории, первым походом на Крым стал командовать Василий Голицын, (являющийся в АИ не столь важной личностью, но, тем не менее, достаточно весомой) что, соответственно, повлекло за собой реальный результат - поражение и подготовка к новому походу. Однако теперь командовать походом стал ставленник Голицына, Григорий Косагов, отличившийся в первом походе разгромом Буджакской Орды и взятием Очакова, о чем писали даже в европейских газетах, сам же Голицын был оставлен при дворе. Началась подготовка к новому походу, была увеличена численность полков нового строя, при помощи австрийских специалистов была построена речная флотилия. В 1689 году начался второй поход, названный также Азовским.

Войско Косагова было разделено на две части: одна, основная, отправлялась на штурм Азова, а вторая очищала от турок Приднепровье. Вскоре основное войско под предводительством Косагина подошло к Азову. Флотилия отрезала город от снабжения, а попытки турок пробиться к крепости успехом не увенчались. После третьего штурма Азов наконец пал.

Итоги русско-цинской войны:

Албазин

В 1680-ые годы русско-китайская война входила в заключительную фазу. Несмотря на свою малочисленность, русские смогли вытеснить маньчжуров из Приамурья, и уже в 1682 году был основано Албазинское воеводство, население которого начало быстро расти. В сам Албазин через год было послано несколько полков - царь Федор, будучи человеком образованным, оценил важность данных территорий в торговле со странами Дальнего Востока.

Полноценная война началась уже в 1684 году - император Канси потребовал от русских немедленно очистить Приамурье и оставить Алабзин с Нерчинском. Русские ответили отказом, и под Албазин было направлено маньчжурское войско.

В РеИ гарнизон Албазина составлял всего лишь 450 человек, однако в здесь он был в три раза больше. После многомесячной осады китайцы попытались взять крепость штурмом, но неудачно. Войскам Империи Цин пришлось отступить, однако через год пришло еще одно войско и начался еще один штурм, который также закончился неудачно.

После военных неудач китайцы предпочли искать мира с Москвой. В 1687 году в Албазине был заключен мир, по которому границей между государствами становился Амур. Китайцы отказывались от претензий на Северное Приамурье, а русские - на Южное.

1690-ые:

Окончание Крымских походов:

Между тем на западе ситуация также вышла в пользу Московии: войска смогли дойти до моря, однако осада Очакова прошла неудачно, войска вынуждены были отступить.

Россия теперь получила по большей части то, что хотела, и была готова заключить мир. Турция, ведущая войну с Венецией и Австрией, так же была готова на мирное соглашение, а отпадение Трансильвании усугубило желание Османской Империи как можно скорее выйти из войны. В 1691 году был заключен Стамбульский Мирный договор, по которому Россия получала выход к Черному Морю в виде Азова и освобождалась от уплаты дани крымскому хану.

Продолжение реформ:

В 1692 году была проведена календарная реформа: вместо летоисчисления от сотворения мира вводилось летоисчисление от Рождества Христова, кроме того, новый год вместо 1 сентября отсчитывался теперь с 1 января. После получения Россией выхода к Чёрному Морю в Танаисе (как был переименован в 1693 году на греческий манер Азов) в 1694 году был основан Черноморский флот России. Основанию русского флота способствовал брат царя, Пётр Алексеевич, который сам за границей под именем Петра Михайлова научился корабельному делу. Также по эскизу самого Петра Алексеевича был утверждён Андреевский флаг - флаг военно-морского флота России, а также начал использоваться бело-сине-красный триколор, позже ставший официальным флагом России. Культура России также европеизировалась. Царь начинает устраивать балы с танцами и европейской музыкой, на которые обязательно было приходить в европейском платье, получавшем всё большее распространение. Под влиянием жены царя Агафьи Грушецкой некоторые молодые дворяне приходили на балы даже со своими жёнами. Также в 1698 году по указу Фёдора III кириллическая система счисления была заменена на арабские цифры и были упразднены некоторые буквы русского алфавита, а в 1700 году в России появилась первая публичная газета - "Ведомости". В Россию всё больше проникала и европейская архитектура, так, в 1695 для жены царя Агафьи Грушецкой в Москве был выстроен Агафьинский дворец, а в 1699 в Танаисе было окончено строительство здания Адмиралтейства, после нескольких перестроек ставшее визитной карточкой города.

Последние годы и смерть:

После заключения мирного договора в Стамбуле правление Федора не испытывало на себе никаких войн. С 1691 года Московия процветала, кроме того, проходили реформы, которые позволяли сблизтся с европейскими странами и хоть как-то противостоять новым врагам на западе. 

Этот спокойный период продолжался вплоть до начала 1700 года, когда царь Федор внезапно захворал - это была оспа. Царь ее не пережил , скончавшись 15 февраля. Престол перешел к его сыну Илье.

1700-ые:

Новый правитель Московского Царства, Илья, сильно напоминал своего отца, однако, в отличие от последнего, он не был деятельным реформатором, его отличали малодушие и слабое здоровье. Вместе с тем современники отмечают его ум: будучи еще дитем, Илья интересовался различным европейскими и московскими книгами. Современники говорят, что познания царя были весьма значительны.

Тем не менее, это не спасло Илью от весьма неприятного для Москвы внешнеполитического провала - войны со Швецией.

Русско-шведская война:

В 1700 году коалиция стран (Дания, Польша, Саксония) объявили войну Шведской Империи. Саксонские войска атаковали Ригу (правитель тогдашней Речи Посполитой Август Второй был в тоже время и правителем Саксонии) К коалиции должна была присоединится и Московия, которая давно имела претензии на Эстляндию и Шведскую Ингрию. Казалось бы, четыре страны должны был разгромить Швецию и молодого, неопытного короля Карла XII. Однако все пошло не так, как ожидали союзники: Рига была освобождены, саксонцы и поляки были разгромлены, а шведы высадились в виду Стокгольма. Вскоре наступил черед России: около Нарвы произошло сражение, окончившееся РеИ исходом - поражением московских войск. Карл отбил Ингрию и собирался атаковать Новгород и Псков. Если последний был сильным бастионом, то первый был беззащитен.

Московиты запросили мира, по итогам которого они, впрочем, мало чего лишились - Швецию присоединяла Карелию и Колу.

Вторая Турецкая война: 

После поражения России на севере авторитет болезненного Ильи как царя резко упал: подняли голову многочисленные весьма опасные родственники царя, такие, как его тетка Софья. Ясно было, что нужна новая война, которая подняла бы авторитет царя сред народа и элиты. Такой случай представился в 1712 году, когда произошел очередной крупный набег крымский татар на земли Украины, дошедший до Полтавы. 15 июня Стамбулу была обьявлена война. Российские войска атаковали Очаков, а флот из Танаиса вышел к Керчи, однако попытка захвата вышла крайне неудачной. Турецкий флот нанес поражение российскому флоту у берегов Тамани, однако большей части кораблей удалось уйти назад в Танаис.

В этом же году войну Турции обьявила Австрия, которая вторглась в Боснию и Сербию. Евгенй Савойский наносил туркам поражение за поражением, пал Белград. Также повезло и российской стороне: в середине 1713 года пал Очаков, турки был заперты в Перекопе. Также была разгромлена подконтрольная Османской Империи ногайская орда у Днестра. В конце года к войне подключилась Венеция, которая внезапным ударом взяла Афины выступила к Негропонту.

Между тем в самой Османской Империи произошло изменение: в результате дворцового переворота был свергнут султан Ахмед, на его место встал его брат Махмуд. Турция запросила мира, который был заключен в Афинах. По этому миру Турция уступала России Северное Причерноморье от Днестра до Кубани, Австрии - часть Боснии и Северную Сербию, а Венеции - Кикладские острова и Среднюю Грецию до Фермопил.

Особенно следует отметить судьбу послевоенной Греции. Вторая Турецкая ясно показала, что греки все более и более ненавидят власть Венеции - немало греков перешло на сторону турок. Дож был вынужден дать грекам широкую автономию, тем более что сама Венеция вряд ли бы справилась с защитой своих владений. В мае 1715 года был образованы два герцогства по образцу так называемой "франкократии" (господствовавшей здесь в начале 13 века) - Ахейское и Афинское. Греческие владения фактически сами отвечали за свою армию, которая обучалась в основном австрийцами. В 1720-ых годах были построены крепости, прикрывавшие перевалы из Северной в Среднюю Грецию.

Продолжение реформ:

Реформы, начатые Фёдором III, продолжились и при его сыне Илье. Так, был возрождён закрывшийся при его отце Фёдоре придворный театр. Также по примеру царя некоторые придворные стали заводить свои крепостные театры. В целях повышения международного статуса России в 1716 году после победы над Турцией Россия была превозглашена Российской Империей, а Илья I - первым императором Всероссийским. В России развивалось образование:1718 году в Танаисе была основана морская академия, а в 1727 году в Москве был открыт первый русский университет. Также в 1728 году бело-сине-красный триколор был официально признан государственным флагом России.

Смерть Ильи Первого:

Долгое правление Ильи Первого подошло к концу 13 мая 1730 года: царь уже несколько лет страдал подагрой. К концу своего правления он даже не мог встать с постели. Там же Илья и скончался. 

Со смертью сына Федора Третьего окончательно прервалась мужская линия Милославской Ветви Романовых: в живых остались лишь несколько двоюродных сестер Ильи, но и они были выданы замуж за границу и никак не могли повлиять на дела. Неспокойная тетка царя, София, умерла в 1720 году бездетной. 

Престол занимали Нарышкины, происходившие от Петра Алексеевича, младшего брата царя Федора. Основатель ветви Нарышкиных, Петр, был именитым полководцем и флотоводцем: именно ему принадлежит заслуга победы над Турцией. Однако Петр умер в 1727 году, проложив дорогу к трону своему старшему сыну - Алексею. 

Правление Алексея Второго:

Внутреполитическая обстановка:

Третья Турецкая война:

Еще в 1720-ых годах турки, потерявшие позиции за десятилетие до этого, требовали реванша и возвращения проигранных территорий. Султан Махмуд Первый пытался реформировать армию при помощи французских специалистов, однако попытка з-за сопротивления янычаров была крайне неудачной, а в 1730 году Махмуд был свергнут, а на престол попал его брат Осман Третий, которого сложно было назвать достойным человеком: он мел странные фобии по отношению к музыке и женщинам, также ненавидел христиан и иудеев. К 1735 году сменилось несколько великих визирей.

Война началась, по сути, из-за одного кавказского княжества - Кабарды, которое желало перейти под власть Москвы, хотя и находилось под османским вассалитетом. Дипломатическая перепалка закончилась арестом 25 мая российского посла в Стамбуле. Турки обьявили России и Австрии войну, вторгнувшись в Северную Сербию и Приднепровье.

Однако почти сразу же турецкие войска постигла неудача: на сторону австро-российского союза встала Молдавия, великий визирь потерпел поражение у Очакова, и вынужден был в спешке отступить, столкновение с российским флотом у Кубани также вышло неудачным для турков. Попытки турков вторгнутся в Грецию через горы также прошли без особых успехов. К концу года после тяжелых боев пал Перекоп. Также после двухмесячных боев наконец была захвачена Керчь. На захват Крым впоследствии ушло более года. 17 января 1737 года пал Бахчисарай, а к февралю турки были изгнаны из Молдавии и Валахии.

На западе между тем турецкие войска были разбиты у Белграда, однако в Австрийской Сербии бои продолжались еще полгода. Начался захват Боснии. В то же время на юге греки переняли инциативу у турков и спустились с гор в Фессалию, однако бои там шли крайне вяло.

Вскоре в Стамбуле был подписан очередной мр между четыремя странами (20 июля), по которому Кабарда и Молдавия становились российским протекторатом, Крым переходил России, а Австрия получала Боснию, юг Сербии и протекторат Валахию. Греция получала южную часть Фессалии и Эпира.

Война за Австрийское Наследство:

В 1740 году, как по расписанию, детерменистично началась Война за Австрийское наследство: единственное отличие от реальность было в том, что австрийская армия была несколько лучше к ней подготовлена. На ход войны, впрочем, это не сильно повлияло.

Однако севернее Австрии многое изменилось: на престоле Польши сидел Станислав Лещинский, тесть французского короля и его же союзник, а также союзник Стокгольма. В том же 1740 году он обьявил войну Австрии и вторгся в Венгрию, однако вскоре его планам помешала Москва: в конце года российские войска вторглись на восточные территории и захватили Житомир и Мстиславль. Сражение у последнего было проиграно поляками. Казалось бы, у России есть реальный шанс вернуть старые земли Киевской Руси, но в начале 1741 года армия шведов во главе с самим Карлом Двенадцатым двинулась к Пскову, однако перед самым началом осады король умер.