Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Батька в молодости

Александр Лукашенко

Александр Григорьевич Лукашенко – крайне спорная фигура в белорусской истории, у которой есть как множество сторонников, так и столько же противников. Одни хвалят его за стабилизацию ситуации в стране и выход из кризиса 90-ых. Другие же активно критикуют бессменного президента Беларуси за подавление гражданских прав и свобод, узурпацию власти, активную русификацию страны. Лукашенко правит страной уже почти 30 лет и уходить явно не собирается. Но был момент в истории Беларуси, когда страна могла остаться без будущего президента.

В период предвыборной кампании 16 июня 1994 года при проезде мимо населённого пункта Лиозно Витебской области автомобиль «Мерседес-Бенц», в котором находился Лукашенко и два народных депутата Белоруссии — И. И. Титенков и В. В. Шейман, был обстрелян из обогнавшего и прижимающего его к обочине легкового автомобиля. За рулём почти белого, стального оттенка «Мерседеса» сидел его владелец Титенков. Он вёз Лукашенко из Витебска в Лиозно. Александр Бужа, назвавший себя доверенным лицом кандидата в президенты Лукашенко, сказал, что одна из пуль пролетела в нескольких сантиметрах от головы Лукашенко. Никто не пострадал. Утром следующего дня Лукашенко обратился в милицию. В результате проведённого работниками КГБ и МВД следственного эксперимента стало известно, что произвести обстрел машины «Мерседес» в условиях, изложенных Титенковым и Шейманом, было невозможно. На специально созванной пресс-конференции представитель КГБ сообщил, что ситуация с обстрелом автомобиля под Лиозно была инсценирована. Что произошло на самом деле, осталось до конца невыясненным и существуют лишь различные версии. Но что если бы всё пошло иначе?

Добро пожаловать в Мир без Лукашенко – мир, в котором Александр Лукашенко погиб в результате покушения 16 июня. А как следствие – не стал главой Белоруссии. Как бы изменился ход событий?

История[]

Убийство Лукашенко[]

Народная газета

Статья "Народной газеты" об убийстве Лукашенко (реконструкция)

16 июня 1994 года примерно в 23.00 автомобиль кандидата в президенты Белоруссии Александра Лукашенко проезжал мимо населенного пункта Лиозно Витебской области. Вместе с кандидатом в автомобиле находились водитель и два народных депутата Республики Беларусь — Иван Титенков и Виктор Шейман. В 23.15 служебную "Волгу" обогнал Ford и стал прижимать ее к обочине. Через некоторое время из иномарки раздались выстрелы. Титенкова и Шеймана пули задели касательно. Лукашенко же получил ранение в голову и экстренно доставлен в больницу. Но было уже слишком поздно. Александр Лукашенко скончался в 23.21, так и не приходя в сознание. Как вспоминает присутствовавший в автомобиле соратник Лукашенко Иван Титенков:

"Это был вечер. Я, мой коллега Виктор Шейман и Александр Григорьевич ехали в Лиозно, чтобы сагитировать местных жителей. Ничего не предвещало беды, как вдруг к нам в автомобиль влетел какой-то Ford и начал нас зажимать. Наш водитель пытался этому воспрепятсвовать, но ничего не вышло. Затем я услышал выстрелы. Нас с Шейманом задело по касательной. Но когда мы обернулись, то увидели страшную картину: Александр Григорьевич лежал на кресле с закинутой в бок головой, а из виска у него текла кровь. Пуля попала ему прямо в голову.”

Убийство главного претендента на победу в президентских выборах вызвало огромный резонанс как в самой Беларуси, так и во всём мире. Представители Европы и США потребовали от властей Белоруссии провести расследование и наказать виновных. С таким же заявлением выступил присутствовавший на похоронах председатель правительства России Виктор Черномырдин.

Пратэсты

Протесты сторонников Лукашенко в Минске

На церемонии прощания с Лукашенко присутствовали тысячи людей. Многие из них плакали, а некоторые из них и вовсе бились в истерике. Белорусские СМИ также писали о случае, когда на присутствовавшего на церемонии председателя Совета Министров Вячеслава Кебича набросилась пожилая женщина и с криками “Чтоб ты сдох!” начала бить его руками. Саму женщину вывели из зала. Остальные же участники церемонии прощания вели себя более сдержано, хоть и смотрели на Кебича с ярым презрением.

Пока одни скорбили, другие выходили на массовые митинги. По данным белорусской милиции, в Минске на протесты вышло более 150 000 человек. Протестующие требовали проведения расследования дела об убийстве и наказания всех виновных, некоторые также требовали отставки правительства, считая, что именно оно является главным заказчиком преступления.

Президентские выборы[]

С устранением главного фаворита, вновь ребром встал вопрос: “Кто победит на выборах?”. После гибели Лукашенко, лидирующие позиции занял кандидат от Белорусского Народного Фронта Зенон Позняк. Несмотря на неприязнь к Лукашенко самого Позняка, он обещал “найти и привлечь к ответственности всех виновных в этом ужасном деле”. Зенон Станиславович смог получить народную поддержку за счёт данных обещаний и стал главным фаворитом на президентских выборах.

Место Портрет Имя Партия Результат
1
Зеня
Зенон Позняк Белорусский Народный Фронт 48,73%
2
Слава
Вячеслав Кебич беспартийный 19,27%
3
Дубко
Александр Дубко Аграрная партия Беларуси 11,21%
4
Коммунистер
Василий Новиков Партия коммунистов Белорусская 8,26%
5
Земля пухом
Станислав Шушкевич беспартийный 7,75%
Место Портрет Имя Партия Результат
1
Зеня
2
Слава
Вячеслав Кебич беспартийный 19,36%

Позняк. Первый срок (1994 – 1999)[]

Белорусская инаугурация

Инаугурация Зенона Позняка

По итогам первых в стране президентских выборов, первым президентом Белоруссии был избран лидер Белорусского народного фронта Зенон Позняк с подавляющим результатом 78,94%. Международные наблюдатели заявили, что не смотря на многочисленные случаи фальсификаций в сторону того или иного кандидата, выборы “в целом, отражают волю народа”. Уже 20 июля в Овальном зале Дома правительства состоялась инаугурация Зенона Станиславовича на должность главы государства. Свою речь Позняк читал на двух языках – белорусском и русском.

В своей речи, президент объявил о целом пакете реформ, который он планирует воплотить в жизнь. Но журналисты, ожидавшие услышать имена членов нового кабинета, были разочарованы — не состоялся даже доклад президента по экономическим вопросам. Как заявил сам Позняк, ни о каких реформах не может идти и речи, пока в стране существует парламент, который даже не избран народом, после чего предложил Верховному Совету самораспуститься.

Помимо этого, в своей инаугурационной речи Позняк пообещал:

  • Полностью побороть коррупцию в стране. Для этого, по мнению Зенона Станиславовича, нужно начать “с самых верхов”
  • Как можно скорее раскрыть дело об убийстве Лукашенко. И вместе с тем, провести реформу правоохранительных органов
  • Отменить в стране смертную казнь
  • Провести всенародный референдум по новой конституции – превратить Беларусь в парламентскую республику, где президент играет чисто представительскую роль
  • Начать налаживание экономических и политических отношений с Европой, одновременно сохранив сотрудничество с Россией 
  • “Возрождение” белорусского языка и культуры
  • Ввести новую национальную валюту

Политический кризис[]

Несмотря на громкие обещания президента, Верховный Совет категорически отказывался самораспускаться. На следующий день после инаугурации, Позняк представил в парламент кандидатуру Владимира Заблоцкого на должность премьер-министра. Но Верховный Совет, состоящий преимущественно из бывших коммунистов и из людей, не разделявших взгляды Позняка многократно голосовал против. Вместо него, народные депутаты предложили кандидатуру первого вице-премьера Михаила Мясниковича. Но сам Зенон Станиславович наложил на это решение вето.

Между двумя ветвями власти зрел политический кризис. Согласно действовавшей тогда редакции Конституции, президент не имел права распустить Верховный Совет. А поэтому, Позняк направил в Центральную избирательную комиссию запрос о проведении осенью всенародного референдума о роспуске Верховного Совета. Вновь выступая в парламенте, президент заявил:

“Пока в стране не будет нового парламента – не будет и реформ!”
Другой фотографии не нашёл

Владимир Заблоцкий - премьер-министр Республики Беларусь в 1994-2001 годах

Но политический кризис разрешился, даже толком не начавшись. 29 июля между председателем Верховного Совета Мечиславом Грибом, президентом Зеноном Позняком и главами депутатских групп прошли переговоры. По их итогам, стороны пришли к соглашению, по которому народные депутаты голосуют за кандидатуру Заблоцкого на должность премьера, а президент отзывает запрос в ЦИК о проведении референдума, позволяя Верховному Совету досидеть до конца своих полномочий. Так и случилось. 1 августа кандидатура Владимира Заблоцкого утверждена Верховным Советом и в тот же день была подписана Позняком. В ответ сам Позняк отозвал свой запрос в ЦИК и объявил, что “всё решится в мае следующего года”.

Парламентские выборы[]

Следующие полгода в стране прошли без особых потрясений. Президент заготавливал почву для проведения масштабных реформ в стране, ибо воплотить их в жизнь он не мог из-за ожесточённого сопротивления Верховного Совета. Но приближался день, который мог всё изменить. И этот день – 14 мая 1995 года. День выборов в Верховный Совет Республики Беларусь.

Президенту необходимо было большинство, дабы беспрекословно проводить в парламент свои реформы. Для этого, БНФ пошла на переговоры с Депутатским демократическим клубом, Объединённой демократической партией и Гражданским согласием в целях создания единого избирательного блока в поддержку президентского курса. И 17 января был создан Блок “За Беларусь”, со-председателями которого были премьер-министр Заблоцкий и лидеры ОДП и Гражданского согласия Владимир Мацкевич и Анатолий Лебедько. Всего на первых парламентских выборах в истории независимой Беларуси зарегистрировалось 9 политических партий. Выборы проходили по мажоритарной избирательной системе.

*таблица выборов За Беларусь 129 мест ПКБ 44 места АПБ 26 мест БСДГ 12 мест ПНС 4 места РПТС 2 места БПЛП 1 место ЛДП 1 место беспартийные 41 место*

Первое заседание

Первое заседание Верховного Совета Республики Беларусь XIII созыва

При поддержке некоторых беспартийных депутатов, пропрезидентским силам удалось занять большинство в парламенте, что позволило Позняку наконец-то начать воплощение реформ в жизнь.

Конституционная реформа[]

После начала работы в июне 1995 года, Верховный Совет почти сразу начал подготовку к созданию новой конституции страны (в противовес старой, которую Позняк называл “неосоветской”). За счёт своего большинства, пропрезидентские силы смогли ставить свои условия другим фракциям, да и в целом были главными в данном процессе.

Ровно через год – в июне 1996 года было объявлено о завершении написания новой конституции. Согласно ей, Беларусь становится парламентской республикой, в которой полномочия президента значительно урезаны. По большей части, властью обладает премьер-министр, которого назначает однопалатный Сейм, состоящий из 200 депутатов, избираемых на 5 лет. С другой стороны, некоторые полномочия, которые ранее имел Верховный Совет передали президенту. Например, возможность отменять распоряжения парламента в случаях, если они противоречат законам Беларуси.

30 июня проект конституции был одобрен всеми остальными государственными органами, после чего ЦИК Республики Беларусь назначил на 24 ноября 1996 года референдум о принятии новой конституции. По итогам, 68,52% одобрили новую конституцию. 29,07% проголосовали против.

1 января 1997 года новая конституция вступила в силу. Верховный Совет упразднялся, вместо него теперь Сейм, выборы в который прошли 16 февраля.

*таблица выборов За Беларусь 94 места Народный Блок (ПКБ, АПБ, ПНС, РПТС) 51 место БСДГ 28 мест Зелёные 7 мест ЛДП 5 мест беспартийные 15 мест*

Новая валюта[]

Талеры

Белорусский талер

Согласно предвыборной программе Зенона Станиславовича, “инфляцию и рост цен остановит введение стабильных белoрусcких денег”. В то время в Беларуси ходили “зайчики” — расчетные билеты Нацбанка, которые рассматривались как временные деньги перед введением денег настоящих. Но эти временные деньги пережили три деноминации, а “настоящие” деньги с портретами знаменитых беларусов, которые были отпечатаны и дожидались своего времени, так и не ввели в обращение.

После прихода к власти Позняка, началась разработка новой национальной валюты – белорусского талера, вошедшие в обращение 13 августа 1997 года. Первоначально, самой дорогой была купюра 1000 талеров. Позже, в результате инфляции 1997-1999 были выпущены банкноты в 2000, 5000, 10000 и 50000 талеров. Однако, когда в 1999 году ситуация с инфляцией улучшилась, была проведена деноминация, в результате которой наименьшей монетой стал 1 грош, а наибольшей банкнотой - 500 талеров.

Реформа правоохранительных органов[]

Полиция

Флаг Национальной полиции Республики Беларусь

Попутно с экономическими реформами, правительством Заблоцкого проводились и реформы органов правопорядка. Для этого, пришлось позаимствовать у соседней Польши систему, по которой строится Полиция и использовать её для своей реформы. По итогам, коррумпированную советскую милицию заменили на новую Национальную полицию.

Такие же изменения ожидали и Комитет государственной безопасности Белоруссии. Позняк не мог смириться с тем, что белорусская спецслужба носит советское название. Для увеличения эффективности, вместо КГБ были созданы две спецслужбы – Служба национальной безопасности и Национальная служба разведки. ГАИ было заменено на Дорожную полицию по американскому образцу. Усложнение критериев для попадания на службу (обязательное высшее юридическое образование, хорошая физическая подготовка). Реформа вскрыла множество коррупционных преступлений сотрудников правоохранительных органов и достаточно снизила расходы на органы.

Антикоррупционная кампания[]

Беларусь очень сильно страдала от коррупции. Едва ли не каждая ветвь власти была погрязшей в коррупционных преступлениях. И понятное дело, что с этим нужно было что-то делать.

В ходе вышеупомянутой реформы правоохранительных органов была создана Национальная антикоррупционная служба, главная цель которой – предотвращение коррупционных преступлений и борьба с коррупцией на всех уровнях власти.

Всего за 2 года НАС задержали по всей стране десятки чиновников, так или иначе замешанных в коррупции.

Позняк. Второй срок (1999 – 2003)[]

Наблюдая за президентскими реформами, граждане Белоруссии даже не заметили, как прошло 5 лет и наступила пора новых президентских выборов. На очередные президентские выборы зарегистрировалось 9 кандидатов, но главным фаворитом оставался действующий президент Зенон Позняк. Несмотря на неудачи, вроде роста цен и ещё недавно гуляющей по стране инфляции, рейтинги президента по-прежнему оставались высокими.

В ходе предвыборной кампании, Позняк обещал продолжить свой курс и “довести реформы до конца”. Главными конкурентами президента на выборах были лидер обновлённой социал-демократической партии Николай Статкевич и бессменный лидер коммунистической партии Сергей Калякин. Оба они играли на чувствах граждан, недовольных минусами правления Позняка, чем и заработали свои рейтинги. Первый тур выборов состоялся 20 июня 1999 года.

*таблица выборов Позняк 35,82% Статкевич 17,16% Калякин 8,42% Чигирь 5,27% Антончик 3,90% Гончарик 2,05% Скребец 1,33% Гайдукевич 0,81% Крыжановский 0,37%*

*второй тур Позняк 60,63% Статкевич 39,28%*

Фонд “Достойная жизнь”[]

Фонд

Логотип фонда "Достойная жизнь"

Ещё во времена своего первого срока, Позняк обещал создать в стране специальный фонд для помощи пенсионерам и низшим слоям общества. Но в это время, президент был занят исполнением других своих реформ. Так что, создать фонд “Достойная жизнь”, главным спонсором которого был белорусский бизнесмен Анатолий Красовский удалось лишь к концу 1999 года.

Главная цель фонда – помощь малообеспеченным гражданам Республики Беларусь. Деньги для фонда должны были жертвовать люди со “сверхдоходом”. За отказ грозило тюремное заключение. А посему, олигархам и представителям коррумпированной номенклатуры пришлось делиться состоянием со своим населением. Также “Достойной жизни” были отданы все конфискованные активы ранее задержанных членов правительства Кебича.

“Достойная жизнь” является своеобразным аналогом российского Пенсионного фонда. Ибо де-факто, именно фонд отвечает за выплаты пенсий и выдачи пенсионных удостоверений.

Декоммунизация[]

Дедушка Ленин

Памятник Ленину в Минске незадолго до сноса

Позняк, будучи националистом, очень трепетно относился к огромному количеству памятников советским вождям и улиц, названных по-коммунистически (улицы Ленина, Маркса, Коммунистическая улица). Во время церемонии второй инаугуpaции объявил о проведении “очистки нашей страны от тоталитарного прошлого”.

Гибель[]

За всё свое президентство, на жизнь Позняка многократно покушались. Но все они закончились неудачей. Самым успешным можно считать 17 марта 2001 года, когда Позняк прибыл в Лиду для встречи с рабочими Лидского завода электроизделий. Внезапно, присутствовавший на встрече рабочий завода Дмитрий Комар выстрелил из своего охотского ружья в президента. Пуля попала в грудь и проломила ребро. Президент был вовремя госпитализирован и вскоре пошёл на поправку. Самого же Дмитрия Комара уволили с работы и приговорили к 7 годам лишения свободы.

Самолёт

Обломки самолёта Ту-154

Но по итогу, Позняка убили вовсе не недовольные граждане. 6 июня 2003 года, Зенон Станиславович вместе с вице-спикером Сейма Виктором Ивашкевичем летел с визитом во Францию для встречи с президентом Жаком Шираком. Но случилось непредвиденное: один из двигателей самолёта загорелся и самолёт рухнул в районе польского города Тшчанка. Все, включая Ивашкевича и Позняка погибли. В это время премьер-министр Беларуси Левон Борщевский находился в своём родном Полоцке. Но узнав об авиакатастрофе и о том, что теперь он и.о. президента, глава правительства отменил все свои запланированные дела и вернулся в Минск. Сейм назначил досрочные выборы президента на 17 августа. В стране объявлен национальный траур.

Реакция на смерть президента отличалась ярко выраженной полярностью. Целый ряд глав государств, включая президентов России, Украины, Молдавии, Румынии и стран Прибалтики высказали свои соболезнования. А в Польше и вовсе был объявлен траур в знак солидарностью с Беларусью. Но конкуренты Позняка, в основном из левого лагеря были безумно рады гибели главного идеолога декоммунизации, хоть и не показывали этого напрямую. В Могилёве и Гомеле даже прошли праздничные митинги, на которые вышло, в общей сложности 800 человек. Демонстранты несли с собой красные флаги и плакаты с лозунгами из разряда “На двух нацистов меньше!” и “Зенон, до свидания!”.

На похороны президента Белоруссии приехал целый ряд бывших и действующих глав государств (от России на похоронах присутствовали премьер-министр Михаил Касьянов, спикер Совета Федерации Сергей Миронов и первый президент Борис Ельцин), а также бывшие руководители страны Станислав Шушкевич и Мечислав Гриб. Большое количество людей также присутствовало на похоронах вице-спикера Сейма Виктором Ивашкевичем. Их обоих похоронили на Восточном кладбище – главном кладбище Минска и всей Беларуси в целом.

Решением Сейма было решено увековечить память президента и вице-спикера. На одной из центральных площадей Минска был установлен памятник первому президенту. В 2014 году в родной деревне Позняка Суботники был открыт общественный центр (в народе получивший название Позняк-центр, аналогично Ельцин-центру в Екатеринбурге). В том же году указом президента Павла Северинца Позняк был посмертно награждён высшей наградом Белоруссии – орденом “Погоня” А в здании Сейма был установлен бюст Виктора Ивашкевича. Помимо этого, именем Ивашкевича была названа Захарьевская улица (бывш. Советская улица).

Статкевич. Первый срок (2003 – 2008)[]

Advertisement