ФЭНДОМ

Андропов Юрий Владимирович стал генеральным секретарем ЦК КПСС 12 ноября 1982 года, вскоре также централизовав и исполнительную власть. Он поступил с подкупающей простотой, отодвинул в сторону Черненко и занял должность председателя Президиума Верховного Совета, опершись на поддержку Армии и КГБ. Такой власти не было ни у Брежнева, ни у Хрущева. Став у штурвала государства, Юрий Владимирович стал претворять в жизнь свои политические взгляды, естественно, не оглашая их. Как человек проницательный, он осознавал кризисную ситуацию в экономике СССР, грозящую стать обвальной.
12-RIAN 00418713.HR.ru opt

Ю.В. Андропов на трибуне мавзолея

Главный его замысел заключался в постепенной изоляции Коммунистической партии от реальной власти. Власть, по мнению Андропова, должны взять силовики, прагматично контролирующие продуманные государственные инвестиции в экономику. Кроме того, определенная ниша в народном хозяйстве отводилась частной собственности. Говорят, что КНР впоследствии использовала андроповский план. Это дало специалистам основание утверждать, что благодаря данному проекту СССР удалось бы сохранить. К сожалению, это были лишь задекларированные реформы Андропова. Им не суждено было сбыться. Фактически пятый генсек лично правил страной всего 5 месяцев, а десять последних был привязан к стационарному лечению. Что же все-таки успел сделать Андропов? Сразу же он приступил к борьбе с коррупцией. Было открыто громкое «хлопковое дело». Был отстранен от власти старинный оппонент Юрия Владимировича, шеф МВД Николай Щелоков (он застрелился, предвидя последующий арест). Были санкционированы широкие репрессии против населения: работники милиции в рабочее время проводили облавы в магазинах, кинотеатрах и брали нарушителей трудовой дисциплины на карандаш. Далее руководство «записных прогульщиков» по письму МВД было обязано или уволить, или наказать. Генсеком Андроповым была проявлена непонятная жестокость в стиле Берия. Были арестованы Галина Брежнева и Юрий Чурбанов, а директора Елисеевского гастронома Соколова обвинили во всех грехах советской торговли и «поучительно» расстреляли. Кроме того, Юрий Владимирович нагнал страху и на местах, сменив тридцать семь первых секретарей обкомов и восемнадцать министров. Собственно говоря, годы правления Андропова фактически ограничились поверхностными репрессивными мерами, не приведшими к возрождению пораженной кризисом экономики. Для сравнения: в это же время Турции удалось заложить основы курортной индустрии. На проходных заводов появились контролеры, проверялась законность погрузки и разгрузки. Во внешней политике Андропов совершил две принципиальные вещи: начался процесс нормализации отношений с КНР, и были сорваны переговоры по ракетам средней дальности с Соединенными Штатами.

Однако в феврале 1983 г., у пятого генерального секретаря отказали почки. Тогда его спасли путем гемодиализа. Здоровье нормализовалось. Но на отдыхе в Крыму Андропов простудился, после чего был вынужден жить в Кунцевской больнице. 9 февраля 1984 г. Юрий Владимирович Андропов умер. Официальный диагноз: отказ почек. Однако у Андропова был шанс на более долгую жизнь, чтобы и после 1984 года продолжить реформировать страну.

1984-1990