AAR по игре Victoria 2 (chronology mod) с 1816 по 1956гг. Для игры была выбрана Российская империя

Начало

В 1816 Европа оправлялась от недавнего противостояния с Наполеоном. Россия, Австрия и Пруссия сформировали Священный союз для сдерживания революций в Европе. Однако позже император Александр I начинает расширять союз на дружественные России страны.

Правление Александра I(1816-1825)

Война в Средней Азии

Завоевание средней Азии
Русские войска в Ташкенте.jpg
Русские войска в Ташкенте
Дата

8 апреля 1818-30 сентября 1830

Место

Средняя Азия(Бухарский Эмират, Кокандское и Хивинское ханства)

Причина

Экспансия Российской империи

Итог

Присоединение Средней Азии к России

Изменения

Ликвидация Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств

Противники
Флаг Российской Империи.png Россия Флаг Коканда.pngКоканд(до 1821

Бухарский эмират.jpegБухара(с 1821 по 1827) Хивинское ханство.pngХива(с 1828)

Командующие
Флаг Российской Империи.pngАлександр I(до 1825)

Флаг Российской Империи.pngНиколай I(с 1825)

Флаг Российской Империи.pngНиколай Мышкин

Флаг Российской Империи.pngАлексей Фраун

Флаг Коканда.pngАлбек-хан

Бухарский эмират.jpegэмир Альбар

Хивинское ханство.pngДумвар-хан

Силы сторон
30 000-75 000 человек в разное время 25 000-55 000 человек
Потери
18 000 человек 27 000 человек

Коканд(1818-1821)

Боевые действия на территории Бухарского эмирата начались со вторжения на северную часть страны 22-тысячного корпуса во главе с генералом Николаем Мышкиным. Силы вторжения противостояли войскам эмирата, представлявшими собой разрозненые отряды по 5-7 тыс. воинов. Первый бой начался в пустыне возле города Коканд 3 мая 1818. используя численное превосходство русские нанесли поражение врагу. Дальнейшее продвижение по пустыне замедлилось из-за недостатка припасов, в то время как кокандцы пополняли свою армию постоянно. В 1819 году война стала забирать всё больше ресурсов, но она продолжалась. Было добавлено ещё 8 тысяч человек к корпусу Мышкина.Был взят штурмом город Кандес. Северная и восточная часть ханства была уже под полным контролем русских войск. Дальнейшее наступление русских началось в июне. Несмотря на большое численное превосходство, бои были затруднительными и выигрывались русскими с трудом из-за погодных условий. Однако позже ситуация начала налаживаться. Наступление на восток закончилось, и открылся лишь путь на юг. Ташкент и прилегающий городок Данкам стали центром ожесточённых боёв. Город был захвачен в октябре. В итоге до февраля 1820 года войска двигались к столице-Коканду. Город пал в июле.

Бухара(1821-1827)

Война в Бухаре началась практически сразу после завоевания Коканда. В августе 32-тысячная армия генерала Алексей Фрауна вторглась в границы Бухары. По состоянию на 1822 год был захвачен весь север страны, а восток кипел в тяжелых боях, пав к декабрю. Мир был заключён в 1822 на условиях России из-за надобности армии на других фронтах. В 1827 году по приказу НиколаяI началось наступление, уничтожившее эмират в ноябре.

Бухара в огне

Хива(1828-1830)

После успешной войны с Бухарой император решил окончательно подчинить себе регион, ударив по последнему крупному государственному образованию-Хивинскому ханству. Таким образом началось наступление с севера и востока, разбившее войско Хивы на границах, однако бОльшая часть войск(30 000) находилась внутри страны. После трёх месяце тяжёлых боёв, русская армия захватила обширные земли в стране. Но окончательное наступление началось в декабре 1829 и уже в январе следующего года русская армия контролировала столицу страны. Война в средней Азии подошла к концу.

Кавказ(1820-1825)

Кавказская война
Войска в горах.jpg
Войска в горах
Дата

4 ноября 1820-2 августа 1825

Место

Территория Северо-кавказского имамата и Черкессии

Причина

Экспансия Российской империи

Итог

Завоевание Кавказа Россией

Изменения

Ликвидация Черкесского имамата и Северо-кавказского имамата

Противники
Флаг Российской Империи.pngРоссия Северо-кавказский имамат.jpgСеверо-кавказский имамат(с 1821)

Черкесия(до 1822)

Командующие
Флаг Российской Империи.pngАлександр I

Флаг Российской Империи.pngАлександр Чермышкин

Северо-кавказский имамат.jpg Имам Шамиль

и др.

Силы сторон
27 000 человек 12-15 000 человек
Потери
5000 человек 7000 человек

Кавказ давно привлекал Россию. Ещё в доимперских временах там происходили конфликты русских с кавказцами. Но в 1820 году император приказал покорить Кавказ силой. Была объявлена война черкесам. В результате таких действий Черкесия была завоёвана уже в 1822, а в 1821 году началась война с чеченцами и дагестанцами. Северо-кавказский имамат под контролем Имама Шамиля пал в 1825 под ударами войск России.

Несмотря на завоевание региона, формально Кавказ был окончательно присоединён только после войны с Персией 1832-1833 и Турцией 1821-1824.

Война за независимость Испанских колоний в Америке

В 1817 независимость получила Мексика.

В 1818 Венесуэла

В 1818 также Колумбия проиграла в своей войне

В 1819 Венесуэла начинает вторжение в испанскую Колумбию

В 1820 Перу и Эквадор получают независимость

В 1830 заключается мир между Испанией и Венесуэлой. Колумбия получает независимость.

Война за независимость Бельгии

Война за независимость Бельгии
1200px-Wappers - Episodes from September Days 1830 on the Place de l’Hôtel de Ville in Brussels.jpeg
Дата

1 июня 1819-9 июня 1821

Место

Бельгия, Нидерланды, северная Франция

Причина

Стремление бельгийцев к независимости от Нидерландов

Итог

Независимость Бельгийского королевства

Противники
Бельгия.pngБельгия Флаг Нидерландев.pngНидерланды
Франция королевская .pngФранция

Флаг Великобритании.pngВеликобритания

Прусский флаг.pngПруссия

Флаг Российской Империи.pngРоссия

Дания.pngДания

Шведский флаг.pngШвеция Многочисленные германские государства

Командующие
Бельгия.pngГрехент I Флаг Нидерландев.pngВиллем I
Франция королевская .pngЛюдовик XVIII

Флаг Великобритании.pngРоберт Дженкинсон

Прусский флаг.pngФридрих Вильгельм III

Флаг Российской Империи.pngАлександр I

Дания.pngФредерик VI

Шведский флаг.pngКарл XIV Юхан

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Восстание в Бельгии

После Наполеоновских войн бельгийский национализм усилился. Стали появляться подпольные организации сепаратистов. Исходом этого стало открытое вооружённое восстание в Брюгге 1 июня 1819 года. Повстанцы быстро овладели городом, объявив о независимости Королевства Бельгия. В течение 23 дней после восстания нидерландские власти отступали всё дальше от города, к концу года отдав сепаратистам почти всю Фландрию. В Нидерландах мобилизуется армия, и направляется к Брюсели. В дальнейшем почти 3 месяца город будет удерживаться в осаде, пока 24 марта Франция не вступит в войну на стороне Бельгии, также призывая все "имеющие разум" страны нанести сокрушительный удар по Голландии. Позже, 3 апреля Пруссия, Дания, Швеция и Великобритания начнут оказывать материальную помощь бельгийским повстанцам. Год прошёл в сражениях в Бельгии в основном между французами и голландцами. Имели место некоторые столкновения на территории Франции. Бельгийцы боялись отойти на второй план в войне за собственную же независимость и после войны попасть во владения Франции. 2 апреля 1821 года лидер восставших бельгийцев-Леопольд призвал к атаке на Нидерланды страны Европы. 3 мая войну Нидерландам объявили войну Великобритания, Пруссия, Дания, Швеция, Россия и многочисленные государства Германии-Бавария, Саксония, Бремен и др.

Нидерландский поход

В поход на Нидерланды отправилось более 80 000 солдат, более чес способных противостоять 53-тысячной армии Голландии. В первый месяц уже почти вся северная и восточная часть страны была захвачена силами коалиции. Амстердам был взят 4 июня. Признание независимости Бельгии было 9 июня 1821 года. До сих пор эта дата считается праздником дня независимости в Бельгии. Всего погибло 40 000 человек, 14 000 из них во время похода иностранных сил.

Гайанская война

Гайанская война
Гайанская война.jpg
Британское ополчение на войне
Дата

3 июля 1822-22 февраля 1824

Место

Британская Гайана, Французская Гвиана, Аляска, Сенегал, Гамбия, Ла-Манш

Причина

Франко-британские и русско-британские колониальные противоречия, британские торговые барьеры, международный кризис в Гайане

Итог

Победа Франции и её союзников.

Изменения

Присоединение Гайаны к Франции и Британской Колумбии к России

Противники
Франция королевская .pngФранция

Флаг Российской Империи.pngРоссия

Бельгия.pngБельгия

Флаг Великобритании.pngВеликобритания
Командующие
Франция королевская .pngЛюдовик XVIII

Флаг Российской Империи.pngАлександр I

Бельгия.pngГрехент I

Силы сторон
В Южной Америке:

Франция королевская .png21 000

В Африке:

Франция королевская .png12 000

В Европе:

Франция королевская .png33 000 43 корабля

Бельгия.png24 000

В Северной Америке:

Флаг Российской Империи.png18 000

В Южной Америке:

Флаг Великобритании.png20 000

В Африке:

Флаг Великобритании.png14 000

В Европе:

Флаг Великобритании.png48 000 50 50 кораблей

В Северной Америке:

Флаг Великобритании.png27 000

Потери
В Южной Америке:

Франция королевская .png10 000

В Африке:

Франция королевская .png4300

В Европе:

Франция королевская .png1000 10 кораблей

Бельгия.png900

В Северной Америке:

Флаг Российской Империи.png5000

В Южной Америке:

Флаг Великобритании.png11 000

В Африке:

Флаг Великобритании.png5000

В Европе:

Флаг Великобритании.png1200 21 корабль

В Северной Америке:

Флаг Великобритании.png8000

Колониальные противоречия Британии и Франции особо ярко выразились во время Семилетней войны и война ха независимость США. Но колониальные амбиции России всегда находились на втором плане, скрытыми в тени европейских держав. После Наполеоновских войн политика Александра I во многом изменилась, также и по отношению к незанятым территориям. Начала развиваться Аляска(хоть при жизни царя она так и не стала регионом), усилилось влияние на Гавайи. появились даже амбиции по вторжению в южный Тихий Океан. Имелись даже свои взгляды на нынешние американские штаты Вашингтон и Орегон, но из-за недостаточного финансирования американские колонисты успели занять земли первыми. Главным конкурентом оставалась Великобритания, владевшая хоть и малонаселёнными и дальними от метрополии, но большими землями Канады. Великобритания также имела виды на Русскую Америку. В дальнейшем Россия начнёт переброску 15-тысячного войска в Северную Америку.

Франция и Великобритания имели колонии в Южной Америке. Британская Гайана и Французская Гвиана считались богатыми шёлком и тростником. А после войны испанского правительства с Южной Америкой обе страны стали опасаться потери своих ценных колоний. По факту кризис в Гайане, начавшийся из-за предъявления французами претензий на Гайану и массового заселения французами Британской Гайаны был попыткой Франции отвести взгляд от проблем Африки. В Африке современная территория Сенегала принадлежала Франции, а Гамбия Британии. Учитывая то, что Сенегал был в несколько раз больше Гамбии, британцы вдвойне опасались вторжения. Беря во внимание ситуацию в Европе, Британия фактически правила морями вокруг себя, что делало вторжение с моря на её территорию очень затруднительным. Кроме того Британия обладала бОльшим флотом, чем у Франции, хотя Франция оставалась конкурентом для вечного противника. Франция готовилась к хоть и незначительному, но возвращению славы Первой Империи и в 1822 заключила союз с Россией. Боевые действия начались в морях Африки, когда французы атаковали британский флот. В тот же день началось наступление на Гайану, облегчённое тем, Нидерланды помогли франции, заблокировав порты в Южной Америке. Война набирала обороты, хоть и в Северной Америке она не спешила начинаться. И лишь только спустя месяц(1 августа) русские начали полноценное наступление на британцев, убедившись в неготовности своего врага к обороне северных территорий. Русские ждали попутного холода и не предпринимали активных действий до конца сентября. Бельгия же начала полномасштабное вмешательство в войну в конце августа, направив корабли в Ла-Манш. Хоть незначительная, но военная сила бельгийцев смогла ненадолго задержать британские корабли на пути к Нормандским островам. В Африке же война разгорелась лишь  в октябре, когда французы начали наступление на британские позиции в Гамбии. Недооценив противника, французы встретили сильное сопротивление британских солдат. Примерно 3000 войск в Британской Колумбии в это время держали оборону в Форт-Донсвилле. Несмотря на преобладание британских войск в Канаде над русскими, они были распределены по Канаде равномерно, в то время как в Форт-Донсвилле 3000 солдат оборонялись от 18 000 русских солдат. Зимой наступают холода, британцы отступают в Канаде, Ла-Манш замерзает, война всё больше разворачивается в Гайане, где британцы перегруппировались и перешли в контрнаступление, и в Африке, где по сенегальско-гамбийской границе идут ожесточённые бои. После февраля 1823 французы переходят в окончательное наступление и захватывают Гамбию. В Северной Америке британцы, с трудом сдерживавшие натиск русских собрались с силами и смогли удержать оборону Кенсмонта. Русские корабли в Канаде направлялись к порту в Неонкорне и через несколько дней он был уже блокирован. Британцы всё больше оступали. В Ла-Манше британские корабли оправдывали выражение "Правь, Британия, морями!", тесня иностранные корабли к берегу. Начинают массово создаваться новые корабли. После боёв колонии в Южной Америке всё также остаются поделёнными. Усиленное производство военных припасов в Британии даёт о себе знать. Солдаты престают голодать и начинают полномасштабное наступление в Южной Америке. Французы используют ускоренную поставку припасов в Гвиану, попутно отправляя туда войска из Сенегала. По состоянию на декабрь 1823 Британская Колумбия окончательно захвачена Россией, Гайана и Гамбия захвачены Францией. До февраля происходят незначительные бои в Ла-Манше, британцы отправляются в Гайану из Ирландии, но исхода войны это не меняет. 22 февраля заключается Римский мирный договор на условиях передачи Гайаны Франции, передачи Колумбии России, сокращении британского флота в Ла-Манше до 29 кораблей, демонтаже морских баз в Ирландии. Война не только подорвала престиж Британии в мире, но и уменьшила степень доверия к ней со стороны обитателей незаселённых земель, с учитыванием того, что страна не сможет защитить эти места. США также получили больше влияния на Канаду ввиду уменьшения защиты от Британии в регионе.

События 1821-1830

1. Греческая революция 1821-1830. Полномасшатбное вмешательство России, Великобритании и Франции. Включение Греции в сферу влияния России.

2. Присоединение Гавайев 1822. В 1822 году король Гавайев послал к России предложение о вхождении в её состав. Оно было принято.

Восстание февралистов

9 февраля 1825 года перед Зимним дворцом группа дворян, известная как "февралисты" собрала вокруг себя сторонников в лице армии и горожан Санкт-Петербурга, требуя конституции и демократических реформ. В результате недолгих столкновений с армией, февралисты всё же одержали победу. 10 февраля была учреждена ограниченная монархия, в которой правление делилось между монархом и Сенатом.

Правление Николая I(1825-1855)

Польское восстание 1830

На момент начала восстания армия Царства Польского представляла собой в основном обученных наёмников, присягнувших на верность царю. При этом польский национализм, массово разрастающийся в 1820-х годах был популярен также и в армии, что подливало масла в огонь. Восстание началось в январе 1830 года, когда 10 000 польских военных напали на пограничный пункт на востоке, разрушив его. Дальше начался марш повстанцев на Варшаву. Марш сдерживал немногочисленный контингент русских войск, в то же время в сторону Кракова двинулись отряды повстанцев, что вынудило Австрию вступить в конфликт. Пруссия также опасалась потерять свои территории и вступила на стороне России. Объединённая борьба польского народа за собственную независимость привлёк внимание Европы, в особенности Великобритании, которая начала отправлять припасы и оружие в Польшу. По состоянию на начало апреля Варшава была занята поляками, а вся западная и северная Польша контролировалась повстанцами. На юге шли бои с австрийской армией, а восток контролировался Россией. С британской поддержкой поляки осмелели и вновь ринулись в бой под Лодзем, одержав победу над прусско-австрийской армией. Силы союзников ослабевали, но поляки уже шли в отступление и в мае удалось захватить часть западной Польши. С востока также двинулся русский корпус в 32 000 человек, что позволило быстро разгромить силы повстанцев, однако на подступах к Варшаве войска столкнулись с ожесточённым сопротивлением местных партизан. Австрийцы быстро наступали на Варшаву, и уже к июню взяли её в осаду. Пруссия подавила сопротивление на западе Польши и вышла в мир. Русские же войска подошли к Варшаве только к середине июня. Варшава была взята, а восстание подавлено. В итоге автономия Царства Польского была ликвидирована, а в октябре 1831 был издан Эмский указ, спровоцировавший не только межнациональные волнения, но и рост польского самосознания. Но несмотря на это новых освободительных восстаний в Польше не случалось.

Промышленный рост в России

В правление Николая I началось активное финансирование фабрик, а налоги на капиталистов существенно уменьшились, что позволило открывать новые предприятия и строить железные дороги по всей стране. В 1832 Россия находилась на 4 месте в мире по уровню промышленности после Великобритании, США и Франции, но тем не менее разрыв между 4 и 3 местом был большим. Император поставил задачу сократить разрыв, и уже к 1835 году он был не таким большим. В 1845 Россия вышла на 3 место, обогнав Францию. Историки выделяют 3 этапа развития промышленности в стране:

1. 1832-1845 переход к массовому строительству фабрик и заводов

2. 1845-1859 выход на 1 место в мире по уровню промышленного развития

3. 1859-1883 гиперрост промышленности, фактически неконтролируемый прирост фабрик и заводов. Большая инфляция, остановленная в 1883 году указом о контроле промышленности, давшем императору непосредственное право на управление региональной промышленностью.

Интеграция Финляндии

В 1845 был издан указ об уничтожении финского самоуправления. Процесс интеграции продолжался до 1879.