ФЭНДОМ

Михаил Иванович Белов
Генерал Белов
Звание: Генерал
Рождение: 28 июля 1860,

Калуга, Российская Республика

Смерть: 19 мая 1931,

Калуга, Российская Республика

Принадлежность: Российская Республика
Род войск: Пехота
Годы службы: 1879 — 1920
Михаил Иванович Белов (28 июля 1860, Калуга — 19 мая 1931, Калуга) — российский военачальник, генерал Республиканской армии России, участник Великой войны.

Биография

Михаил Иванович родился в семье полковника Ивана Федоровича Белова (1833 — 1895), отец которого имел происходил из крепостных крестьян Калужского уезда.

Благодаря усилия отца Михаил Белов поступает в Калужскую военную гимназию, а затем и в Московское военное училище (1877 — 1879). За успехи в учёбе и службе был выпущен в 3-й Московский полк Республиканской гвардии.

Впоследствии по ходатайству командира гвардейского полка направляется в Академию Генерального штаба, которую он оканчивает в 1885 году.

Служба в Российской армии

Мирный период

В 1885 — 1886 годах поступил на службу офицером в штаб 9-й армейского корпуса, где вскоре был назначен старшим адъютантом 1-й пехотной дивизии корпуса.

С 1887 по 1889 — командир роты Северомосковского 1-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии. Затем в 1890 году назначен командиром Тверского пехотного полка 2-й пехотной дивизии.

В 1894 году был приставлен к званию полковник и штаб-офицер при управлении 1-й стрелковой бригады. С мая по сентябрь 1895 года — командир батальона в 3-й Московский полк Республиканской гвардии.

В начале 1897 года был назначен начальник штаба 7-й пехотной дивизии, которая размещалась в Воронеже. Затем в 1899 году был назначен в 35-ю пехотную дивизию, расположенную под Рязанью.

В 1902 году получает звание генерал-майора и назначается начальник штаба 6-го корпуса, а затем в 1904 году переведён на должность начальника штаба 4-го корпуса Республиканской армии. Наконец, в 1908 году приставлен к званию генерал-лейтенанта и отправляется командовать 7-й пехотной дивизией 5-го корпуса Республиканской армии.

Великая война

Белов

Генерал М.И.Белов

В день вступления Российской Республики в Великую войну командовал 7-й пехотной дивизией. Его дивизия в составе 2-й Республиканской армии была направлена под Кенигсберг. После смерти командира 18-го корпуса 5-й Республиканской армии в Польше был назначен временно исправляющий должность командира корпуса, а затем 1 сентября 1910 года командиром корпуса.

Варшаво-висленская операция

В ходе боёв под городом Радом награждён орденом святого Георгия 4-й степени, а спустя несколько дней, 15 сентября повышен до звания генерала от инфантерии. В ходе Варшаво-висленской операции был назначен исполняющим обязанности командира 5-й Республиканской армии.

Благодаря блестящему расчёту и старательному подходу к делу, организовывает контр-наступление российских войск, который позволяет 5-й армии форсировать Вислу и успешно наступать на противника. Более того, в создавшихся условиях Республиканская армия под руководством генерала Белова овладевает стратегической инициативой и добивается отхода германских армий к первоначальным позициям.

За выдающиеся успехи в организации контр-наступления в Польше ему было вручено Георгиевское оружие. В январе 1911 года заболевает и передаёт командование армии. Через месяц вновь возвращается в строй.

Кампания 1911 года

Тяжёлое поражение 4-й российской армии в апреле 1911 года ставит под угрозу всю оборону в Польшу. В результате германского наступления пали города Перемышль и Львов, а левый фланг 5-й армии оказался под угрозой.

Поскольку на левом фланге 5-й армии не было серьёзных укреплений, то германо-венгерская армия без труда ударила во фланг армии Белова. Предпринимавшиеся контр-атаки не давали необходимого результата и генерал Белов отдал приказ отступать к Бресту и Ковелю.

Заняв новые позиции 5-я Республиканская армия смогла противостоять наступлению германских и венгерских войск. Фронт стабилизировался.

Галицийское сражение

Российские власти желали поскорее завершить дорогую войну. Также как и германцы российское командование посчитало, что широкомасштабное наступление против слабой венгерской армии поможет надавить на Германию и завершить войну.

Военный совет, состоявшийся 1 февраля 1912 года в Минске принял принципиальное решение о готовности к наступлению на всех фронтах к началу апреля. Поскольку данная операция должна была иметь большой успех, чтобы склонить Германское государство к миру, и даже небольшое поражение не могло быть прощено новому правительству, то разработкой плана занялись наиболее опытные командиры российских армий. Возглавил разработку плана генерал Михаил Иванович Петров.

Петров над картой фронтов

Генерал Белов над картой фронтов Великой войны

Существовали опасения о том, что германская армия предпримет новое наступление раньше, поэтому желая перехватить инициативу, дала указание командующим фронтами быть готовыми к наступлению ранее намеченного срока.

Главные силы предстоявшего наступления должны были сосредоточиться на Юго-западном (Галицийском) фронте, у 5-й и 6-й республиканских армий России, располагавшихся в районе Ковеля и Дубно. Этим армиям передавалась большая часть резервов и тяжёлой артиллерии. Параллельно с этим, Северный фронт также должен был приступить к наступательной операции, чтобы не позволить германской армии перебросить подразделения на юг.

На направлениях ударов русских армий было создано превосходство над противником в живой силе и в артиллерии. Наступлению предшествовали тщательная разведка, тренировка войск, оборудование инженерных плацдармов, приблизивших российские позиции к венгерским. Передовым отрядам российских армий придавались новейшие пулемётные бронеавтомобили «Путиловец».