ФЭНДОМ

Михаил Дмитриевич Скобелев
Михаи́л Дми́триевич Ско́белев
Род деятельности: Генерал-фельдмаршал
Направление: Военный министр
Рождение: 17 сентября 1843, Санкт-Петербург, Российская империя
Смерть: 1 марта 1919, Москва, Российская империя
Образование: Техническое
Гражданство: Российская империя

Михаил Дмитриевич Скобелев (17 сентября 1843, Санкт-Петербург-1 марта 1919, Москва) — выдающийся русский военачальник и стратег, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-фельдмаршал.

Участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи, Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Русско-японской войны, освободитель Болгарии. В историю вошёл с прозванием «белый генерал», что всегда ассоциируется в первую очередь именно с ним, и не только потому, что в сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне. Болгарский народ считает его национальным героем.

Биография

Михаил Скобелев родился 17 сентября 1843 года в Петербурге в семье потомственных во­енных. Его отец и дед были генералами русской армии. Это и предопределило судьбу молодого человека. Службу он начал в Кавалергардском полку в 1861 году.

Спустя два года стал корнетом и уже тогда выделился среди сверстников большими способностями и командирским талантом. Впервые в боях ему довелось участвовать во время Польской компании, тогда же он получил свой первый боевой орден «За храбрость». В 25 лет Скобелев блестяще окончил Академию Генерального штаба и был направлен в Туркестанский военный округ. Здесь ему доверили командовать сотней сибирских казаков. В 1872 году его перевели в Новгород, где в чине подполковника он командовал пехотным батальоном. Через год Скобелев принял участие в Хивинском походе русской армии в Среднюю Азию. Она шла на Хиву через безводные степи, разделившись на четыре отряда. Скобелев был в составе Мангышлакского отряда. Во время этой трудной операции он не раз демонстрировал высокое воинское мастерство и доблесть, за что был представлен к ордену Святого Георгия IV степени. Хива сдалась 29 мая 1873 года после непродолжительного боя. Хивинское ханство вошло в состав Российской империи.

Спустя некоторое время Скобелев был на­правлен на войну против Кокандского ханст­ва. Командуя кавалерией в сражении около крепости Махрам, он вновь действовал успеш­но и был произведен в генерал-майоры. Упор­ное наступление русских войск зимой 1876 г. привело к тому, что Кокандское ханство пере­стало существовать. На его месте образовалась Ферганская область, генерал-губернатором которой стал Скобелев. Генерал сумел прекра­тить междоусобную резню и казнил Пулат-бека, прославившегося своей жестокостью. Ско­белев быстро приобрел популярность как сре­ди своих солдат, так и у местного населения.

Участник русско-турец­кой война 1877-1878 гг. Русские войска тог­да выступили на стороне захваченной турками Болгарии. Скобелев участвовал в боях под Плевной, командовал казачьей бригадой. Его войска брали город Ловеч, а впоследствии и са­му Плевну. Говорили, что Скобелев не боится смерти, и, действительно, генерал нередко хо­дил в атаку впереди своих подчиненных в бе­лом мундире и на белом коне. И пули милова­ли его. За эту привычку враги прозвали его «белым генералом», по-турецки это звучало «Ак-паша». Плевна капитулировала. В плен сдалось более 40 тысяч человек, среди ко­торых десять генералов. Произведенный в ге­нерал-лейтенанты, Скобелев стал комендан­том поверженной крепости.

Генерал настаивал на продолжении на­ступления, теперь уже на Стамбул. Скобелеву доверили эту операцию. Зимой его армия чис­ленностью 16 тысяч человек перешла через Балканы и приняла участие в Шипка-Шейновском сражении. Войска Скобелева сыгра­ли в нем решающую роль. Именно его солда­ты захватили несколько батарей и укреплен­ных линий турок. Враг капитулировал, и рус­ская армия получила проход в Южную Болга­рию. Теперь до Стамбула было недалеко. И русское командование решило продолжить наступление, поставив армию Скобелева в авангарде войск. Отряд под командованием Скобелева после внезапной атаки овладел городом Адрианополь. Было взято много трофеев, в том числе новейшие пушки, сделанные в Германии. До столицы Османской империи оставалось всего 12 км. Защищать Стамбул было некому, и в декабре 1877 года турки, подписали мир, признав незави­симость Румынии, Сербии и Черногории. Рос­сии отходили обширные земли на Кавказе, в Бессарабии и других местах. Кроме того, тур­ки выплатили России огромную контрибуцию, а русские войска могли оставаться в Болгарии еще два года. Скобелев настаивал, чтобы русские части вошли в Стамбул, но это­го не произошло. Кстати, турецкий султан очень уважительно относился к генералу и после подписания договора даже пригласил в гости. Русский полководец потряс султана великолепным знанием Корана, цитируя целые главы на арабском языке.

За победу над турецкой армией Скобелеву присвоили чин генерал-адъютанта и направили в Болгарию — создавать ее национальную ар­мию. Скобелев так подготовил вооруженные си­лы Болгарии, что в случае необходимости они даже могли противостоять турецкой армии.

«Генерал М. Д. Скобелев на коне»

«Генерал М. Д. Скобелев на коне» Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, (1883)

В 1880 году Михаил Дмитриевич был назначен командовать экспедицией на юг Средней Азии. Генерал должен был присоединить к России воинственное и непокорное туркмен­ское племя текинцев. Это была непростая задача, поскольку в Ахалтекинском оазисе была сильная крепость Геок-Тепе. У текинцев име­лось около 25 тысяч воинов, большинство из них конники. Кроме того, текинцам помогали англичане, мечтавшие заполучить этот оазис и сделать его своей колонией. Предпринятая до Скобелева экспедиция окончилась неудачей. Поэтому генерал тщательно подготовился. Были созданы специальные тыловые базы, от­ряду придали тяжелое осадное орудие, а пере­возки войск и грузов осуществлялись по Кас­пийскому морю. Поход занял пять месяцев. Параллельно строилась железная дорога от Красноводска до Ашхабада. Перед крепостью текинцев установили осадное орудие, а перед штурмом подорвали ее стены. Текинская кон­ница пыталась контратаковать, но все же Ге­ок-Тепе пала. Скобелев присоединил к России обширные районы Туркмении. За эту опера­цию он был произведен в генералы от инфанте­рии и представлен к ордену Святого Георгия II степени.

В июне 1882 года, Особый департамент присёк попытку покушения на Скобелева.

В 1890 году, Скобелев назначается военным министром. На своём посту, Скобелев провёл значительную работу по улучшению качества офицерского состава, в обеспечении и быта нижних чинов армии. Значительное внимание уделял уровню подготовки личного состава, в результате которого, были созданы первые программы боевой подготовки, увеличены нормативы по расходу боеприпасов на обучении. Уделял внимание и внедрению в армии и технических новшеств, созданию эффективного тылового снабжения.

Под его руководством победоносно завершилась Русско-японская война, после которой, ему присваивают звание генерал-фельдмаршала. Не смотря на победу, Скобелев был не слишком доволен, так как обнаружилось большое количество белых пятен в русской армии. Используя анализ боевых действий, Скобелев разрабатывает программу реформы русской армии, и добивается её принятия.

В 1913 году, в связи с ухудшением здоровья покидает свой пост. Во время Первой Мировой войны, всячески помогает фронту, в том числе и за счёт сбора пожертвований.

Михаил Дмитриевич Скобелев умерает 1 марта 1919 года в Москве.