ФЭНДОМ

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов
Միքաէլ Տարիելի Լորիս-Մելիքով
????N???N?-???µ?»????????

Флаг РР
Председатель Совета министров Российской империи
Герб РИ
1 марта 1883 — 24 декабря 1888
Монарх: Михаил II
Предшественник: Михаил Скобелев
Преемник: Борисч Чичерин
Флаг РР
Министр внутренних дел Российской империи
Герб РИ
6 августа 1880 — 4 мая 1881
Монарх: Александр II

Александр III

Предшественник: Лев Маков
Преемник: Николай Игнатьев
7 сентября 1882 — 1 марта 1883
Монарх: Александр III
Предшественник: Дмитрий Толстой
Преемник: Борис Чичерин
 
Вероисповедание: Армянская апостольская церковь
Рождение: 31 октября 1824
Смерть: 24 декабря 1888
Отец: Тариэл Зурабович Лорис-Меликов
Мать: Екатерина Ахвердова
Супруга: Нина Ивановна Аргутинская-Долгорукова
Партия: Конституционная партия (1882—1888)
Образование: Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
 
Военная служба
Годы службы: 1843-1881
Звание: Генерал от кавалерии
Сражения: Кавказская война

Крымская война

Русско-турецкая война (1877—1878)

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (арм. Միքաէլ Տարիելի Լորիս-Մելիքով,  груз. მიხეილ ლორის-მელიქიშვილი; 31 октября 1824 - 24 декабря 1888) - российский военачальник и государственный деятель; вместе с генералом Скобелевым один из лидеров Великой русской революции, второй председатель Совета министров Российской империи в 1883-1888 годах, занимал пост вплоть до своей смерти. В 1880-1881 годах занимал пост министра внутренних дел и Санкт-Петербургского временного губернатора, эти годы вошли в историю "диктатуры сердца" и непосредственно предшествовали убийству Александра II. Также известен как один из главных авторов российской Конституции и один из авторов многочисленных реформ, которые происходили в России на протяжении 1880-ых годов.  

Биография 

Детство, начало карьеры

Родился в Тифлисе, 19-ого октября 1825 года в армянской семье. Отец Михаила жил в Тифлисе, вёл довольно значительную торговлю с Лейпцигом.

В 1836-ом году был определён в московский Лазаревский институт восточных языков, откуда был исключён за мелкое хулиганство, с 1841-ого года учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. 2-ого августа 1843-ого года был выпущен корнетом в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, где прослужил четыре года.

Военная карьера

Происходившие в то время непрерывные военные действия на его Родине тянули Лорис-Меликова принять в них участие, и он, по его просьбе, был переведён в 1847-ого году, с чином поручика, состоящим по особым поручениям при главнокомандующем в то время Кавказским корпусом князе Воронцове. Принимал участие в войне вплоть до 1851-ого года. Затем принимал участие в Крымской Войне, действовал на русско-турецкой границе, под командованием Лориса-Меликова воевала команда охотников состоящая из грузин, армян и курдов.

После Парижского Мира был произведен в генерал-майоры, в 1858-ом году назначен начальником войск в Абхазии и инспектором линейных батальонов Кутаисского генерал-губернаторства. В это время по его распоряжению было заложено укрепление Цебельды для защиты от нападения горцев и для прекращения контрабандной торговли со стороны местных племен. Назначенный вскоре военным начальником Южного Дагестана и дербентским градоначальником, Лорис-Меликов с большим успехом занялся водворением новых порядков среди горских племен, не имевших ранее этого никакого понятия о гражданственности. В марте 1863-ого года он был назначен начальником Терской области, командующим расположенными в ней войсками и наказным атаманом Терского казачьего войска и произведён 17-ого апреля того же года в генерал-лейтенанты, 13-ого августа 1865-ого года назначен генерал-адъютантом.

Лорис 1

Лорис-Меликов во время военной службы

Воглавлял Терской области вплоть до 1875-ого года, Лорис-Меликов обратил всю свою деятельность на водворение порядка и спокойствия в среде горского населения области, продолжавшего ещё волноваться после недавнего покорения Кавказа, причём проявлявшиеся со стороны горцев попытки к открытому сопротивлению власти были очень скоро им прекращаемы. Подготовка к войне с Турцией сделала необходимым формирование особого корпуса войск для действия против турок в Малой Азии, начальство над этим корпусом было вверено Лорис-Меликову. В начале Русско-турецкой войны командовал четырьмя колоннами, вступившими в пределы Турции. В 1877-ом году взял турецкую крепость Карс, которая ранее считалась неприступной. После войны получил титул графа, именно во время происходит сближением Лорис-Меликова и генерала Скобелева

Государственная служба

7-ого апреля 1879-ого года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго до этого  был убит губернатор князь Кропоткин. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к каким-либо репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.

Военное фото, Лорис

(слева направо) Генерал-адъютант князь Д.И. Святополк-Мирский, великий князь Михаил Николаевич, генерал-адъютант граф М.Т. Лорис-Меликов, Крас 1877 год

В начале 1880-ого года, успехи Меликова в борьбе с терроризмом в Харькове, были замечены в столице, вскоре после взрыва в Зимнем дворце 5-ого февраля 1880-ого года, был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о мерах для борьбы с революционным движением. Менее чем через месяц Лорис-Меликов стал временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии, итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Лорис-Меликов предлагал императору свою программу усовершенствования административной системы государства и изменения социально-экономической политики. Программа была изложена графом в докладе от 11-ого апреля 1880-ого года, Александр II отнесся к ней достаточно серьезно. 

В конце лета 1880-ого года Меликов поднял вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел. К началу 1881 года Лорис-Меликов подготовил план привлечения общественности к законотворчеству путём созыва представительного органа с законосовещательными полномочиями. Конституция Лорис-Меликова была представлена им императору в конце января 1881 года и была предварительно одобрена последним за несколько дней до гибели.

Тем не менее, лишь немногие планы Лорис-Меликова были осуществлены, а террористами в период его управления министерством был убит сам Император, после того как престол унаследовал Александр III, стало совершенно понятно, что время Меликова на его посту подошло к концу.

Лорис-Меликов гравюра

Гравюра 1881-ого года

Опала 

После своей отставки Лорис-Меликов перебрался в Москву, где отдалился от управленческих дел, по большей части, проживая в Ницце, поддерживая с Россией связь путем корреспонденции со своими товарищами, в том числе с генералом Скобелевым. Трудно сказать, какую роль Лорис-Меликов играл в разработке плана военного переворота, по большей части он выступал в качестве одного из авторитетов и скорее представлял "гражданскую" часть заговора. Он выступал против установленяи в стране даже временного "особого положения" и резко против любых жестких действий против царской семьи, считая оптимальным вариантом отречения Александра III в пользу старшего сына Николая. Именно в период проживания в Ницце Меликов занимался доработкой своего "Всеподданнейшего доклада" и превращения его в полноценную Конституцию. Для работы над первой в истории России, законом, который ограничивал власть императора Михаил Тариэлович вдохновлялся работами начала XIX-ого века, в частности конституционным проектом Михаила Сперанского, именно из работ Сперанского сформировалась названия двух палат российского парламента - нижней Государственной Думы и верхней - Государственного совета. При этом Лорис-Меликов шел значительно дальше, рассматривая вариант учреждения в России не дуалистической, но уже полностью подотчетной парламенту монархии.

200px-Конституция Лорис-Меликова (1904)

"Конституция" Лорис-Меликова, 1881-ого года

В Россию Лорис-Меликов вернулся в конце августа 1882-ого года и все это время находился в Санкт-Петербурге, не контактируя с другими участниками заговора, тем не менее, над ним был установлен негласный надзор полиции. В часы переворота также не прибыл к Зимнему дворцу, оказавшись среди сторонников переворота лишь в следующие часы после подписания императором "Манифеста об усовершенствовании государственного порядка", в тот же день Лорис-Меликов был введен в правительство в качестве министра внутренних дел, а также поставлен вместе с Борисом Чичериным во главе "Государственной комиссии по разработке российской Конституции".

Министр внутренних дел

В качестве министра внутренних дел Лорис-Меликов с самого начала дал понять, что государство начало полный курс на либерализацию жизни, в том числе политической, амнистированы были десятки арестованных по политическим делам, за исключением приговоренных к наказанию за терроризм. Михаил Тариэлович, объявивший курс на "сотрудничество" с самыми различными политическими силами, в конце сентября даже принял у себя Николая Чернышевского, ранее вернувшегося из Астрахани, где находился в ссылке. Некоторые историки склонны думать, что именно встреча Лорис-Меликова и Чернышевского повлияла на заявления Николая Гавриловича о: "Мире с царизмом и новым правительством, - которое тот сделал вскоре после возвращения в столицу. 25-ого сентября Лорис-Меликов участвовал в создании Конституционной партии, первой легальной политической партии в российской истории, которая должна была знаменовать собой единение сил, пришедших к власти в результате августовского переворота. В бытность второй раз в своей жизни министром внутренних дел Лорис-Меликов никак не противился созданию оппозиционных партий, в том числе монархического Союза русского народа, который очень негативно отнесся к фактическому отрешению царской семьи от власти.

В первом правительстве Скобелева Лорис-Меликов имел репутацию очень умеренного и во всех смыслах осторожного человека, во время событий в Польше, которые окончились вторжение в Привислинские губернии немецких войск Михаил Тариэлович выступил против вступления с ними в прямую конфронтацию, заявляя, что Россия сейчас не готова к полноценной войне с Германией, в конечном итоге эта точка зрения стала доминирующей во всем кабинете, тем не менее о любых позитивных отношениях между двумя странами можно было забыть. В дни Кронштадтского мятежа Лорис-Меликов вступил в переговоры с восставшими, прибыв 23-ого октября к Кронштадтской крепости и добившись от мятежников решения сложить оружия. Опасаясь взрывов насилия и дальнейшей эскалации напряжения в обществе Лорис-Меликов всеми силами пытался облегчить учесть всех участников монархического выступления, особенно членов царской семьи, ни один из которых не понес фактически реального наказания.

Гравюра 1885 года

Гравюра 1885-ого года

В вину Лорис-Меликову за те полгода, что он возглавлял министерство внутренних дел ставят определенную пассивность в отношении анти-правительственных выступлений, которые после Кронштадта захлестнули российские регионы, в том числе, приведшие к волне еврейских погромов. Тем не менее, эта пассивность, также выражалась желанием Лорис-Меликова избежать поляризации общества.

Главной же деятельность Михаила Тариэловича в этот период была разработка новой российской Конституции. Первоначально Лорис-Меликов был сторонником особой формы управления Россией, отличной от Западных государств, в частности, через расширения прав и свобод земств. Тем не менее, если эти планы были актуальны для Лорис-Меликова до его опалы, то после, когда ситуация в стране значительно изменилось, российская Конституция требовала куда более далеко идущих планов. В конечном итоге, принятой вариант Конституции, по большей части соответствовал англофильским настроениям, которые царили в российском правительстве, главным образом со стороны второго руководителя Конституционной комиссии - Бориса Николаевича Чичерина. Одной из заслуг Лорис-Меликова в составлении российской Конституции считается создание избирательной системы при выборах в Государственную Думу, которая существовала с 1883-ого по 1907-ой годы, когда выборы депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём различной куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей и четвертой - трёхстепенные, а из избирательной системы, фактически были исключены неимущие классы. Лорис-Меликов, вместе со Скобелевым присутствовал при подписании императором Александром III Конституции 1-ого марта 1883-ого года, в тот же день за место Скобелева Лорис-Меликов возглавил российское правительство, первоначально это место планировал занять Чичерин, но тот уступил его своему более опытному товарищу. Лорис-Меликов также присутствовал на отречении императора от престола в пользу младшего сына, которое состоялось 2-ого марта 1893-ого года.

Председатель правительства

Несмотря на то что именно Лорис-Меликов находился во главе российского правительства, в этот период во многом большинство наиболее важных решений принимались коллегиальным образом, затрагивая не только основных членов российского правительства, но и Скобелева, занимавшего пост Правителя Государства. Тем не менее, если под контролем Скобелева проходила российская внешняя политика и общая координация реформ, то именно на плечи Михаила Тариэловича легла ежедневная и кропотливая разработка тех или иных преобразований.

Крестьяне конца XIX века

Российские крестьяне в конце XIX века

По предложению Лорис-Меликова была произведен пересмотр системы выкупных платежей, введенных в годы правления Александра II. Так с 1-ого января 1885-ого года выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1-ого января 1886-ого года отменялись полностью, это вызвало волну недовольства со стороны земельной аристократии, которые видели в этом серьезный удар по собственным интересам. Столкнувшись с критикой своего проекта в Государственной Думе Лорис-Меликов отчитал дворян:

Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу.

Именно Лорис-Меликов был главным автором и других аграрных преобразований, которые происходили в стране в первые годы после русской революции, в том числе по инициативе Председателя Совета министров были увеличены ассигнования в Крестьянский поземельный банк, а также передана крестьянам государственная и церковная земля, в годы премьерства Лорис-Меликова начала готовиться программа переселения крестьян из центральных областей в Сибирские губернии, которая правда оказалась реализована только в начале XX-ого века, спустя много лет после смерти Лорис-Меликова.

Огромные траты, которые повлекли реформы, проводимые правительством требовали нового накопления финансов, повышение налогов могло слишком сильно ударить и по без того не слишком популярному в богатых кругах правительству. Потому годы премьерства Лорис-Меликова оказались связана с попытками государства любыми способами улучшить свое финансовое положение, в 1887-ом году была введена винная монополия, действовавшая в стране следующие два десятка лет, с 1884-ого года началось постепенное накопление казной золотого фонда, однако в условии реформ этот процесс значительно растянулся, правительство опасалось идти на введение золотого стандарта, не будучи полноценно к этому готовым, данная реформа так и не была осуществлена при жизни Михаила Тариэловича. Политически "воспитанный" в годы царствования Александра II, Михали Тариэлович был сторонником свободной торговли, тем не менее, ситуация в которой оказалась Россия после конфликта с Германией и общее отсутствие веры в правительстве в выгодность свободной торговли, привела к тому что именно в годы правления Лорис-Меликова, впервые со времен правления Александра II, Россия развернулась в сторону протекционистской политики. Переход к протекционизму также приводил к росту промышленности, что также стало важным результатом деятельности правительства Лориса-Меликова,  протекционизм сыграло важную роль в резком ускорении промышленного роста в России в последние десятилетия XIX-ого века. Основы этой экономической политики, продолжали существовать в России, вплоть до окончания Войны освобождения.

Фотография Лорис-Меликова, 1887 год

Лорис-Меликов 1887-ой год

В годы своего премьерства Лорис-Меликов был любим и уважаем подчиненными, те высоко оценивали личные и профессиональные навыки Председателя правительства, отмечая его демократичность, умеренность и желание выслушать каждого человека. Дмитрий Мартынович Сольский, служивший министром финансов с 1885-ого по 1903-ий годы отмечал, что манера управления правительством Лорис-Меликова, серьезно отличались по духу и настроению, от заседаний, которыми руководил Михаил Скобелев, работавшие с Лорис-Меликовым люди отмечали, что он очень серьезно отличается от "старого" столичного чиновничества. При этом Лорис-Меликов не пользовался широкой популярностью у населения, простой народ в первую очередь продолжал ассоциировать в первую очередь со Скобелевым. Также и политические силы, учитывая формальное нахождение Михаила Дмитриевича "над схваткой", в первую очередь осуждали Лорис-Меликова, левые за не демократическую систему выборов в Думу и отказу идти на более глубокие социальные реформы, а правые за общее проведение правительственного курса, многие его принципиальные противники, такие как князь Мещерский лидер СРН и вовсе указывали на армянское происхождение Лорис-Меликова.

Армянский Ванский собор

Армянский Ванский собор, во время его посещения Михаилом II, 1904-ой год

Смерть и память

Последние несколько месяцев Лорис-Меликов тяжело болел и в значительной степени отстранился от управления правительством, возложив большую часть функций на Борсиа Чичерина, который возглавлял министерство внутренних дел. На протяжении 1888-ого года Чичерин несколько раз уезжал из столицы для отдыха на Кавказ, здоровье Михаила Тариэловича в последние месяцы также подорвала напряженная для конституционистов избирательная кампания в Государственную Думу. Лорис-Меликов покинул Петербург 23-ого декабря, собираясь пробыть в своем поместье в Тифлисе до середины января. В поезде Михаилу Тариэловичу стало плохо, второй Председатель Совета министров Российской империи скончался у станции Малая Вишера, 24-ого декабря 1888-ого года. Михаилу Тариэловичу было 64 года.

Бюст Лорис-Меликова

Бюст, установленный графу Лорис-Меликову на Кавказе

Согласно воле покойного, тело Лориса-Меликова было захоронен в родном Тифлис, где и погребено в армянском Ванкском соборе. После смерти Лорис-Меликов превратился в один из важнейших символов армянского национального движения, в годы Османской войны, его именем было названо несколько добровольческих батальонов, принимавших участие в боях против османских войск. После смерти Михаила Тариэловича ряд улиц в нескольких городах от Тифлиса до Санкт-Петербурга были в честь Лорис-Меликова были названы улицы, в 1889-ом году памятник ему был открыт в родном Тифлисе, а в 1894-ом году к 70-летию Лорис-Меликова в присоединенном к России - Эрзеруме. Сразу после смерти Лорис-Меликова в его честь было названо несколько поселков, самый крупный из которых ныне располагается в Екатеринодарском крае, его население на 2019-ый год составляет около 7 тысяч человек.

Первоначально фигура Лориса-Меликова оставалась в тени генерала Скобелева, лишь после смерти Михаила Дмитриевича у историков проснулся интерес к фигуре второго председателя правительства. В 1924-ом году к столетию со дня рождения Лорис-Меликова, в Санкт-Петербурге на Нарвской площади был открыт, так называемый "памятник трем премьерам", на котором изображены первые три главы российского правительства - Лорис-Меликов, Скобелев и Чичерин, работы скульптора Н.А. Андреева.