ФЭНДОМ

Линкор 17

Линкор «Измаил»

«Морской инцидент 10 марта в Эгейском море» - морской бой 10 марта 1920 года в Эгейском море между русским и греческим флотом, который едва не привёл к войне между Российской империей и Грецией.

Предыстория

Подписание 17 июня 1916 года мирного договора между Антантой и Османской империей, а 28 мая 1918 года Версальского мирного договора, окончательно завершившего Первую Мировую войну, привёл к тому, что Греция ничего не приобрела. Более того, захват Российской империей Стамбула и проливов, на фоне роста «Великой греческой идеи», привёл к серьёзным охлаждениям отношений между странами, постепенно перерастающие во вражду. Не прошло и полугода, как в Греции начали выдвигаться предложения, на фоне нестабильности в самой Турции, о новой войне с турками, чтобы воплотить в жизнь хотя бы часть идеи "Великой Греции". И эти идеи продолжали набирать обороты. И тут Грецию, поддержала Великобритания, которую очень сильно нервировали русские проливы. Англичане, хотели получить «свой плацдарм», как можно ближе к проливам, а в будущем союзника для новой борьбы на Ближнем Востоке, и греческий вариант очень даже был не плох. Великобритания начала оказывать поддержку Греции, финансово, вооружением, советниками и даже боевыми кораблями. Среди переданных Греции кораблей, в основном устаревших, был даже один линкор. На рассвете 15 мая 1919 года, около Смирны, началась высадка греческой 1-й пехотной дивизии. Так началась Вторая греко-турецкая война.

Бой

Инцидент произошёл 10 марта между островами Хиос и Псара. В этот день, здесь проходил большой греческий конвой под прикрытием линкоров «Басилевс Константинос»(построенный во Франции) и «Саламис» (бывший британский «Эрин»), а так же других кораблей. От кого должны были защищать столь мощные силы, было не понятно, так как у турков флота не было по определению. Навстречу греческому конвою шёл русский лёгкий крейсер «Адмирал Истомин».

Греки передали сообщение на русский крейсер, чтобы то изменил курс и его не было визуально видно с кораблей конвоя. На такую наглость ответа не последовало, а крейсер продолжил идти тем же курсом, который проходил дольно близко от греческих кораблей. Греки ещё несколько раз посылали сообщения, но реакции не последовало. Когда между русским крейсером и греческим конвоем осталось около одной мили, линкор «Саламис» произвёл предупреждающий выстрел. Русские в долгу не остались и тоже сделали выстрел, причём взрыв раздался так близко, что палубу «Саламиса» окутало брызгами. Когда «Адмирал Истомин» начал проходить напротив конвоя всего в 20 кабельтовых, неожиданно греческие линкоры развернули в его сторону башни ГК и открыли огонь. И со второго залпа добились попадания. Тонкая броня крейсера не выдержала попадание, и 14 дюймовый снаряд взорвался в машинном отделении. Машинная команда практически в полном составе погибла, а крейсер потерял ход. Прежде чем очередной взрыв разрушил радиорубку, и крейсер окутался пожарами и начал медленно тонуть, с него успели послать сообщение о случившемся. Сообщение получили на линкоре «Измаил», который находился с кораблями сопровождения в 55 милях севернее. С кораблей запустили самолёты-разведчики, и всё соединение устремилось к месту случившегося. Самолёты-разведчики достигнув места, доложили что наблюдают почти затонувший крейсер и небольшое количество спасательных платов, а также о зенитном огне с греческих кораблей.

Менее чем за два часа русское соединение достигло места событий. Конвой повернул на восток в сторону берега, а греческие боевые корабли устремились на перехват русского соединения. Несмотря на то, что «Измаил» превосходил своих противников по параметрам, в весе залпа он всё же уступал двум греческим линкорам, русское соединение приняло бой.

Русский линкор сконцентрировал весь главный калибр на «Саламисе», при этом был вынужден временно терпеть безнаказанную стрельбу с «Басилевса Константиноса». Спустя получаса стрельбы, когда стороны обменялись уже не одним попаданием, «Саламис» получил так называется «золотой выстрел». Шестнадцати дюймовый снаряд пробил броню рубки и взорвался внутри, убив весь находящийся там состав. В этоже время второй снаряд взорвался между труб, инициировав большой пожар. На «Саламисе» пытаясь потушить пожар, а также из-за потери большинства командного состава, временно прекратили вести стрельбу, и «Измаил» начал дуэль с вторым греческим линкором.

К тому времени, когда на «Саламисе» потушили пожар и он снова смог начать стрельбу, «Басилевс Константинос» получил большое количество серьёзных повреждений, а на «Измаиле» заклинило одну из башен главного калибра, однако её экипаж смог достаточно быстро вернуть в строй. В результате бой мог затянутся ещё на достаточно долгое время. Однако, когда бой закипел с новой силой, к месту событий подоспела ещё одно русское соединение возвращающиеся из похода в Средиземноморское море. В состав соединения входил первый авианосец специальной постройки «Первенец», который совершал свой первый поход. С его палубы взлетело 32 самолёта, и устремились в атаку. Не смотря на то, что вся авиация была сконцентрирована на «Саламисе», из-за малого опыта пилотов, корабль получил всего одно попадание авиабомбы и трёх торпед, при этом один самолёт был сбит и два получили повреждения. Несмотря на это, этого оказалось достаточно. Греческий линкор опрокинулся на борт и затонул. После этого «Басилевс Константинос» прекратил стрельбу, и бой на этом закончился.

Последствия

Этот инцидент чуть было не привёл к войне между Российской империей и Грецией. Население Греции требовало объявить войну России, начались антирусские погромы. В России тоже было не всё спокойно. Выдвигались требования наказать зарвавшихся греков. Греческое правительство понимало, что война с русскими, это сродни изощрённой попытки самоубийства. В России же, после недавно закончившейся Первой Мировой войны, просто не хотели воевать. К счастью дипломатам удалось урегулировать конфликт. Греция была вынуждена выплатить крупные компенсации семьям погибших русских моряков.

В конечном итоге, это привело обострению отношений между Россией и Грецией на довольно долгое время. Кроме этого, Россия, до этого не вмешивающаяся в дела, происходящие в Турции, начала оказывать поддержку туркам. В результате чего, Греция, не смотря на всемирную поддержку Великобритании, проиграла войну.

Ещё одним итогом инцидента стало более пристальное отношение к палубной авиации, ведь до этого к ней относились скептически.