Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Российская республика, являясь непосредственной преемницей Российской империи, переняла, кроме всего прочего, и ее наградную систему.

Отличия наградной системы Российской республики от имперской.

  • упразднен как монархический и не соответствующий принципам равноправия полов  орден Св. Екатерины.
  • в связи с восстановлением независимого Польского государства, с 1920 г. официально прекращено награждение орденами Белого орла и Св. Станислава, ношение которых приравнено к ношению остальных иностранных наград - после русских орденов и медалей
  • учрежден новый орден Николая Чудотворца.
  • в наградную систему введены награды Белого движения периода Гражданской войны.
  • знаки орденов не имеют, как прежде, императорских корон, а награждение производится решением президента Республики.

Принципы наградной системы

Наградная система Российской республики базируется на нескольких основных принципах:

1. Награждение орденами, подразделяющимися на несколько степеней, производится только последовательно начиная с низшей степени. Это правило практически не имеет исключений (кроме всего нескольких случаев в отношении ордена Святого Георгия).

2. Ордена, вручаемые за военные подвиги, (кроме ордена Святого Георгия) имеют особое отличие — перекрещённые мечи и бант из орденской ленты.

3. Установлено, что орденские знаки низших степеней орденов Св. Анны и Николая Чудотворца снимаются при получении более высоких степеней данного ордена. Это правило имеет лишь одно исключение принципиального характера — ордена, пожалованные за военные подвиги, не снимаются и в случае получения более высоких степеней этого ордена; равным образом кавалеры орденов Святого Георгия и Святого Владимира носят знаки всех степеней этих орденов.

4. Исключена возможность получить орден данной степени повторно.

Ордена Российской Республики

орден Андрея Первозванного

орден Святого Владимира

орден Святого Александра Невского

Орден Святого Георгия

орден Святой Анны

Орден Николая Чудотворца

Старшинство и порядок пожалования орденов

Порядок пожалования и старшинство орденов были закреплены законодательно в Своде государственных учреждений и отдельно для военных орденов в Своде военных постановлений. Ниже приведено старшинство орденов по Своду учреждений от 1923 г. (старшие ордена выше).

  • Орден Андрея Первозванного
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Святого Владимира
  • Орден Святого Георгия
  • Орден Святой Анны
  • Орден Николая Чудотворца
Примечание:
  1. Орден св. Георгия также рассматривается вне иерархии, как орден исключительно за боевые заслуги, по своему статусу соответствует ордену св. Владимира, а по правилам ношения уступает только Андрею Первозванному.

Предусматривется следующая постепенность (очерёдность) вручения орденов:

  1. Николая Чудотворца III степени;
  2. Святой Анны III степени;
  3. Николая Чудотворца II степени;
  4. Святой Анны II степени;
  5. Святого Владимира IV степени;
  6. Святого Владимира III степени;
  7. Николая Чудотворца I степени;
  8. Святой Анны I степени;
  9. Святого Владимира II степени;

Ордена Святой Анны 4-й степени и Георгия всех степеней как военные награды не участвуют в общей постепенности награждения. Высшие ордена Андрея Первозванного, Александра Невского и св. Владимира 1-й степени также исключаются из законодательно закреплённого списка постепенности, награждение этими орденами производится решением Президента Республики. Для прочих орденов соблюдается принцип постепенного награждения от низшего ордена к высшему с соблюдением соответствующей выслуги лет и соответствия чина.

Очерёдность может быть нарушена. В виде первоначальной награды разрешается удостаивать   старшими орденами, минуя младшие, в случаях, когда награждаемый занимает достаточно высокую должность и состоит в определённом чине. Кавалерам ордена св. Георгия 4-й степени, прослужившим в офицерских чинах не менее 10 лет, дозволяется вручение Николая Чудотворца 2-й степени, минуя 3-ю степень орденов Анны и Николая Чудотворца.

Орденская администрация (капитул)

В XVIII веке каждый из российских орденов имел свою особую администрацию, устроенную по типу высшей орденской администрации европейских государств, которая ведала орденскими делами. При Павле I был создан Капитул Российского кавалерского ордена, единое учреждение, ведавшее изготовлением орденских знаков, медалей, наградного офицерского оружия, а также вручением самих наград и удостоверений к ним. С 1842 по 1917 гг. капитул входил в состав Министерства императорского двора, пост канцлера Капитула занимал чиновник в ранге министра.

В период большевистской революции, в 1918 г. капитул был упразднен Лениным. С установлением в России республики Капитул Российских Орденов был  восстановлен и вошел, на правах департамента, в состав канцелярии Президента Республики.

При Капитуле числятся Кавалерские думы, советы из наиболее уважаемых кавалеров определённых орденов, занимавшиеся на своих собраниях рассмотрением дел о награждении низшими степенями соответствующих орденов.

Капитул распоряжается значительными денежными суммами, которые складываются из казенных ассигнований и разовых взносов. Взносы платят все награждаемые орденом, за исключением кавалеров военного ордена Георгия. Средства капитула идут на пенсии, ограниченному статутом, количеству кавалеров по каждому ордену и каждой степени. Кроме того, по статуту все ордена должны заниматься благотворительностью.

Медали

Медаль "За беспорочную службу в полиции"

Медаль "За спасение погибавших"

Advertisement