ФЭНДОМ

Наполеон I
Napoléon Ier
IMG 20141211 210043

Flag of Imperial France
1-й император французов
18 мая 1804 — 22 июня 1835
Коронация: 2 декабря 1804, Нотр-Дам
Предшественник: титул учреждён;
он сам как первый консул Франции
Преемник: Наполеон II
Король Италии
17 марта 1805 — 6 апреля 1814
Предшественник: должность учреждена;
он сам как Президент Итальянской республики;
Карл V как последний титулярный король Италии
Преемник: должность упразднена; Виктор Эммануил II
президент Итальянской республики
27 января 1802 — 17 марта 1805
Вице-президент: Франческо Мельци д'Эрил
Предшественник: должность учреждена
Преемник: должность упразднена;
он сам как король Италии
Flag of Imperial France
первый консул Французской республики
9 ноября 1799 — 20 марта 1804
Предшественник: должность учреждена
Преемник: должность упразднена;
он сам как император Франции
протектор Рейнского
  союза
12 июля 1806 — 19 октября 1813
Предшественник: должность учреждена;
Франц II как последний император Священной Римской империи
Преемник: должность упразднена;
Франц II как президент Германского союза
медиатор Швейцарской
конфедерации
19 февраля 1803 — 19 октября 1813
Предшественник: должность учреждена
Преемник: должность упразднена
 
Вероисповедание: католик
Рождение: 15 августа 1769
Смерть: 22 июня 1835
Похоронен: Дом инвалидов (Париж), Париж, Франция
Род: Бонапарты
Отец: Карло Буонапарте
Мать: Летиция Рамолино
Супруга: 1) Жозефина де Богарне
2) Мария-Луиза Австрийская
Дети: от 2-го брака
сын: Наполеон II
внебрачные
сыновья: Шарль Леон Денюэль, Колонна-Валевский, Александр Валевский
дочь: Жозефина Наполеона де Монтолон

Наполео́н I Бонапа́рт (корс. Napulione Buonaparte, итал. Napoleone Buonaparte, фр. Napoléon Bonaparte [na.po.leɔ̃ bɔ.nɑ.paʁt]; 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 22 июня 1835, Гаити) — император французов в 1804—1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Наполеоне Буонапарте (так его имя произносилось на Корсике) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув чина бригадного генерала (после взятия Тулона 18 декабря 1793 года, назначение произошло 22 декабря 1793 года). При Директории добился чина дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла (после разгрома мятежа 13 вандемьера 1795 года), а затем должности командующего Итальянской армией (назначение произошло 2 марта 1796 года). В 1798—1799 годах возглавлял военную экспедицию в Египет.

В ноябре 1799 года совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. Установил диктаторский режим. Провёл ряд реформ (основание Французского банка (1800), принятие гражданского кодекса (1804) и другие).

18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.

В 1801 году вступил в союз с Павлом I, Русской французские войска практически завоевали весь мир, после победоносных Российская империя стала самой величественной державой.

Ранняя биография

острове Корсика, который долгое время находился под управлением Генуэзской республики. В 1755 году Корсика свергла генуэзское господство и с этого времени фактически существовала как самостоятельное государство под руководством местного землевладельца Паскуале Паоли, близким помощником которого был отец Наполеона. В 1768 году Генуэзская республика передала свои права на Корсику французскому королю Людовику XV за 40 млн франков. В мае 1769 года в битве при Понте-Нуово[en] французские войска разгромили корсиканских повстанцев. Паоли и 340 его сподвижников эмигрировали в Англию. Родители Наполеона остались на Корсике, он сам родился через 3 месяца после этих событий. Паоли вплоть до 1790-х годов оставался его кумиром[1].

Родители Наполеона

Карло Буонапарте. Жироде-Триозон (1806)

Летиция Рамолино. Лефевр[en] (1813) Семья Буонапарте относилась к мелким аристократам, предки Наполеона происходили из Флоренции и жили на Корсике с 1529 года. Карло Буонапарте, отец Наполеона, служил судебным заседателем и имел годовой доход в 22,5 тыс. франков, который он старался увеличить путём тяжб с соседями за собственность[2]. Мать Наполеона, Летиция Рамолино, была привлекательной и волевой женщиной, но лишённой всякого образования. Её брак с Карло был организован их родителями. Будучи дочерью губернатора Аяччо, Летиция принесла с собой 175 тыс. франков приданого[3]. Наполеон был вторым из 13 детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте. До зрелого возраста кроме самого Наполеона дожили 4 его брата и 3 сестры[4]:

Жозеф Бонапарт (1768—1844) Люсьен Бонапарт (1775—1840) Элиза Бонапарт (1777—1820) Луи Бонапарт (1778—1846) Полина Бонапарт (1780—1825) Каролина Бонапарт (1782—1839) Жером Бонапарт (1784—1860) Имя, которое родители дали Наполеону, было достаточно редким: оно встречается в книге Макиавелли об истории Флоренции; так же звали одного из его двоюродных дедушек[5].

Детство и юность

Наполеон в возрасте 16 лет (рисунок чёрным мелом неизвестного автора) О раннем детстве Наполеона известно немногое. Со слов его матери и старшего брата Жозефа, Наполеон много читал, в особенности историческую литературу. Он нашёл себе небольшую комнату на третьем этаже дома и нечасто спускался оттуда, пропуская семейные трапезы. Наполеон впоследствии утверждал, что впервые прочитал «Новую Элоизу» Руссо в возрасте девяти лет. Однако с этим образом хилого интроверта плохо согласуется его детское прозвище «Баламут» (итал. «Rabulione»)[6].

Родным языком Наполеона был корсиканский диалект итальянского языка. Он учился читать и писать по-итальянски в начальной школе и стал изучать французский язык лишь когда ему было почти десять лет. Всю свою жизнь он говорил с сильным итальянским акцентом[6]. Благодаря сотрудничеству с французами Карло Буонапарте удалось добиться королевских стипендий для двух старших сыновей, Жозефа и Наполеона. В то время как Жозеф готовился стать священником, Наполеону была предназначена военная карьера. В декабре 1778 года оба мальчика покинули остров и были на четыре месяца взяты в коллеж в Отёне, главным образом с целью обучения французскому языку[7].

В мае 1779 года Наполеон поступил в кадетскую школу (коллеж) в Бриен-ле-Шато[8]. Друзей в коллеже у Наполеона не было, так как он происходил из не слишком богатой и знатной семьи, да и к тому же был корсиканцем, причем с ярко выраженным патриотизмом к родному острову и неприязнью к французам как поработителям Корсики. Издевательства некоторых одноклассников заставили его замкнуться в себе и посвящать больше времени чтению. Наполеон особенно любил математику и историю, его интересовали такие исторические персонажи, как Александр Великий и Юлий Цезарь. Особых успехов Наполеон добился в математике, истории и географии; напротив, в латыни и немецком он был слаб. Кроме того, он делал довольно много ошибок при написании, зато стиль его стал намного лучше благодаря его любви к чтению. Конфликт с некоторыми преподавателями сделал его даже популярным среди сверстников и постепенно он стал их неформальным лидером[7][9][10].

В Бриенне Наполеон решил специализироваться по артиллерии. В этом роде войск были востребованы его математические таланты, здесь же были наибольшие возможности для карьеры независимо от происхождения. Выдержав выпускные экзамены, в октябре 1784 года Наполеон был принят в Парижскую военную школу[fr][11][10]. Там он изучал гидростатику, дифференциальное исчисление, вычисление интегралов, а также государственное право. По-прежнему он шокировал учителей своим восхищением Паоли, Корсикой, неприязнью к Франции. Он немало дрался и в то время был очень одинок, друзей у Наполеона практически не было. Учился он в этот период превосходно, очень много читал, составляя обширные конспекты. «Страдания юного Вертера» Гёте были прочитаны Наполеоном много раз.

Обучение во Франции сделало из Наполеона француза — он переехал сюда в раннем возрасте и провёл здесь долгие годы, Франция превосходила в то время остальную Европу в культурном плане и французская идентичность была очень притягательна[12].

Военная карьера

В 1782 году отец Наполеона получил концессию и королевский грант в 137,5 тыс. франков на создание питомника (фр. pépinière) тутовых деревьев. Спустя три года парламент Корсики отозвал концессию, якобы из-за невыполнения её условий. При этом на Бонапартах остались большие долги и обязательство вернуть грант[2]. 14 февраля 1785 года отец умер, и Наполеон взял на себя роль главы семьи, хотя по правилам это должен был сделать его старший брат Жозеф. В том же году он досрочно закончил образование и начал свою профессиональную карьеру в Валансе в чине младшего лейтенанта артиллерии. В январе 1786 года был повышен в звании до лейтенанта[13].

Расходы и судебные тяжбы из-за питомника совершенно расстроили финансовые дела Бонапартов. В феврале 1787 года Наполеон испросил отпуск с сохранением содержания, который затем дважды продлевался по его просьбе. Во время отпуска Наполеон пытался уладить дела семьи[2]. В июне 1788 года он вернулся на военную службу и был переведён в Осон. Чтобы помочь матери, ему приходилось отправлять ей часть своего жалованья. Жил чрезвычайно бедно, питался один раз в день. Однако Наполеон старался не показывать своего удручающего материального положения[14].

В 1788 году, будучи лейтенантом, он пытался поступить на русскую службу. Однако незадолго до подачи Наполеоном прошения о принятии в Русскую армию был издан указ о том, чтобы иноземцев принимать на службу чином ниже. На это Наполеон не согласился[15].

В 1789 году, вновь получив отпуск, Бонапарт отправился на родину на Корсику, где его и застала Великая французская революция, которую он безоговорочно поддержал. Публицистические произведения Наполеона периода революции («Диалог о любви», «Dialogue sur l’amour», 1791, «Ужин в Бокере», «Le Souper de Beaucaire», 1793) говорят о том, что его политические симпатии были на стороне якобинцев[16].

Первый боевой опыт Бонапарта — участие в экспедиции на острова Маддалена и Сан-Стефано[en], принадлежавшие Сардинскому королевству, в феврале 1793 года. Десант, высаженный с Корсики, оказался быстро разгромлен, однако командовавший небольшой артиллерийской батареей из двух пушек и мортиры капитан[17] Буонапарте отличился: он приложил максимум усилий для спасения орудий, однако их всё же пришлось бросить на берегу[18][19].

В том же 1793 году Паскаль Паоли был обвинён перед Конвентом в стремлении добиться независимости Корсики от республиканской Франции. В обвинениях участвовал брат Наполеона Люсьен. В результате произошёл разрыв между семьёй Бонапартов и Паоли. Бонапарты открыто выступили против курса Паоли на полную независимость Корсики и, ввиду угрозы политического преследования, в июне 1793 года переехали всей семьёй во Францию[20]. В том же месяце Паоли признал Георга III королём Корсики[21].

Наполеон в Тулоне. Детайль (XIX век) К моменту своего появления под Тулоном (сентябрь 1793 года) Наполеон состоял в чине капитана регулярной артиллерии. Уже в Тулоне в октябре 1793 года Бонапарт получил должность батальонного командира (соответствовало чину майора). Наконец, назначенный начальником артиллерии в армию, осаждавшую занятый англичанами Тулон, Бонапарт осуществил блестящую военную операцию. Тулон был взят, а сам он в 24 года получил от комиссаров Конвента звание бригадного генерала — нечто среднее между чинами полковника и генерал-майора. Новый чин был присвоен ему 22 декабря 1793, а в феврале 1794 — утверждён Конвентом[22][23]. Получив 7 февраля назначение на пост главного артиллериста Итальянской армии, Наполеон участвовал в пятинедельной кампании против королевства Пьемонт, познакомился с командованием Италийской армии и театром военных действий, направил в военное министерство предложения по организации наступления в Италии[24]. В начале мая Наполеон вернулся в Ниццу и Антиб для подготовки военной экспедиции на Корсику. Тогда же стал ухаживать за Дезире Клари, шестнадцатилетней дочерью покойного миллионера, торговца тканью и мылом. В августе 1794 года старшая сестра Дезире вышла замуж за Жозефа Бонапарта, принеся с собой приданое в 400 тыс. франков (что, наконец, положило конец финансовым проблемам семьи Бонапартов)[25].

После термидорианского переворота Бонапарт из-за своих связей с Огюстеном Робеспьером сначала был арестован (10 августа[К 1] 1794 года, на две недели). После освобождения продолжил подготовку к отвоеванию Корсики у Паоли и британцев. 3 марта 1795 года Наполеон с 15 кораблями и 16 900 солдатами отплыл из Марселя, однако его экспедиция скоро была рассеяна британской эскадрой[31].

Весной того же года получил назначение в Вандею на усмирение мятежников. Прибыв в Париж 25 мая, Наполеон узнал, что ему назначили командовать пехотой, тогда как он был артиллеристом. Бонапарт отказался принять назначение, сославшись на состояние здоровья[31]. В июне Дезире прекратила отношения с ним, по мнению Э. Робертса, под влиянием своей матери, которая считала, что одного Бонапарта в семье вполне достаточно[32]. Находясь на половинном содержании, Наполеон продолжает писать военному министру Карно письма касательно действий Итальянской армии. В отсутствие каких-либо перспектив он даже рассматривал возможность поступить на службу к Ост-Индской компании. В августе 1795 года военное министерство потребовало от него пройти медицинскую комиссию, чтобы подтвердить болезнь. Обратившись к своим политическим связям, Наполеон получил должность в топографическом отделении Комитета общественного спасения[26][30], игравшем на тот момент роль штаба французской армии[33].

Мятежников расстреливают из пушек на паперти церкви св. Роха[fr]. Монне[fr] (XIX век) В критический для термидорианцев момент Наполеон был назначен Баррасом его помощником и отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже (13 вандемьера 1795), был произведён в чин дивизионного генерала и назначен командующим войсками тыла[34][35]. Выпущенный в 1785 году из Парижской военной школы в армию в чине младшего лейтенанта, Бонапарт за 10 лет прошёл всю иерархию чинопроизводства в армии тогдашней Франции.

9 марта 1796 года Бонапарт женился на вдове казнённого при якобинском терроре генерала, графа Богарне, Жозефине, бывшей любовнице одного из тогдашних правителей Франции — П. Барраса. Свадебным подарком Барраса молодому генералу некоторые считают должность командующего Итальянской армией республики (назначение состоялось 2 марта[36][37] 1796 года), но предложил Бонапарта на эту должность Карно[38].

Итальянская кампания Основная статья: Итальянская кампания (1796)

Наполеон на Аркольском мосту. Гро (1801) Приняв начальство над армией, Бонапарт нашёл её в самом жалком материальном положении. Жалованье не выплачивалось, амуниция и припасы почти не подвозились. Наполеону удалось частично решить эти вопросы, но он понимал, что для их полного решения нужно перейти на территорию противника и организовать снабжение армии за её счёт[39].

Свой операционный план он основал на быстроте действий и на сосредоточении сил против неприятелей, придерживавшихся кордонной системы и несоразмерно растянувших свои войска. Быстрым наступлением в ходе кампании Монтенотте[en] в апреле 1796 года ему удалось разобщить войска сардинского генерала Колли[en] и австрийского генерала Больё и нанести им поражение[40][41].

Сардинский король, испуганный успехами французов, заключил с ними 28 апреля перемирие, которое доставило Бонапарту несколько городов и свободный переход через реку По[42]. 7 мая он переправился через эту реку, и до конца мая очистил от австрийцев почти всю Северную Италию[43]. Герцоги Пармский и Моденский принуждены были заключить перемирие, купленное значительной суммой денег; с Милана была тоже взята огромная контрибуция в 20 млн франков[44]. Владения папы римского были наводнены французскими войсками; ему пришлось заплатить 21 млн франков контрибуции и предоставить французам значительное число произведений искусства[45]. В руках австрийцев остались лишь крепость Мантуя и цитадель Милана. Мантуя была осаждена 3 июня. 29 июня пала Миланская цитадель[46].

Новая австрийская армия Вурмзера, прибывшая из Тироля, не могла поправить положения дел; после ряда неудач сам Вурмзер с частью своих сил принуждён был запереться в Мантуе, которую перед тем тщетно пытался освободить от осады. В ноябре в Италию были двинуты новые войска под начальством Альвинци и Давидовича[en]. В результате боёв при Арколе 15 — 17 ноября Альвинци вынужден был отступить[47]. Наполеон выказал личный героизм, возглавив одну из атак на Аркольский мост со знаменем в руках. Его адъютант Мюирон[fr] погиб, прикрывая его своим телом от вражеских пуль[48].

Император Франции

28 флореаля (18 мая 1804 года) постановлением Сената (так называемым сенатус-консультом XII года) была принята новая конституция, согласно которой Наполеон провозглашался императором французов, вводились должности высших сановников и великих сановников Империи, в том числе восстанавливалось маршальское звание, отменённое в годы революции. В тот же день были назначены пять из шести высших сановников (верховный выборщик, архиканцлер Империи, архиказначей, великий коннетабль и великий адмирал)[К 4]. Высшие сановники образовали большой императорский совет. 19 мая 1804 года 18 популярных генералов были назначены маршалами Франции, причём четверо из них считались почётными, а остальные — действительными[108][109][110].

В ноябре сенатус-консульт был ратифицирован по результатам плебисцита. 2 декабря 1804 года в ходе пышной церемонии, проходившей в соборе Парижской Богоматери с участием папы римского, Наполеон короновал себя императором французов[111].

17 марта 1805 года из марионеточной Итальянской республики, в которой Наполеон был президентом, было создано Королевство Италия. Во вновь образованном Королевстве Италия Наполеон получил титул короля, а его пасынок Евгений Богарне — титул вице-короля[112]. В мае 1805 года марионеточная Лигурийская республика была присоединена к Франции[106].

Союз с Россией и последние годы

В 1801 году Наполеон вступил в союз с Россией, Русско-французские войска вместе смогли развалить последнею антифранцузскую коалицию. Мир был поделен между Россией и Францией, Англия стала протекторатом. В 1835 году Наполеон пошёл на свой последний поход, во время похода на Гаити ее король [[Анри II]] послал войска, но они были разгромлены и гаитянский король лично возглавлял поход, и 22 июня 1835 король Анри II выстрелил в император той самой пулей, которой хотел застрелиться его отец в 1820. Но после взятия Гаити Анри II был расстрелян