ФЭНДОМ

Николай Иванович Тургенев
Николай Тургенев
Род деятельности: Экономист, публицист, государственный деятель
Направление: Фритредерство. Либерализм, республиканизм.
Рождение: 12 (23) октября 1789,

Симбирск, Российская Империя

Смерть: 5 (17) марта 1870,

Симбирск, Российская Республика

Образование: Московский Университет
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Николай Иванович Тургенев (12 (23) октября 1789 года, Симбирск — 17 марта 1870 года, Симбирск) — выдающийся российский экономист и публицист, государственный деятель Российской Республики. Участник конституционного собрания, Министр Финансов (1827 — 1840), Управляющий Государственного коммерческого банка (1840 — 1851). Автор книги «Опыт теории налогов». Основатель Вольной Экономической Академии.

Биография

Детство и юность

Николай Иванович родился 12 (23) октября 1789 года в Симбирске. Его отец, Иван Петрович, был офицером императорской армии, действительным тайным советником и директором Московского Университета.

Образование начал получать в Московском университетском благородном пансионе и Московском университете, а завершил его в Гёттингене, где занимался историей, юридическими науками, политической экономией и финансовым правом.

Молодость

В Германии

В 1812 году вернулся на родину, но уже в следующем году был назначен к знаменитому прусскому реформатору Генриху Штейну, который в это время был уполномоченным от русского и австрийского императоров, а также прусского короля по организации Германии.

Тургенев вернулся в Россию только через три года. Постоянные сношения с Штейном содействовали расширению кругозора Тургенева, и он сохранил о нём хорошие воспоминания. В свою очередь и Штейн говорил о Тургеневе, что его имя «равносильно с именами честности и чести». Пребывание в Германии и беседы с Штейном способствовали развитию взглядов Тургенева и на крестьянский вопрос.

В России

С момента возвращения в Россию в 1816 году Тургенев служил в комиссии составления законов, в министерстве финансов и в канцелярии Государственного Совета, где был помощником статс-секретаря. Его служебная деятельность была особенно полезна во всем том, что касалось крестьянского вопроса. В следующем году здоровье Тургенева потребовало продолжительного заграничного отпуска.

В 1819 году Тургенев стал членом «Союза Благоденствия». В начале 1820 года по предложению Пестеля в Петербурге было проведено собрание коренной думы «Союза Благоденствия», где шли горячие прения о том, какая форма правления должна быть в России: республика или монархия. Когда очередь дошла до Тургенева, он сказал: «un président sans phrases», и при голосовании все единогласно высказались за республику. Однако позднее в проектах петербургских членов тайного общества преобладало стремление к ограниченной монархии.

Тургенев в молодости

Тургенев в молодости

Тем не менее, в 1821 году некоторые члены тайного общества пришли к мысли о необходимости закрыть или преобразовать его. В январе 1821 года в Москве с этой целью собралось около 20 членов общества, среди которых были Тургенев, Якушкин, фон-Визины и другие. Таким образом ненадежных членов удаляли из общества.

Был составлен новый устав, состоявший из двух частей: в первой — для вновь вступающих предлагались те же филантропические цели, как в прежнем уставе, а вторую же часть написал Тургенев для членов высшего разряда. Здесь уже было прямо сказано, что цель общества состоит в том, чтобы ограничить самодержавие в России, для чего признавалось необходимым действовать на войска и приготовить их на "всякий случай".

Тургенев присутствовал на многих совещаниях нового, северного общества. Тургенев вместе с Н.Муравьёвым и Е.Оболенским был выбран в 1822 году членом думы «Северного Общества».

«Опыт теории налогов»

В конце 1818 года Тургенев издал свою книгу «Опыт теории налогов», в которой местами затрагивал крепостное право в России. Наряду с общими взглядами на крепостное право Тургенев считал лучшим средством для уменьшения количества ассигнаций «продажу государственных имуществ вместе с крестьянами». Он предлагал при этом определить законом права и обязанности как этих крестьян, так и их новых помещиков и таким образом подать прекрасный и благодетельный пример всем помещикам вообще.

Что касается общих финансовых взглядов Тургенева, высказанных в «Теории налогов», то он советовал стремиться к полной свободе торговли, энергично протестовал против высоких таможенных пошлин, утверждал, что правительство должно стараться, насколько возможно, уменьшать тяжесть налогов на «простой народ», высказывался против освобождения от налогов дворянства и в подтверждение своей мысли ссылался на обложение земель этого сословия в Пруссии.

Теории налогов

По мнению, Тургенева, налог должен взиматься с чистого дохода, а не с рабочей платы, а подушные подати — «следы необразованности предшествовавших времён». Кроме того, им предлагалось освобождение первых потребностей от обложения налогами. Неисправные плательщики не должны были подвергаться телесным наказаниям, так как налоги следовало брать не с лица, а с его имения.

При введении перемен, касающихся благосостояния всего государства, следовало, по мнению Тургенева, более сообразоваться с выгодами помещиков и земледельцев, чем купцов. По его мнению, зажиточность народа, а не существование множества фабрик и мануфактур составляет главный признак народного благосостояния.

Успешность взимания налогов, кроме народного богатства, зависит и от образа правления государства и «духа народного»: «готовность уплачивать налоги всего более видна в республиках, отвращение к налогам — в государствах деспотических». Тургенев оканчивал свою книгу следующими словами: «усовершенствование системы кредита пойдет наряду с усовершенствованием политического законодательства, в особенности с усовершенствованием представительства народа».

Великая Русская революция

Николай Тургенев, вместе со своим другом Петром Чаадаевым прибывает в Санкт-Петербург в начале января, после декабрьских событий. 18 января открылось заседание конституционного совета на котором присутствовал и сам Николай Иванович. Трагические события в Польше и Петербурге (смерть Константина и Михаила, возможных наследников Российского престола) резко ослабили позиции сторонников сохранения монархии в России. Тогда вступили сторонники более радикальных реформ во главе с Павлом Пестелем.

Сам Н.И.Тургенев занимал промежуточные позиции, поскольку являясь сторонником республиканского строя, тем не менее, настаивал на том, что освобождать крестьян с землёй в «высшей мере расточительно». Кроме того, он настаивал на идее того, что избирательным правом должны обладать лишь те, кто владеет имуществом и платит налог в казну, так как лишь владеющие имуществом граждане обладают рассудительностью и ответственностью.

Государственная деятельность

Министр Финансов

Являясь наиболее образованным экономистом в революционном движении, Николай Иванович Тургенев был главным претендентом на пост министра финансов, как у республиканцев, так и у конституционалистов. После того, как в 1827 году была сформирована Державная Дума во главе с Павлом Пестелем Николай Тургенев получил предложение возглавить министерство финансов. Предложение было принято и Николай Иванович переехал в Москву.

Крестьянская реформа

Среди первых вопросов, которые решало Народное Вече, были вопросы связанные с крестьянским делом. Важнейшим из них был земельный вопрос. Всего было разработано 4 проекта крестьянской реформы отличавшиеся радикальностью решения земельного вопроса. Народное вече утвердило проект Пестеля-Тургенева.

Крепостного права

Распределение земли

Согласно проекту, помещичья земля делилась на 2 части: одна половина оставалась за помещиком, а другая передавалась особому государственному фонду, который распределял земли между крестьянскими семьями в обмен на выкупные платежи, которые обязывали эти семьи выплатить 15-тикратную годовую ренту. После уплаты всего выкупа крестьяне получали землю в собственность. Уровень ренты устанавливался министерством финансов для каждой волости. Одновременно с этим учреждался Государственный Земельный банк, который должен был кредитовать крестьянские хозяйства.

В течение 3 лет вся земля, находившаяся во владении помещиков, была перераспределена. Это перераспределение положило начало развитию капиталистических отношений в России. Освобождение крестьян с землёй дало огромный скачок в экономике. Так резко возросла эффективность крестьянских хозяйства — подневельный крепостной труд сменился работой на собственное хозяйство. Вместе с тем в значительной мере вырос спрос на орудия труда, необходимые новым свободным хозяйствам, что вызвало резкий рост промышленного производства в стране, а это, в свою очередь, вызвало увеличение спроса на ресурсы и механизмы. Экономика России получила огромный стимул для развития, в России началась промышленная революция.

За разработку и руководство крестьянской реформы Николай Иванович Тургенев получил золотую медаль «За труды по освобождению крестьян».

Налоговая реформа

Параллельно крестьянской реформе Николай Иванович вместе с налоговой комиссией готовил проект большой налоговой реформы. В основу реформы легли новые взгляды на собственность, так взамен подушного налога был предложен имущественный налог (поземельный и квартирный), который, по мимо прочего, давал возможность корректировать избирательные права. Так, по задумке Тургенева в замен на уплату имущественного налога выдавался особый документ, дававший право участвовать в выборах.

Кроме того, были установлен налог на наследство, а так же подоходный налог в некоторых экономических сферах. Также были введены новые акцизы (винная и табачная). Был отменён налог на право торговли, а также некоторые небольшие и малозначительные налоги.

Промышленная реформа

В 1837 году была сформирована комиссия, которая должна была разработать меры по ускорению темпов развития промышленности. В неё вошли А.И.Чивилев (российский экономист, доктор политэкономии), Н.И.Тургенев (министр финансов), М.Н.Глебов (управляющий Госкомиссией погашения долгов), И.Б.Аврамов (московский промышленник).

По проекту, разработанному этой группой, государство создавало компанию «РосФабрКом», которая занималась строительством фабрик по всей стране. Компания обладала льготами и привилегиями и могла опираться на большие займы из госбанка (Государственного коммерческого банка). Впрочем, большая часть капиталовложений, согласно проекту, компания получала из частных рук (в основном бывших помещиков, дворян и мещан).

Вскоре и другие банки страны начали инвестиционную деятельность, число фабрик неуклонно росло. Параллельно с этим, в результате интенсивной машинизации производства, резко выросла годовая выработка продукции промышленности на одного рабочего с 223 серебряных рублей (1825 год) до 459 серебряных рублей (1845 год).

Вопреки протестам Тургенева Народное Вече установило протекционную политику и установило относительно высокие импортные пошлины, целью которых стала защита отечественной промышленности и пополнение казны.

Денежная реформа

Рубль 1839

Тургеневский Рубль

Николай Иванович содействовал в принятии проекта денежной реформы, разработанной в министерстве финансов. Однако проект был принят лишь в 1838 году и вплоть до начала выпуска новой монеты в ходу были старые, царские рубли и республиканские рубли на аверсе которых был изображён номинал монеты, а не лицо.

Согласно закону, принятому 3 сентября 1838 года в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре, а главным средством платежа становился новый серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля (18 г.), в дополнение к серебренной монете чеканилась десятирублёвая золотая монета (11,65 г.). Такое соотношение было очень близко к денежным стандартам в соседних странах Европы, что приводило к увеличению привлекательности монеты для международного торгового оборота. Таким образом, новая рублёвая система сочетала в себе признаки серебряного монометаллизма и биметаллизма.

Вскоре, в 1840 году, в связи с сильными неурожаями, решением министерства финансов начался массовый выпуск кредитных билетов (общей суммой более 40 млн. серебром). Это позволило сгладить ситуацию в экономике, и за что Николай Иванович получил орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Сами кредитные билеты свободно разменивались на серебряную монету и обращались наравне с ней. Впоследствии государство предприняло несколько выпусков государственных кредитных билетов, что ускорило торговые отношения.

Управляющий Государственного коммерческого банка

В декабре 1840 года решением Державной Думы Николай Иванович Тургенев был назначен руководителем главного банка России — Государственного коммерческого банка. В те годы банк обладал монопольным правом на эмиссию денег в стране. Кроме того, Государственный коммерческий банк выдавал ссуды под учёт векселей, а также под товары российского производства, занимался кредитованием других банков и занимался инвестициями в инфраструктурные и производственные проекты.

Тургенев активно поощрял кредитование фабричного производства, рассчитывая на то, что развитая промышленность впоследствии будет "кормить" налогами казну. Кроме того, для содействия российскому хлебному экспорту, при государственном коммерческом банке стали создавать сеть зернохранилищ, получивших статус самостоятельных отделений банка.

В эти годы он также возглавлял деятельность Вольного Экономического общества, целью которого было повышение эффективности сельскохозяйственного и промышленного производства в России. Будучи президентом общества он инициирует создание Вольной Экономической Академии в Москве.