ФЭНДОМ

237372Над статьёй ведётся работа.
Распад Советского Союза поставил Российскую СФСР перед острой необходимость конституционных преобразований во всех сферах общественно-политической и экономической жизни России. Если же план реформ в экономике разрабатывался в июне-августе 1991-ого года, то к политическим реформам руководство России стало подходить лишь в декабре, когда были подписаны Новоогарёвские соглашения.

Начавшиеся вскоре политические реформы носили характер коренных изменений в основах государственной власти и были нацелены на сохранение национального единства Российской Федерации, построение надёжного и эффективного демократического механизма сохранения и передачи власти, построение гражданского общества, утверждения безусловного верховенства права, формирование условий для защиты прав и свобод граждан РФ.

Экономические и политические права граждан

Социальная обстановка на рубеже двух периодов — советского и российского — требовали кардинального пересмотра подходов старой коммунистической власти к политическому устройству страны, месту и роли общества и гражданина. Комиссия советников, в которую вошли в основном представители реформаторов, отмечали падение производства и стагнацию во всех сферах народного хозяйства, наиболее критичной оставалась ситуация в сфере сельского хозяйства и продовольствия — нарастал дефицит, который усиливал недовольство жителей. Практически неразрешённым оставался вопрос вины системы советской торговли в дестабилизации продовольственной и товарной обеспеченности городов.

Экономический кризис мог быть решён двумя способами: часть специалистов предлагала ускоренный переход к рыночной экономике, отводя на решение основных вопросов не более одного-двух годов, другие считали подобный вариант неприемлемым и признавали возможность продления кризиса вплоть до следующих выборов Президента. Явлинский и Рыжков поддержали позицию вторых, на основе чего был решён вопрос экономической программы. Политическая часть вопроса заключалась в снятии преград на пути формирования рынка.

27 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР принял законы "О мерах по народной приватизации государственного имущества". На следующий день Совет министров принял постановление "О продовольственной политике в 1992-1993 гг.", который реорганизовывал ОБХСС в УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями) и поручал данному органу широкие полномочия по надзору в сфере обеспечения полок магазинов товарами и необходимые права для ревизии всей системы советской торговли, что позволило изъять из "скрытых складов" миллионы тонн продовольствия.

2 февраля 1992 года были приняты законы "О сельскохозяйственной кооперации" и "О индивидуальном предпринимательстве", были отменены соответствующие законы СССР. Правительство России предприняло ряд шагов для ознакомления населения с принятыми мерами, центральные издательства получили заказы на десять миллионов брошюр по экономической программе, Институту экономики РАН было приказано приступить к разработке научных методик для малого бизнеса. Отсутствие экономического опыта у большинства населения было причиной, почему в 1992-1993 гг. так и не удалось добиться сложения эффективного частного рынка, тем более между коммунистами и социал-демократами назревал конфликт из-за проблемы характера выстраиваемой системы — государственный капитализм или социально-ориентированный рынок. Зачастую имело место вмешательство разных органов власти, сдерживавшее экономический переход.

12 сентября 1992 года на расширенном заседании Совета министров РФ был обсуждён вопрос о коренной реформе национального законодательства, несоответствующего курсу экономических реформ и демократического обновления СНГ. Однако лишь к следующему году были утверждены экспертные комитеты по разработке новых кодексов Российской Федерации — гражданского, бюджетный, налоговый и градостроительного. Приоритет был отдан разработке первого, была поставлена задача ввести в действие с 1 января 1995 года. В результате части нового Гражданского кодекса принимались Верховным Советом постепенно:

I) 14 июля 1994 года — Часть 1. "Общие положения", "Право собственности и другие вещные права", "Обязательственное право" (утверждён Съездом народных депутатов 7 сентября 1994 года, вступил в силу с 1 января 1995 года) II) 30 июля 1995 года — Часть 2. "Авторское право", "Наследственное право" (утверждён Съездом народных депутатов 4 августа 1995 года, вступил в силу с 1 января 1996 года) III) 3 мая 1997 года — Часть 3. "Международное частное право" (утверждён Съездом народных депутатов 2 сентября 1997 года, вступил в силу с 1 января 1998 года) IV) 16 июня 2012 года — Часть 4. "Право интеллектуальной собственности" (утверждён Съездом народных депутатов 3 октября 2012 года, вступил в силу с 1 января 2013 года)

Новый кодекс исходил из новой политической реальности, утвердив принятые в 1992-1993 годах законы, существенно расширившие политические и экономические права граждан России, такие как право на частую собственность, приобретение и распоряжение ею, право на предпринимательскую деятельность, государственную защиту частной собственности, подробно описал предусмотренные новой, позднее принятой Конституцией России права и свободы, обязанности граждан перед государством и друг другом. Фактически новый кодекс стал итогом тщательной и неизбежной кодификации российского законодательства. Несмотря на противодействие консерваторов, считавших, что достаточно дополнить существующие кодексы новыми законами, большинство юридических экспертов подтвердили жизненную необходимость в новых кодексах.

Ещё раньше, чем Гражданский, было решено заменить Уголовный кодекс. Созванная 2 декабря 1992 года Комиссия Съезда народных депутатов РФ по уголовному законодательству к концу февраля следующего года рекомендовала разработку нового Уголовного кодекса. В то же время, в сентябре 1992 — марте 1993 года, на V-VI Съездах народных депутатов 2-ого созыва были изменены, переработаны и отменены несколько десятков статей УК РСФСР 1960 года. Президент Рыжков ускорил процесс подготовки, поддержав на VI Съезде пересмотр уголовного законодательства: как он сам позднее признавался, сделал он это ради повышения популярности курса реформ и своей партии.

Так или иначе, основная законодательная работа продолжалась длительное время и закончилась лишь при Зюганове, к 1999 году.

Новая Конституция

Что касается Основного закона РФ, то ситуация оставалась практически неизменной вплоть до середины 1993 года. После распада СССР отдельные группы и политические деятели инициировали тему принятия новой Конституции, в обществе складывалось мнение, что новая Россия не должна существовать по старому основному закону, исходящему из принципов советского права. Администрация Президента Рыжкова обычно игнорировала подобные предложения: с её подачи все упоминания об СССР и социализме были убраны из текста Конституции 1978 года, однако широкая демократическая оппозиция воспринимала это лишь как полумеры.

Схожую позицию занимали и социал-демократы. В июле 1993 года, Г.А. Явлинский сказал, что считает "ненормальной ту ситуацию, что новая Россия существует по конституции уже несуществующего государства". Только это вынудило Рыжкова публично признать "неправильность" сложившейся ситуации и заявить о готовности к переговорам по конституционной реформе. Конференция коалиции ВНП и СДПР в общих чертах пришла к выводам, что новый основной закон должен подтвердить федеративное и демократическое устройство Российского государства и закрепить политический плюрализм.

В ноябре 1993 года Н.И. Рыжков издал указ "О реформе Конституции Российской Федерации", на основании которого из членов всех фракций Верховного Совета должно быть образовано Конституционное собрания. Председателем КС был назначен Валентин Чикин, членами собрания стали семьдесят три человека — 25 от ВНП, 19 от СДПР, 8 от ЛДПР, 5 от "Русского порядка", 16 от Объединённого демократического комитета (поскольку "Свободная Россия" и "Прогресс и реформы" отказались участвовать в работе Конституционного собрания, отдельные представители этих партий вступили в КС по своей инициативе).

Три месяца кропотливой работы, прерывавшейся конфликтами и дискуссиями между людьми разных воззрений, привёл к кардинальной переработке существующей Конституции 1978 года. Оставив старую структуру основного закона, почти все статьи были переписаны, уточнены, утвержден принцип верховенства права, приоритета прав и свобод гражданина, ответственности государства и разделения властей, чётко установлены принципы жизнедеятельности Российской Федерации как парламентско-президентской республики при равнозначных законодательной (Съезд народных депутатов, Верховный Совет) и исполнительной (Президент, Совет министров) ветвей власти.

Вместе с тем не все положения сторон были приняты. Так принципиально был закрыт вопрос об утверждении государственной идеологии. Предлагавшийся демократами запрет на роспуск парламента главой государства также не прошёл, в связи с тем, что Президент РФ по Конституции итак не являлся всесильным руководителем. За Президентом было закреплено право принимать указы, действующие на территории страны, и руководить Советом министров, самостоятельно назначать министров обороны, флота и иностранных дел, Председателя Комитета государственной безопасности. Просьбы демократов переименовать КГБ в АФБ (Агентство федеральной безопасности) также были пропущены.

В федеративном устройстве были также произведены изменения. Федерация была переустроена на основе "плана Ачалова-Пирогова" (см. ниже), то есть все регионы были уравнены в политических правах и в равной степени наделены функциями по управлению народным хозяйством при приоритете решений Совета министров РФ.

15 мая 1994 года, большинством голосов народных депутатов России, новая Конституция была принята в качестве основного закона Российской Федерации. Текст конституции был опубликован во всех крупных газетах, первый её экземпляр стал официальной регалией для инаугурации всех последующих президентов Российской Федерации.

Однако утверждение приоритета прав и свобод граждан считается важнейшим достижением конституционных преобразований 1992—1994 гг. Был положен конец тотальному контролю государства и органов безопасности за частной жизнью граждан, закреплено политическое многообразие, принципы демократических и альтернативных выборов в Советы народных депутатов. Закон "О политических партиях" 1993 года установил достаточно лёгкие правила работы партий, из-за чего в 1990-ые годы в России возникали десятки и сотни политических организаций, просуществовавших крайне недолго, партиями-долгожителями считались те, кто сумел сохраниться в течение периода между двумя парламентскими выборами. Ужесточение партийного законодательства состоялось лишь в 2002 году.

Либерализация средств массовой информации, литературы и книжного дела привела к всплеску книгопечатания в России, появления в широком доступе (в более широком, чем в эпоху Перестройки) ранее запрещённой литературы, активной пропаганды альтернативных точек зрения, в том числе глубоко антисоветских и антикоммунистических, множеству аналитических исследований дореволюционного и советского периодов, что повлияло на рост числа монархистов, националистов и либеральных демократов. Социал-реформаторскому правительству в 90-ые годы приходилось во многом считаться с мнением расширяющихся оппозиционных кругов, и лишь стабилизация экономики во вторую половину десятилетия позволила "Красной коалиции" не потерять свою власть.

"Реорганизация государства"

Реорганизация административно-территориального устройства в Российской Федерации (Реорганизация государства) — процесс изменения территориального деления внутри России Считается вынужденной реформой, вызванной объективными обстоятельствами тогдашней политической реальности в России. По сей день она вызывает споры. Национальные меньшинства, правозащитники и западные государства считают "реорганизацию" актом возвращения к тоталитарному прошлому. Официальные власти РФ и большая часть политических партий предпочитают относиться к ней более взвешенно.

Границы РФ (1991)

Карта РСФСР на 1 января 1992 года: оранжевым — края, красным — области, светло-красным — автономные области, розовым — автономные округа, синим — АССР; жёлтым — города республиканского значения.

Причины

С началом Перестройки пошло ослабление государственной цензуры в СМИ, в печать было допущено то, что раньше жёстко табуировалось или просто подавлялось. К числу прочего относился и территориально-национальный вопрос в СССР.

Границы союзных республик и их регионов изменялись неоднократно, и вызвано это было не нуждами проживающего там населения или экономической целесообразностью, а обычным желанием советской власти продемонстрировать "право народов на самоопределение" через создание большого количества автономий для всех нацменьшинств. После Великой Отечественной войны произошла "депортация народов" (1943-1945), и часть населявших Северный Кавказ национальностей были насильственно перемещены в Западную Сибирь и Казахстан; во второй половины 1950-ых данным народам (кроме поволжских немцев) было разрешено вернуться в места изначального проживания, их автономии были восстановлены, что сопровождалось меэжтническим противостоянием между русскими и данными народностями.

С 1988 года обострилась ситуация в Нагорном Карабахе, потом в Грузии, одновременно поднимали голову националисты внутри РСФСР, в первую очередь в Татарской и Чечено-Ингушской АССР. После фактического взятия курса на суверенитет России в мае-июне 1990-ого, данные автономии стали прикладывать усилия к увеличению собственных полномочий. Поддержку получали националистические движения, появились факты ущемления русских, нарушения права на владение русским языком. Центральное руководство было расколото на либералов Б.Н. Ельцина, социал-реформаторов Н.И. Рыжкова и умеренное правительство Силаева-Власова, лавировавшего между первыми двумя группами. Ельцин пытался опираться на массовое недовольство граждан Перестройкой и поддержку регионов, Рыжков же решил исходить из экономической целесообразности и гражданского национализма. Поэтому ситуация оставалась неопределённой до внеочередных выборов 25 апреля 1991 года, на которых победила "Красная коалиция". 1-ый Президент РСФСР Рыжков заявил о защите "единой и неделимой России".

С июня, новое руководство задумалось о необходимости пересмотра административных границ внутри РСФСР, как и о реформе местного самоуправления. Потуги автономий к суверенитету раздражали Рыжкова. Вместе с этим он был недоволен сутью нового Союзного Договора, в котором был невнятно прописан статус автономий РСФСР; некоторые эксперты высказывали опасения, что после ратификации Договора и очередной смены власти, АССР будут преобразованы в ССР, то есть суверенные государства, независимые от РСФСР. Фактически, Союзный Договор делался в пику единого российского государства, что для Рыжкова было неприемлемым. Он уже вёл работу по линии Крыма, намереваясь отменить решение 1954 года о передачи Крымской области Украинской ССР и решить вопрос с рядом автономных округов, поэтому подписание Союзного Договора в существующем виде он считал опасным. В августе от принятия Новоогарёвских соглашений отказался глава УССР Леонид Кравчук, вслед за ним ряд других республик также заявили о необходимости более тщательно подойти к процессу. Поэтому подписание Союзного Договора оказалось отложено в долгий ящик.

В октябре из-под контроля центра стала выходить Чечено-Ингушская АССР. 1 ноября Президент Рыжков подписал указ о чрезвычайном положении в ЧИАССР, в ответ глава автономии Джохар Дудаев объявил военное положение. Демарш Чечни мог сказаться на усилении сепаратных настроений среди других автономий. А 9 декабря 1991-ого года главы шести союзных республик (Россия, Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан) подписали Договор об образовании Союза Независимых Государств, фактически положив конец единому Союзу ССР.

25 марта 1992 года на совещании в Кремле Н.И. Рыжков заявил о необходимости окончательного урегулирования ситуации вокруг автономий внутри Российской Федерации, сказав следующее: "Если и дальше будем оттягивать решение вопроса, они сами возьмут суверенитет, и лучше бы мы сейчас окончательно утвердили их полномочия и права, чем потом вели войны по всем окраинам".

К июлю того же года, Рыжков и Явлинский от лица ВНП и СДПР сумели прийти к согласию по вопросу, что административно-территориальное деление РФ требует серьёзных правок. Поскольку идея реформирования административного устройства носила очень чувствительный характер для солидной группы населения, к его решению было подключено исключительно малое количество участников.

Примечания по цветам ко всем нижеприведённым картам:

оранжевый — край;

красный — область;

светло-красный — автономная область;

розовый — автономный округ;

синий — автономная республика (АССР);

жёлтый — город республиканского значения (город центрального подчинения).

Проект Рыжкова-Громова

Первый вариант проекта административно-территориальной реформы принадлежал лично главе государства, а также Вице-президенту. В их понимании, задача заключалась в чётком определении полномочий и прав субъектов Российской Федерации и региональных органов власти, недопустимости правовых коллизий при осуществлении власти федеральными и региональными органами, верховенстве права на всей территории страны в одинаковой степени.

Проект в целом сохранял действующую модель территориального деления, исключены были лишь автономные области, оставлены края, области, автономные республики, автономные округа и города республиканского (федерального) значения. Данный проект запрещал автономиям иметь свои конституции, декларировать суверенитет и государственность, вводить иные меры, ущемляющие права граждан других регионов. Безопасность и макроэкономическое регулирование отходили центральному руководству, но остальной объём прав, предусмотренных Конституцией РСФСР 1978 года, оставался за субъектами в полном объёме. Помимо этого, на основе специальных федеральных законов допускалось действие особых правил исходя из территориальных и культурных особенностей указанных территорий.

План Рыжкова

Проект Явлинского

По-иному видел будущее устройство Российской Федерации Председатель Совета министров и его группа либеральных реформаторов из СДПР. Григорий Явлинский считал, что без перехода к реальной федерации невозможно построение эффективной демократии, и самостоятельность регионов как минимум в экономической сфере виделась безусловным благом для прогресса. При этом премьер-министр был уверен, что у государства должны быть рычаги для экономического надзора, в первую очередь для предотвращения монополизации рынка и ресурсов, являющихся достоянием всего народа, а также для более справедливого распределения благ среди населения РФ.

Кроме того, по проекту предлагалось повысить статус всех автономий до уровня автономных республик; в тоже самое время Явлинский указывал на необходимость сохранения сильного центра для недопущения перегибов в национальной политике, поскольку формально разный статус республик не должен а) подразумевать права на сецессию (выход из состава федерации); б) особых, преимущественных перед другими регионами прав.

План Явлинского

Проект Ачалова-Пирогова

Однопартийцы Президента — действующий министр обороны РФ Владислав Ачалов и Председатель КГБ РФ Игорь Пирогов — состояли во фракциях консерваторов и реформаторов, но при этом оба одинаково воспринимали распад СССР как личную утрату. Не желая допустить дальнейшей дезинтеграции уже внутри России и повторения "советского" сценария, они относились к автономиям достаточно негативно, считая, что те "слишком многого хотят, а суверенитет есть право государства". Основной задачей для Ачалова и Пирогова виделось урезание прав и полномочий регионов до такой степени, чтобы те могли самостоятельно осуществлять лишь задачи самого низового уровня, общие вопросы социально-экономического и культурного характера.

Все автономные области и округа ликвидируются и присоединяются к соседним областям и краям, Карельская и Крымская АССР преобразуются соответственно в Карельский край и Крымскую область, к городам республиканского значения (указанным как "города центрального подчинения") добавляется Владивосток, а автономные республики (АССР) преобразуются в автономные округа, по статусу ничем не отличные от областей и краёв, причём поддержка и развитие национальных культур может осуществляться лишь при участии местных бюджетов. Последнее положение хотя и носило дискриминационный характер, но было также предусмотрено и планом Явлинского, считавшего поддержку культуры задачей не государства, а общества и местных органов власти.

Особым пунктом стояла придача городу Владивостоку статуса города центрального подчинения, как Москве, Ленинграду и Севастополю. Пирогов опасался растущей мощи Китая на Дальнем Востоке, предполагая, что через двадцать лет КНР может стать важным региональным и международным лидером, а потому особо отметил большую значимость постоянного форпоста вооружённых сил и крупного экономического узла в Азии.

План Ачалова

Проект Бабурина

Самым радикальным был проект, предложенный Сергеем Бабуриным — заместителем Председателя Верховного Совета РФ и главой комитета по национальной политике Верховного Совета, а также единственным не социалистом, допущенным к разработке административной реформы. Представляя интересы националистической оппозиции, Бабурин предложил отказаться от федеративного устройства государства с переходом к децентрализованному унитарному. Регионы должны быть переформатированы на основе принципов экономической и национальной целесообразности:

1) ликвидируются все автономные округа и автономные области;

2) Карельская АССР преобразуется в область;

3) Коми АССР и Архангельская область объединяются в Архангельский край;

4) Бурятская АССР и Читинская область объединяются в Забайкальскую область;

5) Дагестанская и Чечено-Ингушская АССР объединятся в Терскую автономию, из состава Дагестана вычленяется северная территория в отдельную область;

6) Марийская, Чувашская, Татарская и Удмуртская АССР объединяются в Волжскую автономию, ликвидируются Башкирская и Мордовская АССР;

7) укрупняется ряд областей в Западной и Центральной России.

За регионами остаётся право на экономическую самостоятельность при полной политической подчинённости центру. В проекте Бабурин учитывал планы по переходу экономики к рыночной системе, поэтому утверждал, что регионы должны обладать инициативой и достаточным самоуправлением в народнохозяйственных процессах.

План Бабурина

Итог

19 сентября 1992 года в Кремле прошло заседание Закрытой комиссии по административно-территориальной реформе, куда входили Президент, Предсовмина и узкий круг лиц из правительства и Верховного Совета. Помимо вышеупомянутых четырёх проектов существовало ещё семь, однако на этом совещании обсуждали только данные четыре варианта. Четвёртый был откинут большинством голосов в первую очередь: ни Рыжков с Ачаловым, ни сам Бабурин не ручались, что данный подход не вызовет массовое недовольство, вплоть до насилия. Жёстче всех высказался Г.А. Явлинский, который сказал, что "после такой реформы в России будет не одна Чечня".

Вариант Явлинского также не встретил одобрения, поскольку в глазах Рыжкова и Ачалова усиливал корни сепаратизма во всех автономиях. Хотя премьер-министр пытался объяснять свою идею "умиротворением без принуждения", Президент назвал такой вариант "утопией". Поэтому Комиссия сконцентрировалась на обсуждении проектов Рыжкова-Громова и Ачалова-Пирогова. После долгих споров Рыжков согласился с идеей министра обороны, и девятью голосами против двух (Явлинского и министра экономики и финансов М.М. Задорнова) был принят проект реорганизации по предложениям Ачалова и Пирогова. Этот проект лёг в основу принципов федеративного устройства России по новой Конституции 1994 года.

Основные общественные блага

Система образования

(будет написано в дальнейшем)

Пенсионная система

(будет написано в дальнейшем)

Система отдыха и досуга

(будет написано в дальнейшем)

Массовая культура

(будет написано в дальнейшем)

Связи с внешним миром

(будет написано в дальнейшем)