ФЭНДОМ

Операция "Цзин Кэ" - cекретная операция Второго Главного управления (внешняя разведка) и 9-го специального отдела (диверсионный отдел) МВД СССР, главной задачей которой было внедрение агента в штат обслуживания Политбюро ЦК Коммунистической партии КНР, с последующим принятием мер по ликвидации Председателя КНР Мао Цзэдуна, проводившаяся в обстановки строжайшей секретности с февраля 1956 по январь 1959 года. Окончилась успешной ликвидацией Мао Цзэдуна и сменой руководства Коммунистической партии КНР и всего руководства КНР на более лояльное СССР во главе с Председателем Лю Шаоци, и Генсеком ЦК КПК Дэн Сяопином. Санкцию на проведение данной операции дало высшее руководство страны, главным образом Председатель Совета Министров СССР Мария Александровна Кузнецова, Первый Секретарь ЦК КПСС Марина Сергеевна Кусимова и Министр Внутренних Дел СССР и член Политбюро ЦК КПСС Валерий Анатольевич Соколов. Последний был главным инициатором данной операции.

Санкция руководства СССР и сама операция держалась в секрете вплоть до 2011 года. Долгие годы считалось что Мао Цзэдун умер от сердечного приступа, данная версия поддерживалась долгое время и высшим руководством КНР. Рассекречивание данной операции Президентом ХХХХХХХХХХХ привело к крупному скандалу. При этом многие подробности данной операции по-прежнему засекречены, как и неизвестно по сей день степень соучастия оппозиционной к Мао Цзэдуну группы партийцев в КПК к этой операции, что породило огромное количество теорий заговора.

Предыстория

Мао Цзэдун стал неоспоримым лидером Китайской Коммунистической партии ещё во времена Гражданской войны в Китае. Он отличался крайне авторитарными методами управления и подавлял любую оппозицию себе. После Второй мировой войны Китай был разорван на части: Побережье перешло под контроль Японской империи, а внутренние регионы и Синьцзян перешли под контроль КПК и НОАК. На подконтрольной им территории была создана Китайская Народная Республика. При этом в конституции КНР от 1946 года изначально прописывалось, что Тибет, Прибрежные Регионы, Внутренняя Монголия и Маньчжурия являются "временно оккупированными Японской империей". Данная формулировка была выбрана во многом из-за того, что Сталин и советское руководство, заполучившие в буквальном смысле всю Европу и Британию благодаря помощи японского флота, были недовольны тем, что им достались не самые развитые районы Китая, располагавшие к тому же малыми ресурсами. Однако к тому моменту экономика СССР была перегружена войной, и СССР не обладал флотом, который бы смог противостоять японскому в Тихом Океане. Начинать же войну с Японией в Китае на суше в тот момент, когда Япония владела ресурсами Тихого океана, и её экономика так же, как и советская, была перегружена военными заказами, было бы равносильно очередной долговременной войне. Нарком иностранных дел СССР Кусимова лучше всех понимала возможность подобного. Поэтому она была вынуждена признать территориальные претензии Японии на побережье Китая, но без признания созданных там марионеточных государств, что несколько успокоило кремлёвских властителей. При этом Мао, который имел дело с Кусимовой как с наркомом иностранных дел и знал её лично, был отодвинут от переговоров. Так как именно Кусимова подписала договор о расчленении Китая, лидер китайских коммунистов на всю жизнь сохранил к ней презрение и ненависть.

Однако Сталин и большинство руководства СССР считали пакт Кусимовой-Ёная временным. СССР начал сбывать созданную ранее военную технику в КНР для усиления своего нового союзника и активно инвестировать в НОАК и в военную промышленность КНР, направляя туда огромное число советников (как военных, так и гражданских). При личной встрече Сталина и Мао в 1948 году первый подтвердил свою преданность договору с КНР и обозначил своё недовольство расчленением Китая. Мао, приободрённый данной поддержкой, стал усиленно готовиться к войне с японскими сателлитами и японской армией. Сталин в этом ему усиленно помогал. Уже в 1951 году во время очередной поездки в СССР Мао предлагает Сталину план войны с Японией силами НОАК. План войны представлял собой масштабное наступление на прибрежные регионы. К тому моменту японцы заполучили ядерное оружие. Сталин, который к тому времени уже старел и терял хватку, стал крайне осторожным и отказал Мао по формальной причине неподготовленности наступления с военной и с политической сторон. В этот раз Мао успокоился и стал продолжать подготовку по совету Сталина, которого он уважал. Тем не менее, бездумная политика "большого скачка", где делался упор на энтузиазм и жизненную силу китайского народа, а не на профессионализм и на техничность производства, привела к серьезному разбазариванию средств и к голоду. КНР практически ничего не производила, в особенности оружия. Основой стрелкового вооружения КНР по-прежнему были автоматы и винтовки кустарного производства, а тактика мало чем отличалась от тактики партизанской войны времён Гражданской войны с Гоминьданом.

После смерти Сталина новый лидер СССР Лаврентий Берия, благодаря тому, что СССР получил в наследство от Сталина мощную сверхдержаву с огромным запасом ядерного оружия, которое по количеству и по качеству опережало японское, вначале относился к идее войны с Японии нейтрально, полагаясь на доклады своего человека, который стал возглавлять МВД после того, как Берия стал Первым Секретарем ЦК КПСС - Валерия Соколова, который считался в руководстве СССР гением шпионажа. Данные МВД относительно возможностей Японии во время войны с СССР, предоставленные разведкой были обнадеживающими. Однако Япония могла нанести удар по Владивостоку, Чите, и по Петропавловску-Камчатскому. В соотношении с вероятными потерями со стороны Японии эти потери были бы малыми, однако это вызывало опасения у некоторой части Политбюро, в частности у Кусимовой, Кузнецовой, Вознесенского и других. Соколов при этом считал, что в случае войны эти потери были бы приемлемы, но в это же время США вели переговоры с Японией и также бросали силы на создание флота и ракетного вооружения, способного нести ядерное оружие, и Соколов не был уверен относительно того, что США не поддержат Японию в возможной войне против СССР. Другим не менее важным фактором являлось то, что европейские сателлиты стали требовать для себя больше прав, а Германия была возмущена ремилитаризацией Франции.

Мао, который был недоволен пассивной позицией нового главы СССР, стал усиленно раскачивать лодку и открыто заявлять, что СССР отклонился от норм марксизма-ленинизма и от учения Сталина. Глава коммунистического Китая утверждал, что КНР теперь является авангардом мирового социалистического движения. В своих выступлениях Мао откровенно нападал на министра иностранных дел СССР Марию Кузнецову и на Марину Кусимову, называя первую буржуазной перерожденкой, а вторую - подстилкой японского империализма. Мао стал стягивать войска на границы с японскими сателлитами и откровенно провоцировать Японию на действия. В беседе с послом СССР он открыто говорил, что если японцы ударят, НОАК будет отступать в глубь КНР, а после СССР будет обязан ударить во фланг наступающей Квантунской армии. Берия, который также был недоволен результатами Второй Мировой войны, считал, что настал удачный момент для того, чтобы, воспользовавшись превосходством СССР в ракетах и в авиации с ядерным оружием, уничтожить Японскую империю и захватить развитые прибрежные регионы Китая и Маньчжурию с её громадными запасами угля и кокса и промышленными мощностями.

Подобные намерения вызвали у Кусимовой и у Кузнецовой резко негативную реакцию, и всё закончилось тем, что они были изолированы от принятия решения. При этом Берия отдал приказ на подготовку к войне. Соколов, опасавшийся того что война дестабилизирует политическую обстановку в Европе как раз в тот момент, когда Германия с несколькими другими республиками начала постепенно вести крайне независимую политику, и приведёт к непредвиденным последствиями, связался с Кусимовой и Кузнецовой и предложил им действовать. В итоге Берия был свергнут, и ко власти пришли новые силы. Кузнецова как председатель Совмина и как главнокомандующий, отдала приказ перехода в режим ожидания. Впоследствии были проведены переговоры с Японией на нейтральной территории, конфликт был исчерпан. Мао, поняв, что лишился союзника и СССР не поддержит его, пошёл на попятную, и не стал начинать гибельную войну. Тем не менее КНР начала курс на отмежевание от политики СССР как "социал-империалистического государства", извращающего марксизм-ленинизм. Опыт кризиса 1955 года и опрометчивые шаги Мао Цзэдуна окончательно убедили руководство СССР, что от него необходимо избавиться.

Решение о ликвидации

Сразу после окончания кризиса встал вопрос о том, что Мао стал слишком неуправляемым, и его необходимо убрать. Кузнецова, известная своей эмоциональностью, не стеснялась выражений в отношении Мао Цзэдуна и откровенно ненавидела "Великого кормчего". Ставшая Первым Секретарем ЦК КПСС Кусимова, которая с огромным трудом сумела воспользоваться старыми связями и по сути предотвратить ядерную войну, также была противницей того, чтобы Мао оставался у власти. Соколов, возглавлявший МВД, тоже был крайне агрессивно настроен против Мао и считал, что его необходимо убрать. Последний и выступил главным инициатором операции по его ликвидации. После того, как троица реформаторов пришла ко власти, Соколов занялся главным вопросом - возможностью ликвидации Мао. Однако Мао уже сделал свой ход: после того как СССР откровенно повернулся к нему спиной, он выгнал всех советских военных и гражданских советников из КНР и начал чистки в Партии и в государственных структурах КНР. Более всего пострадали учившиеся в СССР молодые специалисты и их семьи, которым вменялся в вину шпионаж в пользу СССР. Практически любая возможность быстро подготовить операцию была устранена. Мао был известен своей паранойей, и потому его личный штат подвергался серьёзным проверкам. Однако Соколов был уверен, что осуществить ликвидацию возможно и необходимо, хоть это будет и долговременной операцией.

Тем не менее, он не мог сделать это самостоятельно без санкции высшего руководства страны. Потому политбюро было собрано на секретное совещание, которое было запротоколировано, а после ушло в архив. Главным вопросом было обсуждение возможной ликвидации Мао Цзэдуна. После рассекречивания данной операции были опубликованы и стенограммы.

- (Соколов) Я вас собрал по одному поводу, а именно - вопрос Мао. Недавние события показали очень отчётливо, что он крайне опасен, и как политическая фигура крайне нежелателен для нас. И я считаю что Второе Главное управление МВД обязано приступить к подготовке активных мероприятий по принятию мер по ликвидации Мао Цзэдуна.

- (Кусимова) Валера, я тоже считаю, что он опасен, но не слишком ли это? Если вдруг кто-то узнает, что мы готовили операцию по его устранению, то против нас взбунтуются все наши союзники, мы покажем себя не с лучшей стороны.

- (Соколов) Секретность - ключевой момент, к операции будет привлечено мало людей, для устранения возможности утечки информации. Официально операции существовать не будет. Я знаю, как готовить такие операции.

- (Кусимова) В тебе я не сомневаюсь, но ты сам говорил, что человеческий фактор предугадать невозможно. Многое может пойти не по плану.

- (Соколов) У меня часто многое шло не по плану, но мы таки убрали уйму тучу народа. Троцкий, Коверда, Врангель, Монти, Галифакс, они все на моём счету. Но в случае с Мао нам нужно начать действовать прямо сейчас, и никак иначе. Он сделал ход, он выгнал всех наших специалистов, начал репрессии против всех, кто находился в нашей стране и учился, даже в армии. У нас не осталось тыла, где можно было готовить операцию, потому нужно начать сейчас, потому что если не подготовим покушение, он опять может что-нибудь устроить, как всего полгода назад. У него тяжелая паранойя и мания величия, во время войны с Гоминьданом он приказал расстрелять десяток своих лучших командиров. Он трахает малолетних девочек в своём танцевальном ансамбле в присутствии своей жены Цзян Цин каждую ночь, из принципа не моется и не чистит зубы из-за того, что боится, что его отравят. На протесты врачей отвечает, что он умывается соками своих женщин. Постоянно ест акульи плавники, так как они, по его мнению, повышают потенцию. В общем, полный псих. Он раскалывает социалистический блок, и может ещё сделать опрометчивые решения, из-за которых мы потеряем КНР. А если на него нападёт, Япония мы вынуждены будем воевать с ними, потому что иначе баланс существующих сил будет нарушен. Этого психа надо остановить любой ценой.

- (Кузнецова) Я тоже обеспокоена, Валера, но тебе не кажется, что это внутренние проблемы Китая? Разве в КПК не понимают, что он опасен?

- (Соколов) Может, там и есть адекватные люди, но пока у власти Мао с его прихвостнями, любое их выступление против приведёт к репрессиям и к тому, что он будет усиливать свой режим. Нам нужно устранить его как главную проблему. Нет человека - нет и проблемы.

- (Кусимова) А если всё же станет известно, что мы готовим убийство главы иностранного государства, то тогда как быть?

- (Соколов) Отнекиваться, это не мы и всё. Мы умеем заметать следы.

- (Кузнецова) Ты сказал, что Мао пресёк возможности того, чтобы мы могли осуществить его ликвидацию быстро, если начнём сейчас, то сколько это займёт?

- (Соколов) Учитывая условия, время на подготовку агента, исследования окружения Мао, и анализ ситуации, примерно от года до трёх.

- (Кузнецова) А не слишком ли это долго? Этот подонок чуть не вверг нас в войну, и ты сам говоришь, что может сделать это вновь. За то время, пока вы там будете на месте топтаться, он ещё что нибудь устроит.

- (Соколов) А ты думала, Маша, всё так просто? Думаешь, просто так взять, зайти в его личный кабинет когда он там трахает малолетку, приставить дуло ему к виску, и сделать Бадда-Бинг?!

- (Кузнецова) Бадда-Бинг?

- (Соколов) Это в Америке сленговое слово у мафии, означающее выстрел в упор.

- (Кузнецова) Понятно. Но почему всё же так долго?

- (Соколов) Как раз потому, что у нас там нет сети, её придётся восстановить, нелегально. Секретность - ключевой момент. Просто заслать убийцу, чтобы он убил Мао на каком-то массовом мероприятии, означает смертный приговор для убийцы, если не убьют на месте, то под пытками они выяснят, кто он, и вот тогда, если это просочится в народ, мы получим взрыв патриотизма, направленный против нас, и ко власти снова придут такие, как Мао. Так что нужно что бы агент зашел и вышел, выполнив главную задачу. При этом традиционные способы убийства исключаются, никакой стрельбы и взрывов. Либо удушение, либо же отравление. А значит надо подвести агента прямо к нему, чтобы он завоевал его доверие. Потому так долго.

- (Кусимова) А если он успеет что-то сделать до того, как мы убьём его?

- (Соколов) Значит, надо постараться сделать так, чтобы не успел. Запудрить ему глаза.

- (Кусимова) Что ж, мы могли бы что нибудь придумать.

- (Кузнецова) А если после его смерти ко власти придут иные силы?

- (Соколов) Операция предполагает поиск нелояльных, но весомых людей в политбюро, и вычисление сторонников Мао, их можно либо скомпрометировать, либо тоже убрать. Никаких официальных контактов с ними, только неофициальные, иначе Мао может встрепенуться и убрать их.

- (Кусимова) Разумно.

- (Кузнецова) Что ж, мы выслушали все мнения. Лично я считаю, что он опасен, и доводы Валеры разумны и правильны по всем позициям. Я считаю, что нам нужно это сделать. Марина, твоё слово?

- (Кусимова) У меня по прежнему есть опасения на случай провала. Но, как по мне, Валера, ты прав, опаснее будет, если он останется.

- (Кузнецова) Хорошо, кто за, поднимите руки.

Решение о ликвидации Мао Цзэдуна было принято единогласно, и Соколов начал подготовку к проведению операции. Примечательно, что все допущенные к этому заседанию члены Политбюро дали подписку о неразглашении секретной информации, так как Соколов настаивал на абсолютной секретности. Отныне Соколов отчитывался только Кузнецовой. Сразу после получения санкции на проведение операции Соколов взял это дело под личный контроль.

Подготовка операции

Как упоминалось ранее, Мао выгнал из КНР всех cоветских советников и начал репрессии в отношении тех, кто ранее был в СССР на учёбе или на дипломатической работе. Масштабы чисток внутри КПК достигли масштаба, аналогичного Большому террору в СССР. В таких условиях подготовить внедрение агента-ликвидатора было крайне сложно, и потому сразу при планировании были обозначены следующие этапы. Первым этапом был сбор информации. Необходимо было знать пути подхода к Мао Цзэдуну и всё его окружение. Второй этап - подготовка агентов-нелегалов и их внедрение вместе с подготовкой ликвидатора. Этот этап был самым долгим, так как Мао не принимал в штат людей которые не были этническими Ханями по национальности. Для этого предстояло подготовить легенды, что бы объекты внедрения сумели пройти многочисленные проверки и не попасть под подозрение. Третий этап - внедрение ликвидатора и принятие мер по ликвидации Мао Цзэдуна. На стадии подготовки были исключены классические способы убийства - при помощи огнестрельного оружия, при помощи колющих-режущих предметов и при помощи подрыва взрывного устройства. Упор делался на отравление. В лаборатории МВД уже работали над новым ядом, который должен был не оставлять следов и вызывать состояние, аналогичное сердечному приступу.

Были и другие тонкости при проведении операции, такие, как переправка яда вместе с агентом, внедрение в обслуживающий персонал, связь с центром и прочее, что постепенно оттачивалось до совершенства. Соколов дал операции имя Цзин Кэ, по имени легендарного наёмного убийцы, который прославился тем, что совершил покушение на будущего императора Китая Цинь Шихуан-ди, которого Мао Цзэдун уважал и считал своим кумиром.

На одну подготовку операции и внедрение агентов для разведывания обстановки ушло почти полгода. Однако агенты сумели добыть жизненно необходимую информацию для того, чтобы подобраться к Мао. Началась подготовка агента ликвидатора. Настоящее имя агента по-прежнему неизвестно, однако известно, что это был этнический китаец. Также неизвестно, каким образом внедрили агентов, были ли они завербованы, либо же это были китайцы, ранее убежавшие в СССР или оставшиеся там.  

За это время МИД СССР приложил максимум усилий, чтобы попытаться наладить с Мао отношения, что было, естественно, отводом глаз. Сам Мао не желал сотрудничать с СССР, где у власти были буржуазные перерожденцы. Тем не менее, он зацепился за эту возможность, намереваясь вновь выбить у СССР лучшие условия. Это было частью стратегии, которую ранее создали в Политбюро - удержать Мао от возможности начала нового кризиса, в который СССР бы по любому был втянут как гарант безопасности стран социалистического блока.  

Ликвидатор был внедрён в штат обслуживания Мао примерно летом 1958 года. Причиной, по которой ликвидация не была осуществлена ещё тогда, была в том, что агент, вероятнее всего, не прошёл проверку до конца, а также, возможно, в том, что у агента ещё не было четкой стратегии действия, так как обстановку внутри закрытых дверей жизни Мао руководство МВД во главе с Соколовым знало только по слухам, а агента подбирали по принципу, что он должен быть в состоянии сам разработать план, исходя из ситуации, и действовать самостоятельно.  

Убийство

8 января 1959 года из центра после очередной связи с группой Цзин был отдан приказ об убийстве Мао Цзэдуна со строго обозначенным сроком до начала февраля. Причиной этому служило то, что Мао Цзэдун вновь стал готовить свою очередную провокацию в Тибете, который считали оплотом лжерелигии, и к уничтожению которого Мао активно призывал в своих речах. Так как Тибет, несмотря на нейтралитет, имел отношения с Японией, вероятнее всего, это привело бы к новому кризису, что было невыгодно СССР. Причиной выбора Тибета было то, что Тибет был, по сути, нейтральным государством, имевшим довольно слабую армию. НОАК была подготовлена для войны в горах и могла одолеть противника за очень короткое время.

Но ключевым фактором являлось то, что политика Большого скачка вперёд, объявленная Мао Цзэдуном ранее, провалилась по всем позициям, что привело к росту оппозиции Мао в КПК со стороны Лю Шаоци и Дэн Сяопина и в НОАК со стороны уважаемого Маршала и Министра обороны КНР Пэн Дэхуая. Лю Шаоци и Пэн Дэхуай уже открыто нападали на Мао и оспаривали его лидерство. В самой КПК началось брожение кадров, многие молодые партийцы видели в Лю Шаоци наследника Мао. Более того, в самом народе началось уже накопление недовольства, связанного с голодом. Несмотря на партийную пропаганду о том, что Китай стал флагманом Социализма, и постоянное напоминание о том что восточный Китай оккупирован Японией, китайцы не видели реальных результатов политики Мао Цзэдуна и уже переставали видеть в нём "Великого кормчего". СССР не собирался помогать Мао в возвращении побережья, и сам он понимал, что это будет гибелью для его режима. Потому Мао надеялся подправить ситуацию маленькой победоносной войной против противника, которого можно было бы одолеть, которым был бы Тибет, не имевший сил сопротивляться НОАК. Однако в этом случае, как упоминалось выше, была опасность того, что Японская империя отреагирует на это, потому больше времени не оставалось, и руководство СССР приняло решение о ликвидации.

19 января 1959 года Мао Цзэдун находился в своём доме. После затяжного заседания в Госсовете он решил пообедать. Как всегда, он избрал своим блюдом акульи плавники. Агент сумел подсыпать яд. В итоге через несколько часов после обеда, Мао почувствовал недомогание, а ещё через несколько часов умер. Врачи констатировали сердечный приступ. Вскоре было объявлено, что председатель КНР скончался. Однако новость об этом достигла руководство СССР значительно раньше. О судьбе агента-ликвидатора и о судьбе остальных по прежнему ничего неизвестно.

Последствия

После смерти Мао госсовет КНР официально избрал продолжателем его дела Лю Шаоци, а Генеральным секретарём ЦК КПК стал Дэн Сяопин, будущие реформаторы Китая. Планировавшаяся операция по вторжению в Тибет была отменена. Если в СССР культ личности осудили, но не стали критиковать Сталина и Берию, в Китае же произошли совершенно иные процессы: после смерти Мао был подвергнут критике за раскол с СССР и за "Большой скачок вперёд". Лю Шаоци и Дэн Сяопин, опираясь на Пэн Дэхуая, получили огромную власть и стали менять отношения между СССР и КНР, так как стало ясно, что без советских советников поднять КНР будет невозможно. В Японии смерть Мао встретили радушно, не говоря про руководство СССР.

В дальнейшем китайско-советские отношения были улучшены. В Китай вновь отправились советники, и вновь китайцы обрели возможность получать западное образование. Мао Цзэдун, доставлявший огромные проблемы СССР, более не представлял угрозы, и СССР начал политику разрядки с Японией. Сама операция по его ликвидации была засекречена, во избежание негативных последствий возможного разглашения этого в Китае.

В 2011 году с документов об операции был снят гриф секретности, и о ней стало известно всему миру. Операция "Цзин Кэ" вошла в сборник под названием "Темная сторона реформаторов" о тройке реформаторов СССР. После публикации документов различные историки стали критиковать тройку и в особенности Валерия Соколова за политику вмешательства в дела иностранного государства и за политику ликвидации ненужных политиков.

Возможность соучастия в операции группы Лю Шаоци

Скорый приход ко власти Лю Шаоци, Дэн Сяопина и Пэн Дэхуая и то, что они сразу принялись восстанавливать отношения с СССР, вначале не вызывал подозрений на время проведения операции. Однако после того как документы были опубликованы, сразу появились теории о том что Лю, Дэн, и Пэн были завербованы Советской разведкой. Интересно отметить, что в документах по данной операции, и в стенограммах значилась задача о выявлении в КПК оппозиционных Мао партийных и государственных деятелей и его сторонников. Потому данные версии часто всплывают как в СССР так и в КНР.

Стоит отметить что Лю Шаоци осудил Мао и его политику и подверг его после смерти жесточайшей критике, а после стал постепенно восстанавливать отношения с СССР, который Мао объявил социал-империалистическим государством. Последующие реформы Лю Шаоци напоминали реформы в СССР. Однако это можно объяснить тем, что продолжая оставаться на позиции против всех не имея сильного в экономическом и в военном плане союзника вполне себе могло означать для КНР гибель, и потому Лю как и любой китаец ненавидящий Японию, и будучи коммунистом быстро вернулся в орбиту влияния СССР который на тот момент переживал пик своего могущества. Официального подтверждения данной версии так и нет, и она остаётся по прежнему теорией заговора.