ФЭНДОМ

Особый антимарксистский закон - закон, принятый 19 июня 1903 года большинством депутатов

Дмитрий Петрович Голицын

Дмитрий Петрович Голицын, автор закона

Государственной Думы после долгих обсуждений и споров. Закон вступил в силу немедленно и привёл, к запрету РСПР, которая до этого была представлена в Государственной Думе. "За" закон проголосовали вообщем 70% депутатов, против 28%, 2% воздержались. В тот же день он был подписан Михаилом II. Автором данного закона являлся Дмитрий Петрович Голицын. Закон действовал на территории Российской Империи с 19 июня 1903 по 16 октября 1917 года.

Историческое значение

Все члены РСПР, оценили закон как "конец русской демократии". Как отмечали многие Радикальные-Социалисты этот закон полностью противоречит Конституции 1882 года и являет собой ни что иное как: "Апафеоз самодержавия, поднявшего голову".

В то же время большинство историков, сходятся во мнение, что принятия этого закона существенно

Василий Ключевский

Василий Ключевский

изменило хрупкое расположение сил в России. Впервые с 1882 года политическая партия ушла в подполье и со страниц газеты "Искра" призвала к открытому вооружённому противостоянию властям. "Данный закон накалил обстановку в стране до огромных высот, политическая борьба, впервые за двадцать лет вышла, на совершенно новый, страшный уровень" - писал современник закона профессор Василий Осипович Ключевский.

Лидер "Народной Воли" Екатерина Брешко-Брешковская так сказал о принятии закона: "Мы вернулись на двадцать лет назад". Несмотря на частые конфликты с РСПР, все "Народовольцы" выразили солидарность с РСПР, так в частности очень отрицательно о данном законе высказался будущий Премьер-Министр Виктор Чернов.

При этом очень положительно о законе высказались националистические

Владимир Пуришкевич

Владимир Пуришкевич, один из лидеров "Союза Русского Народа", ярый сторонник закона

элементы, высказались с поддержкой закона. Владимир Пуришкевич, будущий глава "Союза Русского Народа" назвал этот закон: "...лучшим, что сделал Скобелев после прихода к власти". Как писал в своих воспоминаниях Милюков, в последствии Михаил Скобелев очень жалел о том, что продавил этот закон, на вопрос Милюкова, почему он не отменит закон "Белый Генерал" сказал: "Коней на переправе не меняют".

Результатом действия закона стало фактически возрождения в России практики политического террора, проводимого членами РСПР, при поддержке небольших марксистских и анархистских организаций. Во многом именно действия закона привели к событиям "Свинцового года", а также в меньшей степени к "Апрельскому восстанию".

Мнение фракции "Коалиция регионов" разделилось, часть более

Кюёсти Каллио

Кюёсти Каллио, депутат VII - X Государственной Думы, Премьер-Министр Финляндского княжества с 1912 по 1924 год

клерикально и антисоциалистически настроенных членов фракции поддержали данный закон. Особенно ярко себе проявили члены "Литовского союза", помнившие об убийстве членом РСПР Карповича прошлого лидера партии Йонас Басанавичюса. В то же время настроенные более либерально и прогрессивно части фракции высказались против закона, среди них был лидер Финляндской Конституционной Партии Кюёсти Каллио.

Из всех автономистов наиболее жёсткую позицию к закону из Регионалистской фракции приняли члены Рабочей Партии Финляндии, в частности её лидер Юрьё Сирола покинул зал Государственной Думы в период голосования по закону. Уходя он громко произнёс: "Я тоже марксист!" Его уход и последнее заявление вызвало аплодисменты со стороны членов РСПР, а также части членов "Народной Воли". После этого заявления в Имперской Службе Безопасности решили было также объявить вне закона Рабочую Партию Финляндии, однако, вскоре после принятия закона Сирола покинул пост

Юрьё Сирола

Юрьё Сирола, депутат Государственной Думы VII-IX созыва, основатель Коммунистической Партии Финляндии

Председателя партии, а она сама поменяла название и официально стала называться Социал-Демократической партией Финляндии.

Репрессии против Марксистов

Сразу после принятия закона и отзыва разрешения у партии, организация ушла в подполье. Георгий Плеханов, ожидая скорого ареста уехал из России. В то же время большая часть членов партии осталась в стране. Так в разное время в тюрьмы за участие в марксистских организациях попали Александр Ульянов, Юлий Мартов, Павел Аксельрод, Яков Свердлов, Лев Троцкий, Иосиф Джугашвили, Николай Бухарин, Ираклий Церетели и многие другие. Также многие члены партии погибли во время событий "Свинцового года", а также "Апрельского восстания", так и не дожив до отмены закона.

Изменения закона

На фоне раскола РСПР, который начался уже в период Апрельского восстания, в Правительстве начались разговоры об отмене закона, послабления действительно произошли многие члены правого крыла РСПР были отпущены из тюрем и их преследование прекратилось, после того как из в августе 1912-ого года из РСПР вышла левая фракция пацифистов, выступающая категорически против войны, все члены оставшиеся верными РСПР были амнистированы. После этого один член РСПР даже был приглашены Правительств, а сама партия была принята в Священный Союз Политических Партий. При этом закон продолжал действовать против членов новообразованной Партии Народных Социалистов.

Отмена закона

После "Февральского восстания" к "Единому Правительству" пришло понимание, что оно больше не

Александр Керенский

Александр Керенский, Премьер-Министр Российской Империи 1917-ого по 1921-ый

способно удержаться у власти и выборы должны быть проведены. На выборах, состоявшихся в июле 17-ого года победу одержала "Народная Воля", новый Премьер-Министр Керенский, в октябре официально отменил действия закона, а также зарегистрировал Партию Народных Социалистов. Правда, отмена закона произошла уже после проведения всех местных выборов, таким образом Керенский обезопасил себя и "Народную Волю" от возможности победы на выборах ПНС.

В культуре

В романе Максима Горького "Жизнь Клима Сомгина" брат главного героя Дмитрий, а также его знакомый Кутузов попадает в тюрьме, как раз из-за Антимарскистского закона. Сам роман заканчивается новостью об отмене Антимаркистского закона и амнистии членов Партии Народных Социалистов.

В пьесе Владимира Маяковского "Мистерия Буфф" поставленная в конце 20-ых ходов как из членов "пары нечистых" присутствует персонаж - "Пострадавший", как понятно по контексту, пострадавший именно от действий Антимаркистского закона.