ФЭНДОМ

Talleyrand 01

Шарль де Талейран, выдающийся французский политик и дипломат. Один из "отцов" Парижского Конгресса.

Парижский Конгресс - дипломатический и политический процесс, происходивший с 1 марта по 1 мая 1815 в столице Франции. Итогом стало утверждение французской гегемонии в мире на ближайшие десять лет, также в многих решениях Конгресса были заложены проблемы, которые всплывут только в Европейских Войнах 1820-х.

До съезда

Причины созыва Конгресса

К февралю 1815 Франция стала абсолютным гегемоном в мире. От неё зависело буквально все на континенте - без приказа или совета Наполеона никто не не решался ничего сделать. Но Бонапарт прекрасно понимал, что такое положение не вечно - ему надо было как можно скорее оформить свои завоевания в юридической форме, чтобы не допустить ревизии их после своей смерти.

На Конгрессе также настаивали лидеры новых стран - Византии и Скандинавии; им нужно было оговорить свои интересы в новой Европе. Также на него желал приехать негласный лидер Английской Республики - Байрон. Он хотел удостовериться, что его страна будет признана и не станет окруженным лагерем.

Решение и дата созыва

Первый раз о таком Конгрессе высказался Талейран. Уже в декабре 1814 он предлагал его созвать, чтобы оформить переход Европы под руку династии Бонапартов. Именно он оказывал определенное давление на Бонапарта, чтобы убедить того в необходимости ПК. Также определенную долю внесли Фуше и Сперанский; обоим было выгодно современное положение дел.

Уже 5 февраля 1815 было объявлено о проведении Конгресса "Для успокоения Европы на "Вечные Времена". По настоянию Талейрана его проводили в марте, чтобы не дать соперникам Франции много времени на консолидацию позиций. 

И вот, 30 апреля главы всех стран Европы прибыли в Париж. Наполеон I официально объявил о начале работы Парижского Конгресса.

Темы Конгресса.

Династия Бонапартов.

Разумеется, первым делом было закреплено современное положение династии Бонапартов. Иосиф Бонапарт был признан Императором новой Византии, а Жозеф - королем Рейна. Монархам Западной Германии не осталось ничего другого, чем признать Жозефа своим вечным сувереном. Также Иосиф получил одобрение на вечное сидение в Константинополе, при условие сохранения там интересов всех христианских церквей -  и католической и православной. 

Война в Испании.

Накал страстей вызвали события в Испании; по состоянию на март в стране шел политический кризис, который помешал лично Фердинаду прибыть на конгресс; страну представлял канцлер. Это лично оскорбило Наполеона; он отказал испанцу в личной аудиенции. 

Когда 9 марта одновременна в Мадриде провозгласили монархию, а в Валенсии - Республику, стало ясно, что войны не избежать. Тогда мнения разделились: самые реакционные государства (Польша, Австрия, Пруссия) требовали немедленной интервенции в Испанию с целью помощи Фердинанду. Свое мнение они аргументировали тем, что "Право монархов на трон - священно".

Но были и другие мнения на Конгрессе. Финляндия заняла крайне республиканскую позицию, заявив, что "Народ имеет право на восстание против тирана". Её поддерживал Байрон. Они настаивали на интервенции с целью помощи республиканцам. Но их голоса, казалось, были слишком слабы и не имели веса против таких стран как Польша и Австрия. 

Но Наполеон I внезапно принял следующее решение: "Война испанцев - это война испанцев". Мнения историков по этому вопросу расходятся: одни считают, что Бонапарту была невыгодна династия Бурбонов под боком, а другие утверждают, что он испытывал личную обиду на Фердинанда. Итогом стал манифест императора Франции о "Усталости Европы от войн", который гарантировал невмешательство во внутренние дела Испании со стороны других стран Европы.

Кризис Альбиона

Бурные обсуждения вызвал вопрос о дальнейшей участи Великобритании. На март 1815 всем была ясна победа Республиканцев в Англии и Уэльсе, но шотландцы сражались за свою свободу крайне яростно; 8 февраля в сражении под Эдинбургом они одолели главную армию англичан.

Наполеону I было крайне выгодно максимальное раздробление вечного соперника Франции. Уже в июне 1814 он первым признал независимость Ирландской Республики; уже готовился аналогичный документ и о Шотландии. 

Понимая, что договориться не выйдет, Байрон написал письмо генералу Пиктону, известное как "Ненависть в Париже". Он требовал ускорить натиск, прямо упоминая планы Бонапарта о разделе страны. Лидер Англии приказывал "Немедленно взять Эдинбург; убить Гамильтона и остальную сволочь". Это привело к кровавейшей битве за Эдинбург 12 марта, в ходе которой были убиты лидеры Шотландии и пала её столица. Как только до Парижа добрались известия о падении города, резолюция была остановлена, и права Английской Республики на Шотландию были признаны.

Границы Варшавского Герцогства

После мира с Россией границы ВГ были проведены до первого раздела на Востоке страны. С таким разделом были несогласны Австрия и Пруссия, которые справедливо опасались польского сепаратизма на своих землях, населенных поляками. Меттерних настаивал на передаче Австрии Кракова, а Пруссии - Познани. 

Правительство Варшавского Герцогства делало все, что могло - уже подтягивались войска на границы с недружественными соседями. Но радужных надежд не было - в войне против Австрии и Пруссии у ВГ небыло шансов.

Помощь пришла неожиданно. Наполеон I заявил, что границы Герцогства нерушимы и священны для него и для всей Европы. К этому присоединилась Рейнская Федерация, Византийская Империя и Скандинавия. Понимая, что шансов нет, Меттерниху пришлось отступить.

Судьба России

Несмотря на то, что на дворе уже стоял апрель 1815, Меттерних поднял вопрос о "Дополнительном разделении России". Планы были не малы - планировалось отторжение Новороссии, Крыма, Кубани,  всей Прибалтики и даже Петербурга. 

Такие амбициозные планы Вены были поддержаны Скандинавией; она очень хотела бы получить Прибалтику и Ингерманландию. Византия остерегалась высказываться, хотя присоединить Крым была бы не против. 

Однако Наполеону I был нужен союзник и друг на Востоке, а не озлобленный враг. Он понимал, чего Сперанскому стоит удерживать реваншистов в узде, и не хотел осложнять и без того трудное положение премьер-министра России. Но с другой стороны он не хотел осложнений и с другими партнёрами в Европе. Вопрос был очень сложным и коварным.

Он затянулся до конца апреля, когда наконец было решено: Крым будет возвращен Византии, но это будет последняя уступка Россией своих земель в Европе. 

Итог

Итогом стали 

В культуре