Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Парламентские выборы в РДФР
11 февраля 1923
Явка избирателей: 72,24%
Николай Авксентьев-0 Kishkin n m Аксельрод
     
Глава партии: Николай Авксентьев Николай Кишкин Павел Аксельорд
Партия: Партия социалистов-революционеров Конституционно-демократическая партия РСДРП (м)
Доля голосов: 34.47% 15.76% 13.23%
Получено мест: 242 111 94
Тан Богораз Деникин Alexey Borovoy
     
Глава партии: Владимир Богораз Антон Деникин Алексей Боровой
Партия: ТНСП Русский блок Анархистская партия
Доля голосов: 12.37% 11.81% 3.04%
Получено мест: 88 84 20

Прочие кандидаты: Украинская народная партия, Украинская партия социалистов-революционеров, Демократический совет ислама (Шура-и-ислам), ДП Мусават, Алаш, Белорусское народное объединение, "За справедливость", Дашнакцутюн, а так же множество других левых, правых, центристских, националистических, национальных, религиозных партий, движений и организаций со всех уголков России.

Результат выборов: Победа эсеров

Выборы в Учредительное собрание состоялись 11 февраля 1923 года, став первыми демократическими, прямыми и свободными выборами в РДФР.

В общем, партий, принимавших участие на выборах было 28, но в новое Учредительное собрание прошли лишь 12 из них — Партия социалистов-революционеров, Конституционно-демократическая партия, Российская социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков), Трудовая партия народных социалистов, Русский блок, Анархистская партия, Украинская народная партия, Украинская партия социалистов-революционеров, Демократический совет ислама (Шура-и-ислам), ДП Мусават, Алаш и Белорусское народное объединение,

Подготовка[]

Подготовка выборов началась практически сразу же после официальной капитуляции большевиков, окончания Гражданской войны и поспешного провозглашения Российской Демократической Федеративной Республики в мае 1922 года. 24 мая датой выборов было объявлено 11 февраля 1923 года. На официальном уровне столь позднее проведение одного из самых важных событий в российской истории, определяющей её дальнейшее государственное устройство и судьбу в целом объяснялось тем, что, при условиях послевоенной разрухи, в особенности в восточноевропейских землях РДФР, организация выборов казалась крайне сложной задачей.

Избирательная система[]

Так как на тот момент полноценной конституции у страны не существовало и, соответственно, никакого законодательства, устанавливающего нормы избирательной системы и порядка формирования парламента, временным всероссийским правительством 1 июня 1922 года было предпринято решение об образовании особого совещательного органа, который, по аналогии с 1917 годом, должен был подготовить проект положении о выборах в Учредительное собрание. Работа над проектом была закончена 6 июля 1922 года. В результате был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон значительно опережал социальное развитие избирательного законодательства в других странах:

  • Учредительное собрание избиралось сроком на 4 года по пропорциональной избирательной системе.
  • Процентный порог для партий составлял 2.50%.
  • Устанавливалось, что минимально допустимое количество избирателей — 50% от населения, имеющего право голоса. В случае низкой явки итоги выборов признавались недействительными.
  • Избирательные права были предоставлены женщинам и военнослужащим.
  • Положение о выборах не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по сословному, вероисповедному или национальному признакам.
  • Устанавливался возрастной ценз в 21 год.

Регистрация кандидатов[]

О своём участии на выборах заявило более 30 различных политических партий, но регистрацию прошли лишь 28 из них.

Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков с июля 1922 года на официальном уровне несла статус "экстремистской организации" и являлась запрещённой, а в мае прошёл суд над многими её членами, посему она не могла принять участие на выборах. Однако некоторые бывшие члены РСДРП (б) смогли оказаться в партийных списках меньшевиков и даже пройти в парламент. Многими историками даже высказывается мнение, что именно это и стало причиной резкого роста голосов, поданных за меньшевистскую партию.

Предвыборная кампания[]

Petrograd voters 1917

Петроград, декабрь 1922 года.

11 октября 1922 года Центральный избирательный комитет дал старт на начало предвыборной кампании. Практически сразу после чего все крупные города захлестнула волна агитационных листовок, пропагандистских статей в газетах и пр.(Несмотря даже на то, что изначально ожидалось что выборы пройдут "практически бесшумно"). На фоне всего этого особо выделялась начавшаяся дискредитационная кампания по отношению к русским националистам. Многие аналитики и социологи предполагали, что второе место после эсеров займут именно они, учитывая что "Русский блок" возглавлялся и, фактически, целиком и полностью принадлежал белогвардейцам — популярность которых, после победы в Гражданской войне резко возросла. Это понимали многие либеральные и левые силы, не хотевшие делить парламент с депутатами, смотрящими на будущее страны под противоположным углом. Так, начали печататься статьи и пропагандистские плакаты, откровенно запугивающие население якобы грядущей военной диктатурой. Эсеры в дискредитации делали упор на "ужасы русского националистического режима" пытаясь, таким образом, угодить меньшинствам.

Кампания, в целом, принесла плоды: Русский блок в ходе выборов набрал всего 11,81% голосов, вместо ожидаемых двадцати, получив 84 мест в Учредительном собрании.

Эсеры[]

Виктор Чернов в кабинете Президента

Виктор Чернов — главный теоретик партии эсеров и её глава в 1925-1927.

На съезде партии социалистов-революционеров 18 октября 1922 года была принята предвыборная программа.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму c частичным и ограниченным капитализмом. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической революции, переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство.

На съезде партии так же была утверждена первая пятёрка общефедеральной части списка, которую возглавил Николай Авксентьев, в неё так же вошли знаменитый Виктор Чернов, поэт и член ЦК ПСР Владимир Рихтер, председатель московской городской думы Осип Минор и Николай Русанов.

Кадеты[]

Kishkin n m

Николай Кишкин — лидер партии кадетов в 1921-1925 годах

14 октября партия представила свою предвыборную программу, основными обещаниями которой являлись:

  • Поддержка и укрепление демократических институтов в РДФР: равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности.
  • Политическая централизация страны, недопущение её федерализации, "укрепление единства России" и "победа над послевоенной анархией и хаосом".
  • Культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)
  • Улучшение экономического положения России и выход из послевоенного кризиса путём полномасштабных рыночных реформ и развитие капитализма в стране.
  • Неприкосновенность личности и жилищ.
  • Введение обязательного и бесплатного школьного образования.
  • Развитие внешнеполитических отношений между славянскими народами.
  • Улучшение условий труда.
  • Реформа податей для облегчения беднейших классов населения.
  • Бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских.

В своих предвыборных обещаниях, кадетская партия, в целом, делала упор на консервативно настроенную часть населения и на городскую буржуазию.

Националисты[]

Герб России (1919-1993)

Проект герба России, предложенный на рассмотрение в Учредительном собрании в 1922 году. Активно использовался в предвыборной агитации Русского блока и в те времена являлся её неофициальным логотипом.

За больше чем год до проведения выборов, 2 декабря 1921 года, в Царицыне был основан "Русский блок", который даже до сегодняшних дней является крупнейшей националистической партией в России. Несмотря на то, что в своей риторике они пытались казаться "организацией, представляющей интересы русского народа", как говорил глава партии А. Деникин, фактически же партия лишь представляла интересы военной элиты. Более того, в 1921-1927 годах у Русского блока даже существовало своё военизированное крыло (Защитники национального суверенитета (ЗНС)), проводившее неоднократные "чистки" от остатков крайне левых и большевистских вооружённых формирований на Кубани и в Крыму, так же, фактически имевшие полный контроль над этими регионами. Такую "тёмную сторону" националистов охотно использовали в своей агитации все её основные конкуренты, начиная от кадетов, заканчивая народными социалистами.

В целом же, несмотря на всё это, своего избирателя партии удалось всё-таки найти. Программа рус. блока идеально отражала тенденции в послевоенной России на рост потребности в "сильной и стабильной державе". Они обещали восстановить гегемонию России в военной сфере, не игнорируя, при этом индустриализацию и капитализацию, обещали воссоздать статус "защитницы православных славян" и вернуть смертную казнь. Были также обещания принять конституцию, где были бы закреплены права русских как государствообразующей нации, проводить независимую и активную внешнюю политику для защиты интересов "традиционных российских союзников". В долгосрочной перспективе рус. блок обещал полностью искоренить сепаратизм, видя в её причинах крайнюю степень свободы у малых народов, обещал вернуть старую губернскую форму территориального управления.

В агитации партии широко были распространены антилиберальные, антидемократические и антисоциалистические лозунги. П.Н. Краснов, один из руководителей партии считал, что "...западные ценности и демократические принципы, которых недальновидным образом пытаются внедрить в России, непосредственно являются преградами при восстановлении единой державы..."

Ход голосования[]

Выборы начались 11 февраля 1923 года в 8:00 во всех частях страны. Электоральная активность колебалась в зависимости от возраста избирателей. Например, в Петрограде, самая низкая явка была среди молодёжи (у 21-летних он составил 59,03%), а самый высокий показатель был у группы избирателей в возрасте 50—60 лет (88,94%).

Результат[]

Photo 2021-10-17 14-33-00
Партия Голоса
Кол-во % +/-% (По сравнению с 1917) Мест +/- (По сравнению с 1917)
Партия социалистов-революционеров 34.395.070 34,47 ▼6,07 242 ▼105
Конституционно-демократическая партия 15.779.745 15,76 ▲11,06% 111 ▲96
Российская социал-демократическая рабочая партия меньшевиков 13.163.054 13,23 ▲10,63% 94 ▲94
Трудовая партия народных социалистов 12.307.405 12,37 ▲8,22% 88 ▲82
Русский блок 11.750.239 11,81 Новая партия 84 Новая партия
Анархистская партия 3.024.617 3,04 Новая партия 20 Новая партия

Результатом выборов стала победа социалистов-революционеров (эсеров), получивших на 18% голосов больше, чем их главные конкуренты — кадеты(15,76%). Меньшевики получили 13,23% и 94 мест, народные социалисты — 12,37% и 88 мест, русские националисты — 11,81% и 84 мест, а анархисты — 3,04% и 20 мест.

ПСР, в основном, выиграла за счёт регионов, населённых в большинстве своём крестьянским населением: В Ставрополе они набрали 83%, в Алтае — 81%, в Томске — 79%, в Тамбове — 78%, Тобольске — 76%, на Кавказе — 75%, в Пензе — 72%, в Вологде — 71%, в Могилеве — 69%, в Архангельске — 68%, в Енисейске — 66%, Симбирске — 65%, в Самаре 62%, в Забайкальске — 61%, в Пскове — 58%, в Вятке — 57%, Рязани — 57%, Приамурье — 55%, в Нижнем Новгороде — 54 %, Иркутске — 53 %, в Харькове — 51%, в Перми — 50%.

Большие успехи были у кадетов в крупных городах. В Петрограде и Москве им удалось занять второе место с 24,36% и 20,46% соответственно, уступив эсерам в Петрограде, а меньшевикам — в Москве. По сравнению с 1917 годом это был значительный прорыв.

Явка по стране в целом составила 72,24%. Самая большая явка наблюдалась в Ставрополе (88,13%), а самая низкая, что неудивительно — в Москве (57,93%).

Выборы в ВУС2

Политические силы, набравшие наибольшее количество голосов по регионам страны.

Мир свободной России
СтраныФлаг Российской Республики Российская Демократическая Федеративная Республика, Флаг ВВенгрии Венгерская демократическая республика (Мир свободной России), Флаг Республики Порт-Артур Республика Порт-Артур (Мир свободной России), ФФлаг Шпицбергена Республика Шпицберген
Важные событияУфимская битва (Мир свободной России), Вторжение германских войск в Польшу (Мир свободной России)
ВойныГражданская война в России
Люди
ВыборыВыборы в Учредительное собрание РДФР 1923
Политические организацииПолитические партии РДФР
ДругоеУчредительное собрание РДФР, Государственное устройство субъектов РДФР
См. также
Advertisement