ФЭНДОМ

Парламентские выборы в Государственную Думу III созыва
12 марта 2000 года
Явка избирателей: 75%
Аман Тулеев Сергей Шойгу Сергей Кириенко
     
Глава партии: Аман Тулеев Сергей Шойгу Сергей Кириенко
Партия: Народно-Патриотический Союз России - Социалистическая партия России Единая Демократическая Партия Союз правых сил
Доля голосов: 30% 42,9% 12%
Получено мест: 137 201 55
Жириновский Лужков в молодости Федулова Алевтина
     
Глава партии: Владимир Жириновский Юрий Лужков Алевтина Федулова
Партия: ЛДПР Отечество - Вся Россия Женщины России
Доля голосов: 7% 3% 5,2%
Получено мест: 32 0 25

Прочие кандидаты: Партия пенсионеров, Конгресс Русских Общин и еще ряд партий

Результат выборов: Победа Единых демократов, установление коалиции ЕДП и Женщин России
Выборы в Государственную Думу III созыва состоялись 12 марта 2000 года.

Третьи в истории современной России парламентские выборы опять прошлой в сложной обстановке борьбы омрачённые рядом трагических происшествий.

Избирательная реформа

Одним из последних законов второй Думы, стал полный переход на мажоритарную систему выборов в Государственную Думу и устранение одномандатных избирательных округов. Был принял в спешке и в последний момент, с большим трудом. Взамен порок прохождения в Государственную Думу был снижен до 4%. Аналитическая команда единых демократов в последний момент положила на стол к Панкину возможное чрезвычайное усиление левых из-за расширения красного пояса.

Предвыборная компания

НДПР - СПР: Единый левый фронт

Партия Тулеева оставалась главной оппозиционной силой страны, активно критикуя правительство Явлинского за каждую ошибку, или то что можно было назвать таковой, а Панкина за "нерешительную внешнюю политику, предательство и кровь российского народа". При фактическом попустительстве со стороны администрации поднявшему голову Тулееву удалось окончательно собрать в одну гигантскую структуру все левые силы, обеспечить себе т.н. "красный пояс" и сформировать себе сильную команду с многочисленными региональными штабами, опирающимися на местных губернаторов(Лодкин, Глушенков и другие). Усилилась роль левонационалистической фракции, чья риторика позволяла привлекать избирателей ЕДП не согласных с лидерством либерального крыла в партии. В дополнение к этому, НПСР сделал первую попытку ребрендинга, добавив к названию "Социалистическая партия России". Таким образом взамен ожидаемой конкуренции со стороны более правых партий, партия власти получила очень сильного конкурента слева, вызвавшего временное сплочения в рядах партии. Информационную поддержку обеспечивал Владимир Гусинский, а компанию финансировал в том числе и Михаил Ходорковский, так же столкнувшийся с администрацией Панкина.

Единые демократы: Время трагедий

Не смотря на образование мощного противника слева, откола партии Лужкова и конкуренции со стороны СПС партия власти за три месяца до выборов подходила к выборам фаворитом. Между либеральным и христианско-демократическим крыльями партиями силами мэра Петербурга Медведева вновь установлено взаимопонимание. Огромный административный ресурс, контроль над большой частью СМИ, открытая поддержка президента вступившего в партию не заставляли сомневаться что ЕДП должна сохранять лидирующие позиции. Главной потерей стал разрыв с партией мэра Москвы Лужкова, пошедшего на конфликт с Явлинским, и потенциально это была потеря всего электората Москвы, поэтому помимо Юга и Поволжья, главная битва за спорный электорат шла в самом сердце России. По прогнозам социологов за два месяца до выборов ЕДП одерживала победу в выборах. 18 января в Петербурге состоялся съезд лидеров партии, где на большой пресс-конференции лидеры партии должны были выдвинуть окончательные цели для новой Думы. "Принимающей стороной" выступал мэр города Медведев, среди основных персоналий - глава партии Григорий Явлинский, впервые появившийся на публике с партией ставленник Ерина, новый глава ФСБ Владимир Путин, министр МЧС Шойгу. Там же должен был появиться и президент страны. На нем так же должны были быть озвучены ответы на кампанию по обвинению Медведева, Путина и многих других партийцев о связи с организованной преступностью.

Трагедия произошла в "красной" дорожке перед десятками журналистов, когда Медведев с женой под камеры встречали под камеры же жавших руки Явлинского и Путина. Стрелял "журналист" грузинского происхождения Вахтанг Болканидзе, позже бывший объявленный связанным с этническими ОПГ, успевший сделать десять выстрелов из АПС. Воспользовавшийся безалаберностью тогдашнего ФСБ, он смог без особых проблем проникнуть на пресс-конференцию получив аккредитацию как журналист. Основной целью были пожимающие друг другу руки Явлинский и Путин, в которых и пришлось семь из десяти пуль. Пять получил премьер-министр, и прямое попадание в голову не оставило ему шансов на выживание. Еще два попали в тело главы ФСБ. Еще одна прошла выше голов, однако две последние имели такой же разрушительный эффект как и первые. Одна попала в плечо мэра Санкт-Петербурга, однако вторая по злому року попала в брюшную полость Светланы Медведевой. Стрелявший через пятнадцать секунд был уничтожен охраной при попытке к бегству. Путин и чета Медведевых были тут же госпитализированы, однако жизнь жены самого молодого мэра культурной столицы врачи спасти не смогли. Путин и Медведев были на долгое время выведены из строя. В один момент партия была обезглавлена, и этим не преминули воспользоваться ее конкуренты, продолжая обрушать на нее критику, назвав убийство второго лица государства "криминальными разборками".

В этот момент остался единственный сильный лидеров, уже участвовавший компании, и именно Сергею Шойгу предстояло не дать партии расколоться в этот трудный момент. Популярный министр правительства, имел три основные проблемы - возможный хаос и раскол в партии на либеральное и христианско-демократическое крыло, очень усилившаяся информационная компания против партии власти со стороны партий Тулеева и Лужкова и потеря драгоценного времени. Однако взамен Шойгу разыгрывал новы "козырь" - представление Явлинского мучеником. Основной информационный удар пришелся по "Отечеству" Лужкова, которого обвиняли в связях с этнической преступностью. В дополнение к этому, включился административный ресурс - под руководством Виктора Ерина все силовые структуры России начали большую компанию по разгрому преступности обоих столиц, и расследование убийства Явлинского, что в сумме дало неожиданный эффект - выйдя на организатора непосредственно убийства, а так же установив что Лужков имеет прямые связи этническими ОПГ, Следственный комитет обвинил Лужкова в заказе убийства и покушения на убийство, буквально за две недели до выборов, нанеся сильнейший удар по ОВР, а сильная информационная компания окончательно уничтожала популярность партии мэра Москвы. Под удар попали и социалисты, обвиненные в "плясках на костях".

Союз правых сил

"Ультралибералы", как окрестило партию провластное телевидение, собирали вокруг себя недовольный действиями нынешней власти электорат, не сочувствующий левым Тулеева. Главными хедлайнерами партии был губернатор Нижегородской области Борис Немцов, глава Самарской области Константин Титов, а так же Сергей Кириенко и Ирина Хакамада. Правые лидировали на Поволжье, а после убийства Явлинского и ареста Лужкова Кириенко не упустил шанс, и развернул сильную агитационную компанию и конкретно в Москве.

ЛДПР

ЛДПР никогда не была либеральной, да и демократической, но к третьим выборам в Государственную Думу стало окончательно понятно что ЛДПР - партия одного человека. Сложно находя свое место в новой политической системе, чисто популистская партия скатывалась в шовинистскую, антикоммунистическую, антиамериканскую, националистическую риторику, называемую Жириновским "патриотизмом". Однако при этом ЛДПР имели свой "национально-патриотический электорат", и соперничали в этом поле с НПСР, а между едиными демократами и партией Жириновского установилось негласное соглашение об отсутствие давления друг на друга, каждый занимался своим конкурентом.

Отечество - Вся Россия

Партия Лужкова должна была совместно с ЕДП и рядом региональных объединений сформировать единую избирательную коалицию, с перспективой присоединения к ЕДП, однако личный конфликт Явлинского и Медведева с Лужковым суть которого осталась в кабинетах Кремля и Государственной Думы поставил крест на коалиции. Во многом повторяя риторику единых демократов, Лужков однако вполне серьезно мог заставить тех потерять голоса, особенно в Москве и Подмосковье. Однако убийство Явлинского и посредствующее уголовное преследование Лужкова практически перечеркнули все прошлые успехи партии, и проход пятипроцентного барьера стал серьезным препятствиям по предсказаниям экспертов.

Другие партии

Результаты выборов

19 декабря официально закончился подсчет голосов, и вечером этого же дня были объявлены итоги голосования.

N Партия % Мест в Думе В коалиции
1. Единая Демократическая Партия 43 201 Возглавили правящую коалицию
2. Народно-Патриотический Союз России -Социалистическая Партия России 30 137 В оппозиции
3. Союз правых сил 12 55 В оппозиции
4. Либерально-Демократическая Партия России 7 32 В оппозиции
5. Женщины России 5 25 В правящей коалиции

Партия власти сохранила лидирующее положение, однако на этот раз ей пришлось заключить коалицию с социал-либеральными "Женщинами России".

См. также