ФЭНДОМ

Партия антикоммунистического сопротивления
ПАКС
Год образования: 1992
Лидер движения: отсутствует
Девиз: "За новый мир без красных"
Печать: "Свобода" (РФ и РБ), "Наше право" (Украина)
Количетво сотрудников: 1998 год: ~2 тыс. в РФ, ~8 тыс. в Украине, ~300-400 в Белоруссии
Страна: Россия, Украина, Беларусь
Партия антикоммунистического сопротивления (ПАКС) — нелегальная экстремистская организация антикоммунистической и антисоветской направленности, действовавшая в западных регионах Российской Федерации, в Украине и Республике Беларусь. Основной целью организации являлось свержение "коммунистического режима" (а именно Всероссийской Народной Партии и Социал-демократической партии России) и приведение к власти партий праволиберального или правоконсервативного толка.

Основание движения восходит к времени уже постсоветскому, несмотря на то, что активное участие в её создании сыграли диссиденты советской эпохи. Появившись в 1992 году, она формально существует и до сих пор, однако вследствие усиления работы милиции и спецслужб деятельность её сведена к минимуму, в настоящее время организация де-факто не существует, попытки отдельных последователей возродить её к жизни не возымели успеха.

Входит в состав Антибольшевистского блока народов, активно сотрудничает со Всемирной лигой за свободу и демократию (бывшей Всемирной антикоммунистической лигой).

История

Антисоветское и антикоммунистическое движение внутри России/СССР и в мире зародилось сразу же после Октябрьского переворота 1917 года и объединило под своей эгидой десятки и сотни тысяч человек разных политических взглядов, основная цель которых восходила к ликвидации социалистического строя в РСФСР/СССР, отдельные цели — национальная независимость отдельных народов. Всплеск диссидентского движения приходится на 60-ые годы, а его фактическая легализация — в 1988-1989 гг.

Перестройка и Распад Советского Союза реализовали задачу по устранению угрозы Западному миру в лице СССР, однако оставили нерешённой проблему сохранения социалистического строя непосредственно в крупнейшем из его осколков — Российской Федерации. Победа левых партий на внеочередных выборах в апреле 1991 года и избрание Президентом РФ бывшего главы советского правительства Н.И. Рыжкова оставили у антикоммунистического движения ощущение, что цель так и не достигла своего полного осуществления. Несмотря на откровенно ревизионистский по отношению к существовавшим в СССР установкам характер политических, культурных и социально-экономических преобразований, объявленных правительством Г.А. Явлинского на рубеже 1991-1992 годов, значительная часть демократической и антисоветской общественности в России и других республиках бывшего Союза посчитали, что рано или поздно Всероссийская Народная Партия (как преемница КПСС) захочет реванша и восстановления власти на всём постсоветском пространстве. Не брались в счёт чёткие заявления российского руководства, в которых осуждалась советская действительность, политика КПСС в отношении российского народа и стран бывшего соцлагеря.

Катализатором ускорения реорганизации антикоммунистического движения в России стал заявленный лидерами девяти бывший советских республик референдум об образовании Союза Независимых Государств, который был назначен на 11 мая 1992 года.

Движение зародилось как Антикоммунистический союз (АКС). Учредителями его считаются Владимир Буковский, Владимир Максимов и Василь Быков. Из них троих, первый находился в эмиграции и не обладал советским гражданством, а второй планировал покинуть страну, из-за чего создание организации произошло на территории Белоруссии в Гродно, для чего был использован офис Белорусского народного фронта. На учредительном заседании организации 25 февраля присутствовали немногим более пятидесяти человек из Беларуси, России, Украины, предположительно трое из Казахстана, один из Кыргызстана, двое из Молдовы, один или двое из Азербайджана (точные данные неизвестны, так как организация редко вела архивные записи и фотографии). Все трое основателей выступили с речами, в которых призвали националистические движения всех постсоветских государств выступить единым фронтом против референдума как "акта по легитимации новосозданного союза по угнетению и порабощению народов". Председателем АКС был единогласно избран Владимир Буковский, решивший осесть в Белоруссии.

За два месяца АКС удалось привлечь на свою сторону до двух тысяч человек в России (преимущественно в Москве), по несколько сотен в Белоруссии и Украине, в других странах работа движения успеха не возымела. В течение же этого периода произошёл фактический раскол АКС на три фракции — российскую, белорусскую и украинскую, в каждой из которой придерживались порою принципиально разных интересов. Так, белорусская фракция под главенством Быкова и украинская фракция во главе с Михаилом Горынем ставили целью не просто победу антикоммунистических сил, но и по возможности поддержку любых антироссийских мер, тогда как Буковский и Максимов, в целом, заняли более сдержанную позицию, хотя из солидарности не протестовали против предложений союзников.

На организованных АКС митингах в Москве и Минске шла активная агитация против голосования за СНГ, гражданам раздавали листовки с описаниями коммунистических преступлений и воззваниями об опасности "рекоммунизации" и "возвращения к тоталитаризму". Такие митинги неизменно разгонялись милицией, но и не собирали более нескольких тысяч человек в свою пользу, численность же членов движения оставалась крайне низкой — к концу мая, по предположению тогдашнего министра внутренних дел РФ Виктора Баранникова, в рядах АКС было 2-3 тысячи человек.

После референдума, показавшего позитивное отношение граждан восьми республик к образованию Союза Независимых Государств, внутри организации начался раскол. Неудача побудила выступить с открытым недовольством тех, кто считал недостаточными методы политической борьбы. Объединённая группа сторонников радикальных мер, где выделялся Виталий Антонович Добров. На третьем заседании движения, прошедшем 29 июня 1992 года, Буковский оказался оттеснён от руководства, пост Председателя заменён на Президиум, а штаб организации было решено перенести в Москву, по выражению Доброва в 1998 году, "на передний план борьбы с большевизмом".

Четвёртое заседание проходило 14 сентября 1992 года в Москве, в кооперативном кафе "Ложка и вилка", владельцем которого был один из членов организации. Состав движения изменился в сторону увеличения числа русских, с чем были несогласны и Василь Быков, и Михаил Горынь. На этом заседании было решено разделить Антикоммунистический союз на три организации, которые будут вести самостоятельную деятельность и изредка проводить общие съезды. Новое название движения с того времени — Партия антикоммунистического сопротивления (укр. Партія антикомуністичного опору; бел. Партыя антыкамуністычнага супраціву).

Источники финансирования

Антикоммунистический Союз был создан советскими диссидентами, которые стремились к созданию широкого международного фронта по борьбе против власти коммунистов в России, для чего в 1992 году Владимир Буковский активно приглашал к совместной работы Всемирную лигу за свободу и демократию и Антибольшевистский блок народов. Обе организации согласились оказать материальную поддержку АКС, участвовали в негативном международном освещении майского референдума СНГ, а когда АКС перешла к террористической деятельности, также согласились продолжать помощь.

Либерализация дипломатии и экономики, организация властных структур новой России потребовала значительных затрат, создала хаос в государственном управлении, что использовалось антикоммунистами для проведения потоков финансирования своей деятельности из-за рубежа. В соответствии с докладом Председателя КГБ в мае 1997 года, неконтролируемая поддержка имела место вплоть до конца 1995 года. Согласно утверждению Н.Д. Ковалёва, отсутствие явных результатов в виде падения власти коммунистов и победа на парламентских выборах 1995 года снизили доверие ВЛСД и АБЛ к террористическим методам, тем более первая организация и до этого была за демократические методы построения демократии в России, тогда как Антибольшевистский блок народов помимо антикоммунистического имел и явный русофобский характер, открыто поддерживал чеченский сепаратизм, возрождение украинского национализма и другие действия, целью которых были не демократические перемены, а развал России. Успешные экономические реформы и курс на открытость убедили умеренное крыло ВЛСД порвать с ПАКС, а ужесточение мер по защите государственной безопасности РФ ослабило и АБЛ.

Отдельные факты поддержки Партии антикоммунистического сопротивления происходили от Народного руха Украины (по мнению ряда экспертов, от Президента Украины В.М. Черновола лично), от Белорусского народного фронта и главы белорусской фракции ПАКС Василя Быкова (который, впрочем, в 1994 году также осудил убийство мирных граждан, сравнив это с фашизмом). Не имеют точных доказательств связи ПАКС с американскими спецслужбами и представителями иных стран Запада.

Деятельность в России

Партия антикоммунистического сопротивления в России, иногда именуемая "российской фракцией ПАКС", изначально отказалась от возможности мирного урегулирования в отношение социалистических властей в России. Период первой половины 1990-ых считается самым сложным для ВНП: распад СССР высвободил значительное количество политической активности у массы антисоветски настроенных граждан, правда, большинство из них стремились достичь перемен мирным путём за счёт поддержки движения "Демократическая Россия", в котором лидировала партия "Свободная Россия" во главе с Анатолием Собчаком. Первое время ПАКС координировал политические акции со "Свободной Россией", принимал участие в совместных митингах демократической общественности против курса реформ, против дальнейшего пребывания ВНП у власти. Либерализация СМИ позволила оппозиции свободно агитировать против коммунистов, распространять антисоветскую пропаганду; собственно ВНП критиковалась патриотами за нерешительность в борьбе против антисоветчины, против осквернения памятников советским государственным и военным деятелям, против активного распространения трудов Солженицына, Суворова-Резуна и других работ, выставлявших Советский Союз в негативном свете.

Однако движение стремительно маргинализировалось, постепенно в его ряды стали принимать лиц с преступными наклонностями, из-за чего руководство российской фракции очень быстро склонилось к возможности террористических мер, особенно в условиях разрастающегося общественно-политического хаоса.

Радикальная часть ПАКС считала недостаточным лишь поддержку демонстраций демократов. Как правило, митинги с участием членов движения превращались в потасовки, сопровождались нападениями на сотрудников милиции и государственных служащих как "защитников тоталитарного строя", в наибольшей опасности были члены ВНП (иногда и члены СДПР) как "пособники коммунизма". Первым актом индивидуального террора считается убийство члена ЦК ВНП А.Н. Локтева у подъезда своего дома вечером 2 октября 1992 года, что привлекло внимание милиции и руководства партии. ПАКС официально признали свою ответственность спустя неделю.

7 ноября 1992 года массовая демонстрация сторонников ВНП в центре Москвы была атакована двумя десятками лицами, которые устроили переполох и скрылись, пока милиция не прибыла на место. Тем же днём двое лиц напали на пост милиции, убив одного сотрудника.

18 ноября четверо лиц на машине попытались напасть на здание Московского уголовного розыска на улице Петровка, однако были отогнаны, тем не менее преступникам удалось ранить двоих милиционеров и двоих прохожих.

9 декабря, в годовщину подписания Договора об СНГ, группа лиц попыталась въехать на территорию здания Оперативного центра СНГ, занимавшего бывший штаб Совета экономической взаимопомощи. Охрана отогнала преступников, жертв не было.

Движение ПАКС поддержало теракт в Будённовске, назвав его "актом свободы чеченского народа от красных кремлёвских империалистов". Премьер-министр Явлинский назвал членов ПАКС "преступниками, заслуживающими строгого наказания", МВД и КГБ получили указания по поимке лидеров движения и ликвидации террористической угрозы. В ответ на это, в Чечню отправилось более двести членов организации из России и Украины, в военной форме российских солдат они нападали на блокпосты, стреляли в спины военным, имели место случаи насилия над мирными жителями как чеченской, так и русской национальности.

Открытое пособничество терроризму предоставило полноценные доказательства для признания Партии антикоммунистического сопротивления террористической организацией и запрета её деятельности на территории России. Запрос на преследование движения был дан МВД Беларуси и Украины. ПАКС ответила активизацией индивидуального террора в Москве и Ленинграде, проведя в период мая—сентября 1993 года свыше ста нападений и два теракта, в которых погибли сорок пять человек.

После таких откровенно бесчеловечных и противозаконных действий, в особенности после взрыва бомбы на Московском вокзале Ленинграда на полосе, по которой проезжал государственный поезд, Анатолий Собчак осудил Партию антикоммунистического сопротивления, за ним — и центральное заседание "Демократической России" признали деятельность ПАКС "не соответствующей демократическим методам политической борьбы", признав право государства бороться против данного движения. Осуждение демократами деятельности ПАКС лишь ускорило маргинализацию движения, превращения её в террористическую организацию псевдодемократического характера.

Несмотря на запрет и начало уголовного преследования, членам ПАКС удавалось проводить свои встречи либо в кафе "Ложка и вилка" в Москве, либо в иных местах, зачастую в квартирах участников движения, где они планировали новые "акции возмездия и устрашения". В июле 1993 года ими был выпущен "Манифест антикоммунистической борьбы", в котором было заявлено: 

1) организация не ставит целью убийство мирных граждан и коммунистов вообще; те, кто откажутся от поддержки ВНП, выйдут из обеих партий и осудят их деятельность, могут не беспокоиться за свою жизнь; 

2) итоговая цель ПАКС — ликвидация коммунистического режима, запрет коммунистической идеологии в России, запрет на создание коммунистических партий, люстрация руководства КПСС и ВНП;  

3) в долгосрочной перспективе ПАКС стремится возглавить РФ с целью вступления её в Европейское Сообщество, ликвидации экономической монополии правительства, сведения роли государства к минимуму. 

Распространение манифеста было пресечено КГБ, однако среди определённых кругов он получил известность, повлияв на резкий скачок численности сторонников ПАКС в 1993—1995 гг. Разгром чеченского сепаратизма и подавление националистических движений в окраинах с усилением милицейского надзора сократили ареал работы антикоммунистов к западным областям России, Татарстану, Мордовии, Чувашии и Марий Эл; наивысший уровень опасности наблюдался в Казани, Москве и Ленинграде, где членами ПАКС были совершены похищения членов Всероссийской Народной Партии и Социал-демократической партии России, отдельные акты индивидуального террора. Ответом на это стало увеличение вложений в Комитет государственной безопасности, милицию и Государственную службу охраны, последняя получила официальный военизированный статус с правом применения силы в случае опасности, милиционеры же получили право вооружаться дробовиками на американский манер, была усилена физическая подготовка на случай угрозы жизни.  

В попытке раскачать ситуацию в Татарстане, в городе Казань действовали от пяти до двенадцати группировок в течение июля 1994 — октября 1995, так называемый мобильные (ударные) отряды, которые должны были действовать предельно быстро и покидать место преступления как в случае выполнения, так и при провале. Жёсткая конспирация сводила на нет попытки милиции внедрить своих людей в организацию, но усиливающаяся конспирация также стала причиной полного провала ПАКС при распространении своей пропаганды; то немного, что члены движения могли сделать, оперативно изымалось милицией. 

Крупным успехом Главного управления МВД по Москве стало операция 6 января 1995 года по взятию подпольного издательства на Большой Садовой улице с арестом её владельца — бывшего члена "Свободной России" И.П. Терехова. Интенсивность пропаганды ПАКС в Москве резко снизилась. В феврале—апреле были убиты более двадцати членов организации, разбито три группировки, планировавшие два теракта — против штабов ЦК ВНП и ГУ МВД. Взрывы на двух избирательных участках ранили и покалечили девятнадцать человек.  

За почти три года своего существования, деятельность Партии антикоммунистического сопротивления возымела обратный эффект на граждан России, создав ей образ террористической организации, желающей посеять хаос и панику, антикоммунистическая пропаганда уже не воспринималась всерьёз большинством жителей страны, поскольку правительство целенаправленно проводило реформы по модернизации национальной промышленности, защите сельского хозяйства, сохранению социальных гарантий, и к апрелю 1995 года эта политика начала давать свои первые плоди, положив конец масштабному социально-экономическому кризису. 

Последним действительно крупным актом ПАКС стало покушение на кандидата в Президенты Российской Федерации Г.А. Зюганова в феврале 1996 года, провалившееся благодаря слаженной работе сотрудников КГБ, вовремя вычисливших вероятные источники опасности. Беспрецедентные меры охраны Зюганова вынудили террористов снова уйти в подполье, а обнародование факта покушения немного повысило рейтинг указанного кандидата, позволив ему победить уже в первом туре. 

После 1996 года деятельность Партии антикоммунистического сопротивления резко сократилась, её члены маргинализировались, стали чаще промышлять похищениями и разбоем, став обычной бандитской группировкой, а к 1999 году ПАКС окончательно развалилась на сторонников борьбы против коммунизма и бандитов. ОПГ действовала в Ленинграде до 2002 года, пока не была полностью разгромлена. В.А. Добров, оставался духовным лидеров экстремистов до 2005 года, пока не эмигрировал в Германию. Убит российскими агентами 7 мая 2009 года в Берлине. 

Без лидера организация полностью перешла на мирную деятельность, но тем не менее сохранила прежнее название и прежнюю цель. Всё ещё числится в списках МВД и МГБ как террористическая группировка. 

Деятельность на Украине

Коммунистическая партия Украины официально существовала до 9 марта 1992 года, когда Вячеслав Черновол подписал указ о запрете КПУ и изъятии её имущества, однако через два месяца Верховный Суд страны признал решение антиконституционным и восстановил регистрацию партии.

Народный рух Украины, другие националистические организации начали борьбу против КПУ, к ним присоединилась и украинская фракция Партии антикоммунистического сопротивления, которая получила официальную регистрацию в министерстве юстиции 18 октября 1992 года и сразу же стала принимать самое активное участие в процессах декоммунизации. В западных областях страны ПАКС совместно с Социал-национальной партией Украины подвергли уничтожению сотни мемориалов деятелям советской эпохи, на средства от ВЛСД и АБН устанавливались памятные места, посвящённые ОУН и Степану Бандере. В отличие от российской и белорусской фракций ПАКС, украинская носила открытый антироссийский характер и имела в своём резерве значительно большее число сторонников, нежели в России. В отличие от двух других республик, в Украине ПАКС имела официальное государственное признание: так, в январе 1993 года в Киеве произошла официальная встреча лидеров ПАКС с Черноволом, который назвал их работу "благом для всего человечества, в том числе и для восточного соседа".

5 августа 1993 года Верховный Суд Украины вынес вердикт о запрете Коммунистической партии Украины с формулировкой "преступления против человечности", изъятии всего её имущества, однако формально не запретил создание новых коммунистических партий, равно как и коммунистическую идеологию. ПАКС и СНПУ активизировали работу по декоммунизации в стране, но к тому времени они столкнулись с агрессивным сопротивлением массы жителей восточных областей. Общественно-политическое движение "Единство" (действовала в Харьковской, Донецкой, Луганской, Одесской, Запорожской, Николаевской, Сумской и Днепропетровской областях) придерживалось пророссийских позиций, в рамках которой защищались памятники советским деятелям, воинские могилы; финансовую помощь "Единству" оказывала Россия через гражданские фонды.

Члены ПАКС проводили вандалистские акции против отдельных объектов на востоке Украины, нападали на сторонников интеграции с СНГ. Наиболее вопиющей акцией украинской фракции ПАКС стало нападение на штаб "Единства" в Донецке 22 июня 1994 года. Несмотря на отсутствие жертв, общественные организации, прокуратура и милиция Донецкой, Луганской и Харьковской областей выпустили совместное обращение к Киеву с призывом запретить ПАКС как террористическую организацию, что не произошло ввиду отсутствия доказательств. Милиция в этих трёх областях вела ограниченную борьбу против ПАКС, за что подвергалась критике официальным МВД, прерогатива борьбы против ПАКС на востоке Украины отошла к сторонникам "Единства".

После смерти Черновола, и.о. Президента стал Г.И. Удовенко. В условиях социального кризиса, он пошёл на примирение с Россией, дав уступки по отдельным вопросам: в обмен на прекращение торговой блокады Украины, деятельность националистических организаций была подвергнута тщательному досмотру; деятельность националистов фактически оказалась ограничена западными и центральными областями. Что касается ПАКС, Михаил Горынь вышел из движения ещё в 1996 году, после чего украинская фракция фактически растворилась в других организациях, с которыми сотрудничала, в основном в Социал-национальной партии Украины.

Деятельность в Беларуси

В Республике Беларусь деятельность ПАКС была прочно увязана с Белорусским народным фронтом по причине того, что лидером обоих движений являлся Василь Быков. БНФ и белорусская фракция ПАКС оба придерживались схожих идеалов и стремились к одной цели — недопущение коммунистического реванша и европейский курс Белоруссии. Тем не менее, именно в Республике Беларусь деятельность ПАКС оказалась наименее успешной. Руководство страны не проводило радикальных политических и экономических реформ: до 1994 года высшим органом власти оставался Верховный Совет республики во главе с Председателем, в экономике наблюдалась смесь старого планового хозяйства и основ хозрасчёта на государственных предприятиях с некоторыми послаблениями для кооперативных хозяйств, вследствие чего в 1992-1994 гг. экономическая ситуация в Белоруссии оставалась в стабильном и неизменном виде. Тяжесть экономических реформ в соседних России и Украине снижали рейтинг демократического движения, основным постулатом которого была либерализация (включая так называемую "шоковую терапию"), что населением воспринималось с недоверием и страхом.—

В конце 1993 года были приняты конституционные поправки, утвердившие пост Президента Республики Беларусь. В мае-июне состоялись выборы, на которые действующий глава государства Николай Дементей не пошёл. Единым провластным кандидатом был А.Г. Лукашенко, сторонник дружбы с Россией и членства в СНГ при независимом курсе национального развития. БНФ и ПАКС в штыки приняли политику Лукашенко, которую называли "диктатурой" и "ресоветизацией", на фоне чего произошло окончательное размытие ПАКС. Однако в отличие от РФ, где социал-демократы сдерживали стремление коммунистов к монополизации власти, в Беларуси руководство не стремилось к построению плюралистической демократии, поэтому шло подавление оппозиционных партий и независимых СМИ, преследование деятелей демократического движения, из-за чего к концу 1990-х — началу 2000-ых власть была полностью сосредоточена в руках Лукашенко, на чьей стороне выступала Коммунистическая партия Беларуси.

Уголовное преследование в СНГ

(будет составлено позже)

Современное состояние

(будет составлено позже)