ФЭНДОМ

Первая Мировая Война
ПмвБой
Воздушный Бой
Дата

10 Января 1909 - 20 октября 1910

Место

Франция, Балканы.

Причина

Аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговину.

Итог

Поражение Антанты. Четвертной Союз стал главной силой в Европы.

Изменения

Бретань получает независимость. Захват Балканский Стран Османской Империей. Бельгия входит в состав Франции.

Противники
Антанта

Великобритания

Франция

Бельгия (1909)

Сербия (1909)

Болгария (1910)

Греция (1910)

Черногория (1910)

Четвертной Союз

Германская Империя

Австро-Венгрия

Османская Империя (1910)

Бретань (1910)

Командующие
неизвестно неизвестно
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Силы Сторон

Вооружённые силы Четвертного союза
Страна Численность Армии Лёгкие и Тяжёлые Орудия Корабли Самолёты
Германия 30.000 12.000 3.000 16.000
Австро-Венгрия 23.000 3.104 168 60
Итого 53.000 15.104 .168 16.060
Вооружённые силы Антанты
Страна Численность армии Лёгкие и Тяжёлые орудия Корабли Самолётов
Франция 5.000 14.000 10.000 1.000
Великобритания 19.000 15.000 26.000 12.000
Итого 24.000 29.000 36.000 13.000

Предпосылки

Задолго до войны в Европе нарастали противоречия между великими державами — Германией, Австро-Венгрией, Францией, Великобританией.

Германия слишком поздно приступила к колониальной экспансии и потому практически осталась без колоний, отчего германский капитал был лишён рынков сбыта. К тому же Германия испытывала острый недостаток жизненного пространства для своего быстрорастущего населения и дефицит продовольствия. Чтоб решить эти проблемы, нужен был новый передел мира в пользу Германии и германского капитала. То есть Германия должна была завоевать гегемонию на Европейском континенте, разгромив блок великих держав.

Австро-Венгрия, будучи многонациональной империей, из-за внутренних межнациональных противоречий была постоянным очагом нестабильности в Европе. Она стремилась удержать полученные ею по решению Берлинского конгресса территории.

На Ближнем Востоке сталкивались интересы практически всех держав, стремившихся успеть к разделу разваливающейся Османской империи.

Противостояние стран Антанты с одной стороны и Германии с Австро-Венгрией с другой привело к Первой мировой войне, где противниками Антанты (Великобритания и Франция) и её союзников был блок Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия и Османская Империя), в котором Германия играла ведущую роль. К 1909 году окончательно оформились два блока:

Блок Антанта (оформился к 1904 году после заключения, англо-французского союзного договора): Великобритания, Франция.

Блок Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Османская Империя.

Поводу к войне послужила аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.

Кампания 1909 года

Французский театр военных действий

Стратегические планы сторон к началу войны. Германия к началу войны руководствовалась достаточно старой военной доктриной — планом Шлиффена, предусматривавшим мгновенный разгром Франции. Нападение предусматривалось через территорию Бельгии (с целью обхода основных французских сил), взять Париж изначально предполагалось за 39 дней. В 1906 план был модифицирован (под руководством начальника немецкого генштаба генерала Мольтке-младшего) и приобрёл не столь категоричный характер — значительную часть войск всё же предполагалось оставить на Восточном фронте, нападать следовало через Бельгию, но не затрагивая нейтральную Голландию.

Франция, в свою очередь, руководствовалась военной доктриной (так называемый План-17), предписывающей начинать войну с освобождения Эльзаса-Лотарингии. Французы ожидали, что основные силы германской армии первоначально будут сосредоточены против Эльзаса.

Вторжение германской армии в Бельгию. Перейдя бельгийскую границу утром 12 Января, германская армия, следуя Плану Шлиффена, легко смела слабые заслоны бельгийской армии и двинулась вглубь Бельгии. Бельгийская армия, которую германцы превышали по численности более чем в 10 раз, неожиданно оказала активное сопротивление, которое, однако, не смогло существенно задержать противника. Обходя и блокируя хорошо укреплённые бельгийские крепости: Льеж (пал 14 Января), Намюр (пал 16 Января) и Антверпен (пал 18 января), — немцы гнали перед собой бельгийскую армию и 18 Января взяли Брюссель. Правительство Бельгии бежало в Гавр. 20 Января Бельгия полностью оккупирована Германскими Войсками.

Пограничное сражение. 21 января германские войска перешли французскую границу и встретились с Франко-Британскими войсками — началось Пограничное сражение. На территории Бельгии, у Монса, располагался Британский экспедиционный корпус, юго-восточнее, у Шарлеруа, стояла 5-я французская армия. В Арденнах, приблизительно по границе Франции с Бельгией и Люксембургом, размещались 3-я и 4-я французские армии. Во всех трёх районах англо-французские войска потерпели тяжёлое поражение. и немцы с севера широким фронтом вторглись во Францию, нанося главный удар западнее, в обход Парижа, беря таким образом французскую армию в гигантские клещи. В Январь-Февраль 1909 года Германские войска продолжали без существенного сопротивления идти к Парижу.

Со 2 марта по 12 Июня продолжалось Великое Отступление Французской Армии. Французы надеялись собрать мощную линию обороны у Парижа и у реки Марны.

Действия в Эльзасе и Лотарингии. 17 Февраля французы силами 1-й и 2-й армий начали наступление в Эльзасе, а 14 августа — и в Лотарингии. Наступление имело для французов символическое значение — территория Эльзаса-Лотарингии была отторгнута у Франции в 1871 году, после поражения во франко-прусской войне. Хотя первоначально им удалось углубиться на германскую территорию, захватив Саарбрюккен и Мюльхаузен, одновременно разворачивающееся наступление германцев в Бельгии заставило их перекинуть туда часть своих войск. Последовавшие контрудары не встретили у французов достаточного сопротивления, и к 19 маю французская армия отошла на прежние позиции, оставив Германии небольшую часть французской территории.

Битва за Париж К 10 июню французы создали мощную оборону у реки Марны и у Парижа. 16 июня с района Шато-Тьерри начала наступление 15 германская армия. Также наступление началось у Компьена. Германская 2 Армия вплотную подошла к городу но захватить его не смогла, а 20 июня были отброшены на прежнее позиции. У Шато-Тьерри наступление немцев было на много лучше. 15 Армия смогла захватить город и прорвать Французскую Линию Обороны. 20 июня 20 германская армия начала мощное наступление севернее реки Марны. Французская оборона быстро была подавлено, но добиться главных целей германская армия не смогла. В это время немцы начали второе наступление у Компьена. Французская Армия была пополнена новыми солдатами. 24 июня 2 армия вошла в город, а через 2 дня полностью его захватила. В июле мощное наступление на Париж началось на всех направлениях. Но наступление сильно затянулось и закончилось только 20 августа.

К началу Сентября линия фронта вплотную подошла к Парижу. Германские офицеры могли видеть в Бинокль Эйфелевую башню. 10 Сентября начался штурм города. Французское командование не смогло остановить Германскую Армию и оставила город. 17 Сентября Германские войска входят в Париж. Правительство бежит в Бордо. Вильгельм II надеялся подписать перемирие с Францией, но после долгого молчание было решено начать операцию у Кале и в Нормандии.

Битва за Кале. 15 октября 17 германская армия Эриха фон Фалькенхайна начала наступление в районе города Ньюпорт. Город быстро был взят. Также наступление началось в Районе Лилля и южнее Ипра. Французская Оборона была разбита. Началось отступление французской армии. Были созданы линии обороны у городов : Ипр, Кале, Дюнкерк, Булонь. 18 октября Германская 17 и 12 армии начали штурм Ипра и Дюнкерка. Города оказали сильное сопротивление. 20 октября сдался Ипр, а 26 Дюнкерк.

19 октября подошедшее с юга 12 армия подошла к Кале и начала штурм. С моря ВМС Германии попытались высадить десант в городе. К 20 октября город был окружён. Утром 21 октября 12 армия вошла в город где встретила жестокое сопротивление Французской Армии. Бои в городе продолжались до 25 октября.

После взятия Кале французское правительство в Бордо приказала всем войскам отступить к реке Сена и создать на реке мощную оборону.