ФЭНДОМ

Первая мировая война
62b728d307f8bd2907bc01f399da498d i-13695
Время 17 сентября 1905 - 21 июля 1910
Место Европа, Африка
Итоги Победа Германии и её союзников, установление германского главенства в Европе и мире.
Причина Причина:

Стремление Германии к главенству в Европе, Экономический империализм Повод: разрыв Шведско-Норвежской унии

Участники
Антанта в 1905 году:
  • Flag of the United KingdomВеликобритания
  • Российская директория Россия
  • Флаг Французской Империи Франция

Российская директория Сербия

Flag of Norway Норвегия

Denmark Дания

Montanegra Черногория

Flag Legion Rakovski Болгария

Германская коалиция в 1905 году:
  • Flag of Germany Германия
  • Flag of Sweden.svg Швеция
  • Флаг Италии (МРГ) Италия

Япония Япония

Flag of the Qing dynasty (1889-1912).svg Китай

Первая мировая война - (17 сентября 1905 - 21 июля 1910) - один из крупнейших вооруженных конфликтов в истории человечества. 

Предыстория конфликта

Смотрите также: Союзы в Европе к 1900 году (Кунерсдорфское завершение)

С момента окончания Австро-русско-французской войны европейские государства медленно приближались к одному - масштабной войне. Германии, поглотившей Центральную Европу империи, оказалось недостаточно победы в 1867 году. У страны были большие планы - разгромив врагов, установить в мире германскую гегемонию.

Но враги не собирались ждать этого момента. Великобритания, Франция и Россия в 1889 году образовали Антигерманскую коалицию, или Антанту. Целью Антанты было не только не дать Германии стать сверхдержавой, но и отодвинуть её на второй план в европейской и мировой политике.

В 1880 году между Германией и Италией был заключен военный союз, который получил название Двойственного. В 1901 году к Двойственному союзу присоединилась Швеция, тем самым образовался Тройственный союз, или Германская коалиция. У Германии были союзники.

Норвежский кризис

Уже в середине XIX века стали очевидны проблемы Шведско-норвежской унии. Норвегия существенно опережала Швецию по экономическому развитию, но несмотря на это, шведская сторона оставалась руководящей в унии. В 1905 году норвежцы попросили короля Оскара II дать Норвегии отдельное консульство, на что он отказал. Так же он отказал и на последующие просьбы, касающиеся предоставления Норвегии большей независимости. Тогда Стортинг объявил, что король больше не может исполнять долг перед норвежским народом. В августе был проведен референдум, на котором абсолютное большинство высказалось за независимость Норвегии, и страна в одностороннем порядке о ней объявила.

Сразу после отделения Норвегии отношения между двумя государствами сильно накалились. Как в Швеции, так и в Норвегии началась всеобщая мобилизация, надвигалась война.

Norsk

Норвежский плакат в честь получения Норвегией независимости.

Другие державы отнеслись к кризису по-разному. Из Вены объявили, что в случае вооруженного конфликта Германия будет поддерживать Швецию, тогда как в Петербурге признали независимость Норвегии и право норвежцев на самоопределение. Скоро независимость страны признала и Великобритания.

17 сентября Швеция, признав референдум не легитимным, объявила Норвегии войну. В норвежских газетах писали :

Всем известно, что если бы не поддержка Германии, Швеция бы предпочла вступить с нами в переговоры, а не начинать кровопролитную войну.

18 сентября Германия начала полную мобилизацию армии. 19 сентября частичную мобилизацию объявила Россия, 21- Великобритания.

В тот же день Германии был предъявлен ультиматум , в котором ей предлагалось прекратить мобилизацию. В противном случае Германии объявлялась война Россией и Великобританией. Германская сторона отказалась от выполнения условий ультиматума, и уже 22 сентября две из трёх стран Антанты объявили Германии войну. 25 сентября Германская империя объявила войну Франции. Так началась война.

Планы и силы сторон к началу войны

Downloadfile

Карта Европы накануне начала войны

Германия

Германское военное руководство незадолго до Норвежского кризиса разработало план наступления на государства Антанты в случае войны с ними. Основные силы германской армии сначала планировалось сконцентрировать на Западном фронте и нанести "молниеносный удар", в то время как небольшая часть, оставшаяся на востоке, вместе со шведами должна была противостоять России. После разгрома Франции западная армия пошла бы на помощь восточной, и таким образом была бы одержана победа и над Россией.

Когда стало понятно, что близится шведско-норвежская война, был разработан и план войны с Норвегией - Скандинавский фронт рассматривался как часть Восточного, поэтому атаковать Норвегию следовало после завершения действий на Западном фронте, также оккупировав Данию.

Швеция

Россия

Великобритания

Франция

Кампания 1905 года

Скандинавский фронт

Утром 30 сентября силы германской армии вторглись в Северную Ютландию, а транспорты высадили десант на острове Фюн и Зеландия. Датская армия не могла сопротивляться захватчикам, и Копенганен пал на следующий же день. 1 октября произошел десант в Норвегии.

9 октября русский флот вошел в протоки около Стокгольма и потопил несколько шведских кораблей.

11 сентября германская армия подошла к Стокгольму, а 14 сентября между русской и шведско-германской армией произошло несколько сражений. Русские были отброшены на север.

Qlow-150px-Swedish Winter War volunteers

Шведские лыжники в Лапландии

Восточный фронт

Западный фронт

Вступление в войну Японии

Основная статья: Вторая Русско-японская война (Кунерсдорфское заверше

Боевые действия на море

Кампания 1906 года

Скандинавский фронт

Восточный фронт

Западный фронт

Дальневосточный фронт

Вступление в войну Османской империи

Боевые действия на море

Кампания 1907 года

Дижонская битва

Кампание 1908 года

Кампания 1909 года

"Великий восточный прорыв"

Заключительный этап войны

Мирные соглашения

Варшавский договор

2 сентября 1910 в Варшаве был заключен мирный договор между странами Германской коалиции и Российской империей. По его условиям:

  • Швеции отходило Великое княжество Финляндское;
  • Территория Царства Польского переходила Германии;
  • Россия обязывалась выплатить Германии и ее союзникам контрибуцию суммой в N гульденов;
  • От России отторгались украинские, белорусские и прибалтийские земли, на которых образовывались марионеточные Германии государства.

Шёнбруннский мир

Мирный договор между Германской ииперией, Италией и другими союзниками Германии с одной стороны и Францией с другой был заключен ... 1911 года.

  • Италии переходили Корстка, Приморские Альпы и Савойя
  • Германии переходил весь Эльзас и Лотарингия, многие районы, граничащие с Валлонией.
  • Франция лишалась многих африканских колоний: Экваториальной Африки, часть Западной Африки, практически весь Индокитай, Гвиана отходили Германии. Тунис отошёл Италии.
  • Франция обязана была выплатить крупные репарации.

Последствия

Германия окончательно утвердилась в роли европейского гегемона. Германское влияние распространилось по всей Земле. В мире наступила эпоха, иногда называемая "Германский мир" , или Pax Germanica. Колониальная Империя Германии невероятно расширилась, включив в себя многие британские и французские колониальные владения.

Поражение в войне сильно ослабило державы Антанты как политически, так и экономически. Это привело к подъему революционных настроений. Таким образом, в России под давлением народа правительство было отправлено в отставку, а полномочия императора - сильно урезаны. Во Франции власть захватили коммунисты во главе с ..., что привело к окончательному падению Французской колониальной империи.

Северный союзник по Германской коалиции - Швеция - вновь после 100 лет пассивной внешней политики вернулась на европейскую арену, что стало возможным благодаря союзным отношениям с Германией.

Кунерсдорфское завершение
Войны и сражения

Культура "На малоросских полях""Наш Народ"