ФЭНДОМ

Битва при Кадеше-0

Битва при Кадеше.

В промежуток между концом XIV и началом XIII века до нашей эры произошла Битва при Кадеше, которая была последней крупной битвой бронзового века перед ее катастрофой. В результате битва между двумя великими державами Ближнего Востока того времени окончилась ничьей. Но что если бы хетты все же победили полностью и ещё раз показали свое могущество?

Битва состоялась приблизительно в 1274 году до нашей эры, близ древнего города Кадеш, Сирия.

Развилка 

Одним из преимуществ египтян было то, что они имели копьеносцев, и у них в наличии были лёгкие колесницы, хотя по численности войск они уступали хеттам, и то что те уже к тому времени использовали железное оружие. Муваталли II, сын Мурсили II-го, который разгромил Арцавскую коалицию уже на 3-й год своего царствования, понимал, что египтяне так или иначе несут угрозу для могущества Хеттской империи. Поэтому им были проведены нововведения — новые доспехи хеттских воинов, сделанные как и оружие из железа. Столкнувшись у Кадеша египетские войска Рамсес II мобилизовал свою армию и разделил ее на корпуса по именам богов: Ра, Амон, Птах,Сет.

В во время продвижение египтян, те были обмануты кочевниками-бедуинами шасу. В результате похода по пустыне Рамсес разбил лагерь и начал ждать корпус Ра. Хетты молниеносно разбили корпус Ра, не отставив там живых египтян. Хетты двинулись в лагерь, где они разгромили египтян, также используя эффект неожиданности, чем посеяли панику у египтян.

Почти все были разбиты Муваталли II объявил, что сам царь уже в плену, так как неожиданный разгром привел к его плену. Подошедшие к равнине корпусы Птах и Сет были окружены, а царь Рамсес II предложил перемирие, Муваталли согласился. Хетты фактически заняли себе земли Келесирии (Финикия, Палестина). Рамсес II избежал своей гибели, хотя потерял свой личный состав.

Дальнейшие события 

Ослабление Ассирии 

После того как к власти пришел младший брат Муваталли II-го, им было продолжено возвышение могущества хеттов. Им было проведено возвращение столицы в Хаттусу, которая была к тому моменту разорена, по-видимому, полностью племенами касков. В то же время между Хеттской империей, и Египтом возникли противоречие, Вавилон пообещал помощь в возможной войне. Однако опасность для Хеттской империи больше представляла Ассирия. Вавилон и Хеттская Империя решительно поддержали Митании против Ассирии, а в 1269 г. до нашей эры они создали союз против Ассирии.

Вскоре царем хеттов стал младший брак Муваталли II-го, - Мурсили III, им и было продолжено возвышение могущества хеттского царства. Так при Мурсили III произошло возвращение столицы империи в Хаттусу, которая к тому моменту была разорена, по-видимому, полностью племенами касков. В то же время между Хеттской империей и Египтом стали возникать противоречие, Вавилон пообещал помощь в случае войны. Однако большую опасность для Хеттов представляла Ассирия. Вавилон и Хетты решительно поддержали Митании против Ассирии, а в 1269 году до нашей эры создали союз про нее (Ассирии).

Царь Митании Шаттуара II, предпринял попытку сбросить с царства зависимость и поднял антиассирийское восстание, поддержку в котором оказал хеттско-вавилонский союз, а также арамейцы, который окружили армию Салманасара I, и отрезали от водных источников его армию, после длительной борьбы армия Ассирии оказалась истощена, а царь погиб в сражении. Вскоре хетты начали продвижение в Армянское нагорье, не опасаясь того что Ассирия встанет на ее пути, так как в результате регентства страна впала в смуту между кланами. Кроме того после низложения впоследствии Тукульти-Нинурта I собственным сыном, начался уже не ослабление, а упадок Среднеассирийского царства.

Расширение Вавилона 

Вскоре после ослабления Ассирии, вавилонский царь Каштилиаш IV начинает походы против нее, итогом которых стало расширение границ Вавилона, кроме того участились войны с Эламом, царь которой Китен-Хутраном не раз вторгался на территорию Вавилонии. Кроме того Митанни вновь пытается восстановить свое могущество, пользуюсь упадком сначала Ассирии, а потом и впоследствии Хеттской державы, царь Артадама III заключает союз с Вавилоном, и при попытке Ассирии помочь Эламу в противостоянии с Вавилоном, обещает вторгнуться в ослабевшее, но все еще живое государство.

Пользуюсь моментом поддержки со стороны Митании, Вавилон проводит массовые походы против Элама, лишь только при правлении Шутруке-Наххунте I Элам дает значительный отпор, который временно ослабляет Вавилон, однако триумф Элама длиться не долго, и вскоре он вновь получает поражение от Вавилона, в результате чего надолго впадает в упадок, и лишается некоторых территорий.

Рост могущества Митанни

Завоеватель

Тушратта II Завоеватель - царь Митанни.

После падения Хеттской державы и ослабления Ассирии, Митанния на равных с Вавилоном и Эламом получает из этого выгоду. В течении длительного времени митаннийцы остаются союзниками Вавилона против Ассирии, которое чуть ли не становиться вассальным государством своих соседей.

С воцарением Тушратта II в 1109 году до нашей эры на троне Митанни, начинается серия военных походов, первый поход был направлен против Кадмухе, которую Тушратта II решил покорить, закончив завоевание митаннийский царь начал поход в Армянское нагорье, далее провел завоевание территорий ранее существовавшего царства Амурру, кроме того Египет теперь признавал растущий авторитет царства, кроме того обострились отношения с Ассирией, которая находилась в печальном положении и зависимости от соседей. Также пали остатки хеттов.

Гибель Ассирийского царства 

К 1058 году до нашей эры Ассирия находилась в значительном упадке власти, царство всеми силами отражало арамейскую угрозу, пыталось даже пойти на союз с Вавилоном, однако восстановление могущества Ассирии уже было маловероятным, кроме того ассирийцы попытались поднять восстание против митаннианской зависимости, правящий царь Ашшур-бел-кала нанес несколько поражений армии митаннийцев, однако в войну вступило Вавилонское царство, армия ассирийцев не смогла справиться с войной с двух сторон, поэтому начала нести значительные потери, жалкая попытка ассирийского царя попросить помощи у Египта оказалась неудачной.

Вскоре войско ассирийского царя пало, тот все же выжил и бежал в Египет, у которого ранее просил помощи, правда в изгнании он прожил недолго, скончавшись приблизительно спустя несколько лет после поражения. Это привело к окончательному падению Ассирийского царства, территории котороЙ Митанния и Вавилон без жалости поделили.

Создание империи 

Вскоре после раздела Ассирийского царства, что Вавилон под управлением Кадашмана-Эллиля IV, что Царство Митанни на троне которого сидел Шуттарна V, продолжили политику расширения своих территорий, а также интенсивно отражали арамейскую угрозу, несколько раз арамейцы узурпировали престол Вавилона, однако все заканчивалось одним и тем же, то есть низвержением арамейцев и восстановление законной власти. После гибели Ассирии, Митанни проводило несколько удачных походов на север и запад, в том числе стремилась к завоеванию Киликии (Хуме), чуть позднее правители Митанни также начали двигаться на юг. Вавилон же ввел экспансию на восток, и к 996 году до нашей эры удачно завоевал Мидию, однако дальнейшие походы на восток оборачивались печально.

Вскоре произошло то что должно было когда то все же произойти - столкновение двух держав Вавилона и Митанни. Причиной тому стала довольно агрессивная политика вавилонского царя Каштилиаша VI, который решительно имел намерения покорить чуть-ли не весь Ближний восток, движимый идей покорением Хошкани (столицы Митанни), злобный сосед совершил в течении своего 30 летнего правления - целых 8 походов на этот город, к тому моменту Митанни значительно ослабла от войны, и город пал, вновь Царство Митанни лишилось независимости, войдя в состав Вавилонского царства, тем самым оформив существование Вавилоно-митаннской державы (империи). Первым царем Митанни и Вавилонии одновременно стал внук Каштилиаша VI, Набу-надин-ахи.

Дела Египетские

Рамсес 3

Рамсес III - фараон Египта.

Рамсес II, являлся один из самых известных фараонов Египта, при нем были проведены обширные строительные проекты, который воспевали его походы в Нубию и Азию, также известен тем что участвовал в битве в Кадеше, которую правда фараон с треском проиграл, зато было впервые зафиксировано масштабное использование колесниц в бою, по итогу битвы был подписан первый мирный договор с Хеттской империей. После его смерти, фараоном стал его сын Мернептах, который известен те что отразил одно из нашествий народов моря, ему наследовал его сын, Сети II, после которого на трон Египта взошел последний представитель XIX династии - Саптах, после его смерти в Египет началась анархия, после которой на престол взошла другая династия - XX.

При его преемниках, власть фараонов все больше и больше стала ослабевать, вскоре Египет потерял все завоеванные ранее земли в Сирии и Палестине. Произошло также разделение Нижнего и Верхнего Египта, где власть брали постепенно жрецы. Попытка фараона Рамсеса IX ограничить власть жрецов оказалась провальной. Под конец существования XX династии все должности оказались полностью подчиненны верховному жрецу.

Царь трех царств

Набу-надин-ахи II - царь Вавилона, Митанни и фараон Египта.

К началу правления Осоркона I, могуществу Египта как мировой и независимой державы пришел конец, уже в 888 году до нашей эры Вавилоно-митанниское царство воспользовалось упадком Египта, и развязала войну, которую с легкостью выиграла, захватив Египет, Набу-надин-ахи II стал также и фараоном Египта, провел массовые репрессии против знати и тем самым укрепил свою власть.

Могущественный Набу-надин-ахи II проводит даже поход в Нубию, с последующем (но не вечным) присоединением ее к империи. Дальше могущественная империя Месопотамии начинает экспансию в Каппадокию и Армению, а также имеет стремление покорить весь Восток.

Так к примеру в 867 году был захвачен Элам, также шла экспансия в сторону территории ливийских и аравийский племен. Существование такой державы к 850 году фактически сформировало Pax Babylonis, однако вечно ли будет длиться этот мир?