ФЭНДОМ

Польская Народная Республика
ПНР Гербкоммунистовпольша.svg
Год основания: 1944
Официальный язык: Польский
Форма правления: Социалистическая республика
Главы государства: См. Список правителей ПНР
Столица: Варшава
Религия: Свобода вероисповедания
Площадь: 312 685 км²
Население: 1960 — 29 561 000 чел.
1980 — 35 578 000 чел.
2000 — 41 265 000 чел.
2020 — 43 653 500 чел.
Валюта: Злотый
Rfhnf ПНР
Польша (польск. Polska); до 1952 года — Республика Польша (польск. Rzeczpospolita Polska); с 1952 года — Польская Народная Республика (польск. Polska Rzeczpospolita Ludowa), сокращенно ПНР (польск. PRL) — государство в Центральной Европе, омывается на севере Балтийским морем. Временное польское правительство — Крайова Рада Народова — образована на Варшавском совещании шести политический партий во главе с ПРП 1 января 1944 года. 22 июля 1952 года, после принятия новой конституции, страна получила официальное наименование «Польская Народная Республика».

Крупнейшие города — Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск.

Государственное устройство

Согласно конституции 1952 года, ПНР — государство народной демократии, высшая власть в котором принадлежит Сейму (польск. Sejm), избираемому сроком на 4 года населением по единой представительской норме: 1 депутат от 60 000 жителей. Из своего состава Сейм выбирает маршала (польск. Marszałek), вице-маршалов (польск. Wicemarszałek) и комиссии Сейма (польск. Komisje). Сессии Сейма проходят два раза в год — в перерывах между сессиями действует избираемый депутатами Сейма Государственный совет (польск. Rada Państwa) в составе председателя (польск. Przewodniczący), четырех заместителей (польск. Zastępca Przewodniczącego), секретаря (польск. Sekretarz) и девяти членов.

Сейм формирует правительство ПНР — Совет министров (польск. Rada Ministrów или Rządem), являющийся высшим исполнительным и распорядительным органом власти. Правом законодательной инициативы обладают Госсовет, правительство и депутаты Сейма.

Административно территория ПНР делится на 17 воеводств (польск. Województwo), а те — на 392 повята (польск. Powiat). В состав повятов входят 836 городов и 2365 гмин (польск. Gmina). Так же пять городов — Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав и Познань — имеют статус отдельных воеводств. На каждом из уровней административного деления власть принадлежит Национальным советам (польск. Rada narodowa) воеводств, городов, городских районов, повятов и гмин, избираемым на три года, и их президиумам (польск. Prezydium rady narodowej), являющимися органами исполнительной власти на местах между сессиями Национальных советов. Каждый вышестоящий совет может отменить любое решение нижестоящего совета, если то противоречит закону или не соответствует государственному курсу.

Сейм

Заседание Сейма ПНР

Правосудие в ПНР осуществляется Верховным судом (польск. Sąd Najwyższy), судами воеводств, повятов и специальными судами. Судьи Верховного суда избираются Госсоветом на пятилетний срок. Так же Госсовет назначает генерального прокурора (польск. Prokurator Generalny).

Важнейшую роль в политической системе ПНР играет Польская объединенная рабочая партия (польск. Polska Zjednoczona Partia Robotnicza) — ПОРП (польск. PZPR) , образованная 15 декабря 1948 года в результате слияния Рабочей и Социалистической партий. Высший орган власти в партии — съезд (польск. Zjazd), а между съездами его функции осуществляет Центральный комитет (польск. Komitet Centralny). ЦК избирает из своего состава Политбюро (польск. Biuro Polityczne Komitetu Centralnego), осуществляющее руководство в перерывах между его пленумами, а так же исполнительный орган — Секретариат (польск. Sekretariat Komitetu Centralnego). Главой секретариата является первый секретарь ЦК ПОРП (польск. I sekretarz KC PZPR), который, на практике, так же выступает де-факто лидером всего государства.

Список правителей ПНР

Главы государства

     ПРП      ПОРП

Фото Имя Правление Партия Должность
Берут Болеслав Берут
(1892—1956)
1 января 1944 4 февраля 1947 ПРП Председатель Крайовой Рады Народовой
(4) 5 февраля 1947 20 ноября 1952 Президент Республики Польша
ПОРП
1 Завадский Александр Завадский
(1899—1964)
20 ноября 1952 7 августа 1964 ПОРП Председатель Государственного совета ПНР
Охаб Эдвард Охаб
(1906—1989)
7 августа 1964 12 августа 1964[1] ПОРП
2 12 августа 1964

Главы правительства

     ПСП      ПОРП

Фото Имя Правление Партия Должность
Осубка Эдвард Осубка-Моравский
(1909—1997)
21 июля 1944 31 декабря 1944 ПСП Председатель Польского комитета национального освобождения
31 декабря 1944 28 июня 1945 Председатель Временного правительства Республики Польша
28 июня 1945 5 февраля 1947 Председатель Временного правительства национального единства
1 Циранкевич Юзеф Циранкевич
(1911—1989)
6 февраля 1947 20 ноября 1952 ПСП Председатель Совета министров Республики Польша
ПОРП
2 Берут Болеслав Берут
(1892—1956)
20 ноября 1952 18 марта 1954 ПОРП Председатель Совета министров ПНР
(1) Циранкевич Юзеф Циранкевич
(1911—1989)
18 марта 1954 ПОРП

История

Правление Владислава Гомулки

12 марта 1956 года в Москве в возрасте 63 лет скончался первый секретарь ЦК ПОРП Болеслав Берут. Немедленно пошли слухи о том, что он покончил с собой после решений XX съезда КПСС, в работе которого принимал участие, о пересмотре сталинистского курса в политике и экономики и осуждении культа отдельных личностей, однако, скорее всего, причиной смерти стало слабое здоровье Берута, страдавшего от атеросклероза, воспаления легких и болезни почек.

К этому времени главным оппозиционным политиком в Польше, с которым связывали надежды на реформы в государстве, был Владислав Гомулка, в 1948 году обвиненный в «правонационалистическом уклоне» и исключенный из партии, а в августе 1951 года — арестованный. 10 марта 1954 года II съезд ПОРП под давлением Советского Союза принял решение о реабилитации сторонников «польского пути к социализму» — Гомулки, Кишко, Корчинского, Комара и др. В августе Гомулку восстановили в рядах партии, а 7 декабря вновь назначили на пост зампреда Совета министров. После смерти Берута руководство ПОРП пыталось не допустить избрание новым первым секретарем Гомулки, пользовавшегося поддержкой советского руководства в лице Берии и Маленкова, выдвинув в качестве альтернативы кандидатуру секретаря ЦК Эдварда Охаба, однако к тому времени влияние «маленького Сталина», как называли Гомулку в его бытность лидером Рабочей партии, уже успело укрепиться, благодаря чему 12 марта 1956 года он вновь стал членом Политбюро и возглавил ПОРП.

«Польский март»

Период реформ

Примечания

  1. И.о. совместно со Станиславом Кульчиньским, Оскаром Ланге и Болеславом Подедворным

Продолжение следует...