ФЭНДОМ

Португальская республика
Flag of Portugal.svg 497px-Coat of arms of Portugal.svg (1)
Год основания: 1871
Официальный язык: Португальский
Форма правления: Республика
Главы государства: {{{Главы государства}}}
Столица: Лиссабон
Религия: Католицизм
Площадь: 112 000 (метрополия) км²
Население: 17 000 000 чел.
Валюта: Португальский реал
[[Image:|285px|Карта страны]]

Португальская Республика — государство на Пиренейском полуострове, существовавшее с 1871 по 1915 гг.

История:

Королевский режим:

В 1815 году, после многолетнего присутствия войск Наполеона I на Пиренейском полуострове, началось освобождение Португалии: Париж вывел свою армию из страны, поставив на престол, по соглашению с Бурбонами, Карла Пармского, бывшего короля т.н. "Северной Лузитании", который стал известен в португальской историографии под именем Карлуша I.

Будучи монархом не по наследству и не имея никаких прав на престол, Карлуш был вынужден пойти на многочисленные уступки португальскому населению, проведя реформы по образцу Франции, оживив португальскую экономику. За все царствование Карлуша (1815-1825) население успело свыкнуться со сменой династии. В войнах Франции на востоке и последующих политических бурях Европы Португалия не принимала участия.

Однако смерть Наполеона I стала приговором и правлению Карла Пармского: законный король Португалии, Жуан Португальский, живший в Бразилии, объявил войну своей бывшей стране, атаковав ее колонии в Анголе и попытавшись высадиться и в метрополии. Симпатии народа, несмотря на все уступки Карла, были на стороне Браганса, поэтому в 1825 году Карл в обмен на пожизненную пенсию снял с себя корону, передав ее Жуану VI. Кроме того, сын Карла, Жуан (РеИ - Карл III Пармский) был обручен с внучкой Жуана, Марией. Брак этот был поддержан отцом Марии, императором Бразилии Педру I.

Жуан VI вернулся в Португалию всего лишь на год - в 1826 году он отправился к праотцам, что сподвигло его младшего сына Мигеля, сплотившего вокруг себя консервативные слои общества, начать восстание и отобрать корону у старшего брата, бразильского императора. Мятежникам удалось практически полностью завоевать страну, однако в 1830 году Бразилия, освободившись от войны на Ла-Плате, при поддержке Франции смогла расправиться с мигелистами за четыре года, вынудив Мигеля навсегда покинуть страну. В 1835 году на престол взошла 16-летняя Мария Португальская. Ее будущий супруг Жуан стал королем лишь в 1839 году.

В правление Марии I страна вновь погрязла в переворотах, борьбе различных партий и восстаниях: центральная власть пыталась найти консенсус между консерваторами и радикалами, требовавшими изменить конституцию, но безуспешно. Олицетворением королевского режима стал Антонио Кабрал, бывший радикал, погрязший в коррупции и интригах. Население его ненавидело, в связи с чем король отправил его в отставку в 1847 году, а потом вернул снова. Кроме того, Португалия отставала от других стран Европы и по экономическим показателям, хоть и крайне успешно вернула часть бывших колоний в Индонезии.

Не изменилось положение страны и после смерти Марии I при родах в 1854 году: ее муж, Жуан VII, был настроен еще более консервативно, однако судьба выделила ему лишь три года самостоятельного правления: в 1857 году он был застрелен анархистом в Порту. Сын Жуана, Педру V, также был настроен довольно консервативно и отменил многие реформы, продавленные прогрессистами до того, что вызвало недовольство республиканцев.

Первая Европейская Война не коснулась Португалии, однако связанный с ней экономический кризис разорил португальскую экономику. В 1871 году республиканцы организовали восстание против королевской власти, закончившееся успешно, во главе со старым маркизом Бернанду Са-де-Бандейра.

Португальская республика:

Переворотом воспользовались противники Французской Империи - Соединенные Штаты Америки и Россия, практически сразу завязавшие отношения с новой властью в Лиссабоне. Особенно в поддержке молодой Португальской Республики усердствовал Вашингтон, помогавший Португалии экономически, что позволило через несколько лет вытащить страну из кризиса. Французская Империя, сильно потрепанная в войне, не могла исправить положение в свою пользу.

Уже старый Бернанду Са-де-Бандейра умер в 1878 году, когда экономика Португалии вновь пошла в рост. Это обеспечило переход этого некогда нестабильного государства к развитой демократии. Ему наследовал другой президент из партии прогрессистов, Ансельмо Бранко, правивший с 1878 по 1885 года. В его правление были установлены четкие границы с другими европейскими державами в азиатских и африканских колониях, был осуществлен проект "Розовой Карты" - трансафриканских владений. При преемнике самого Бранко, Энрике Гомесе (1885-1889), Португалия обогнала в своем развитии большую часть стран Южной Европы.

"Второе возрождение" Португалии привлекало жителей соседней Испании - страны крайне бедной и нестабильной, где монархия Бурбонов душила любые проявления непокорности при поддержке Парижа. Кроме того, именно в Мадриде проживала сбежавшая португальская королевская семья, исподволь помогавшая нередким восстаниям консервативных сил в Северной Португалии. Действовало это и в обратную сторону - расцвет республиканской Португалии был хорошим знаменем для испанских республиканцев, что оказалось гибельным для королевской Испании во времена Великой Войны.

При восьмом португальском президенте, Жоао Франко, Португальская Республика вступила в войну на стороне Аккорда (1915), прождав три года войны. Пользуясь слабостью испанских частей, португальские войска при поддержке американо-бразильских корпусов начали наступление на территории Испании и в сражении у Мадрида (28 июня) разгромили самую крупную группировку испанских войск. К ноябрю 1915 года португальская армия и ее союзники уже топтали землю Французкой Каталонии, а между тем президент Франко 31 декабря 1916 года объявил о создании нового государства - Иберийской Федерации.

Список правителей Португалии:

Королевская Португалия:

Имя Портрет Годы правления Супруг(а) Связь с предшественниками
Карлуш I Carlo II di Parma 1815-1825 Летиция Мюрат -
Жуан VI Retrato de D. Joao VI - Gregorius, Albertus Jacob Frans 1825-1826 Карлотта Жоакина Испанская Сын Педру III и Марии I
Педру IV 280px-DpedroI-brasil-full 1826-1834 1) Мария Леопольдина Австрийская

2) Амалия Богарне

Сын Жуана
Мария II 800px-Maria II Portugal 1829 1834-1854 Жуан Бурбон Дочь Педру IV
Жуан VII Carlo III, duca di Parma 1854-1857 Мария II Супруг Марии II и сын Карлуша I
Педру V Dom Pedro V, Rei de Portugal - litografia colorida 1857-1871 Анна Неаполитанская Сын Жуана VII и Марии II

Республиканская эра: