ФЭНДОМ

Президентские выборы в России 1993 года
5 и 19 декабря 1993 декабря
Явка избирателей: 69,8% в первом туре и 68,1% во втором туре.
Boris-Pankin-1992-jpg-1 9a72838a269b69923f7b3381d245c224 C07bbd710fd33793e955cbca88048fbd
     
Кандидат: Борис Панкин Аман Тулеев Геннадий Бурбулис
Партия: Самовыдвижение НПСР Самовыдвижение
Голосов в первом туре: 35% 36% 15%
Голосов во втором туре: 57% 41%
Явлинский ВВЖ 100px
     
Кандидат: Григорий Явлинский Владимир Жириновский Против всех
Партия: Яблоко ЛДПР Против всех
Голосов в первом туре: 7% 5% 2%

Прочие кандидаты: Михаил Горбачев, Борис Громов

Результат выборов: Победа и.о. Президента Бориса Панкина.
Вторые президентские выборы в истории России прошли 5 и 19 декабря 1993 года. Проводились одновременно с выборами в Государственную Думу I созыва и Конституционным референдумом.

Предыстория

Смерти Ельцина и Гайдара

Следующие друг за другом смерти двух из трех первых лиц государства вызвала непродолжительную смуту в стране. Команда первого президента сплотилась вокруг министра иностранных дел Бориса Панкина и министра внутренних дел Бориса Ерина вступив в конфликт с вице-президентом Руцким, опиравшимся на Верховный совет.

Правительство национального спасения

С первых дней правительство Панкина-Ерина столкнулось с рядом проблем прямо угрожавших если не российской государственности, то целостности страны и молодой демократии. Руцкой, попытки сепарации Карелии, Татарстана и Ингушетии, наступление чеченских сил, проблемы оставшиеся в наследство от Ельцина давали о себе знать.

Под чутким руководством Ерина попытки сепаратизма в Карелии и Татарстане, а так же устранена проблема Руцкого-Зюганова. Сентябрьское наступление федеральных сил спасло обе Осетии, однако неудачное позднее осеннее наступление в Ингушетии испортило популярность исполняющего обязанности президента.

Предвыборная компания

Первый тур

Панкин

И.о. президента на полную использовал административный ресурс, а так же старался ослаблять соперников. Разыгрывались демократическая и патриотическая карты, а основной агитационный удар наносился по наследникам экстренно запрещенной КПРФ, отнимая симпатии у создававшегося в хаосе блока поддержки Тулеева, который хоть и был наиболее удобным кандидатом, все равно представлял угрозу. Однако много электората оттягивали другие кандидаты со схожими программами - Бурбулис, Явлинский, Жириновский. Сильно испортило рейтинги не самое удачное наступление в Ингушетии, чем не преминули воспользоваться политические противники Панкина.

Тулеев

Предвыборная компания Амана Тулеева проходила в сложно контролируемом хаосе. Запрет КПРФ и обезглавливание ее руководство одновременно расчистили дорогу и усложнили путь для него. Ново созданный Народно-Патриотический фронт России создавался практически с нуля, но ему удалось взять в оборот почти всю коммунистически-социалистически настроенный электорат, собрав вокруг себя группу оставшихся на свободе единомышленников и не допустив брожение умов и распада на множество социалистических партий. Единый кандидат от левых сил все равно остался главным конкурентом исполняющему обязанности президента. Тулееву удалось заполучить поддержку ряда репрессированных коммунистов, вполне впитав в себя наследие КПРФ.

Прочие кандидаты

Второй тур

Панкин

Незначительно проиграв в первом туре, исполняющий обязанности президента тем не менее оптимистично подошел ко второму туру. В ходе коротких переговоров удалось получить поддержку Жириновского, а позже в ходе не самых простых договоренностей с Явлинским, и его поддержку. Большая часть электората Бурбулиса без формальной поддержки со стороны самого экс-кандидата тоже склонялась к Панкину, за них активно боролся штаб и.о. президента. Сыграли роль и ряд теледебатов, выигранных Панкиным благодаря удобному для него формату, организованные подконтрольными ему каналами.

Тулеев

Неожиданно для себя выиграв первый тур кандидат от левых сил однако получил сложную ситуацию во втором туре. Его штаб пытался включить "антиурузпаторскую" риторику, и притянуть кроме левых сил еще и просто патриотический и антипанкинский электорат, однако в целом вторая часть компании оказалась гораздо слабее первых, завершившись поражением Тулеева на теледебатах.

См. также