ФЭНДОМ

Путч обреченных
Bowr
Дата

25-26 января 1940

Место

Лондон

Причина

утрата доверия к правительству Черчилля, ядерные бомбардировки Британии

Итог

ликвидация Черчилля, арест

Противники
Британская Империя Союз Британских Офицеров

Flag of the United Kingdom Правительство Британской Империи (пораженцы)

Flag of the United KingdomНародное ополчение

250px-Red flag.svg Красное подполье

при поддержке

250px-Red flag.svg Германской Социалистической Республики

Флаг ВБРАРоссийской Империи

Flag of the United Kingdom Правительство Британской Империи (милитаристы)

Британская Империя Национальный Союз Британии

Спец.ВойскаЛегионы Чести и Крови

Командующие
Британская Империя Джон Тейлор †

Британская Империя Филипп Четвуд

Британская Империя Освальд Мосли

Британская Империя Генри Уилсон

Flag of the United Kingdom Эдуард VIII

250px-Red flag.svg Гарри Поллит

Flag of the United Kingdom Британская Империя Джордж Смит †

Британская Империя Макс Кеннеди Хортон # †

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
Путч обреченных (в официальной историографии - Путч 25 января, он же Январский переворот) - государственный переворот в Великобритании, проведенный офицерами-пораженцами при поддержке городского населения Лондона и иностранных агентов, привел к свержению Черчилля и Макса Хортона Кеннеди, однако не смог окончательно решить все противоречия.

История

Подготовка

Группы заговорщиков, планировавшие антиэлигитуристский переворот, существовали в Британской армии и военной разведке с 1934 года и имели своей целью отказ от агрессивной внешней политики Британии и предотвращение будущей войны, к которой, как считало большинство заговорщиков, Британия не готова. Кроме того, многие военные восприняли как унижение Британской армии усиление "Легионов Чести и Крови" и массовые репрессии, не останавливающиеся с середины 20-х годов. Заговорщики планировали смещение Смита после отдачи им приказа о нападении на Францию, создание временного правительства, а впоследствии проведение демократических выборов. В число недовольных входили фельдмаршал и глава Генштаба Фредерик Ламберт, фельдмаршал Филипп Четвуд, генерал-адъютант Джон Грир Дилл, генерал-лейтенант Генри Уилсон (позже проявил себя в войне в Дагомее), подполковник Уильям Слим (на момент ВМВ - командующий Туркестанским фронтом), кавалерийский офицер Освальд Мосли и т.д. По поручению Ламберта, один из заговорщиков, полковник Джон Тейлор, 9 июля, в разгар Испанского кризиса, летал в Санкт-Петербург, чтобы предупредить российских политиков об агрессивных намерениях Смита. Переворот планировался на последние дни сентября 1936 года, но утром 12 сентября планы заговорщиков спутало сообщение о начале войны, неожиданно поддержанной народом и вызвавшей в нем серьезный патриотический подъем.

Планы смещения Черчилля существовали и в дальнейшем, однако из-за нерешительности заговорщиков (в первую очередь, Ламберта и Джона Грира Дилла) ни один из них не был осуществлён. С началом войны военные, в особенности на Западном фронте, также были вынуждены закрывать глаза на жестокости в отношении мирного французского населения и военнопленных, а в некоторых случаях — и самостоятельно проводить те или иные меры, например при подавлении Парижского восстания, однако командующие там, особенно вышеупомянутый Филипп Четвуд собирали свое окружение из антисмитовского окружения.

В 1938 году, после эпических поражений британской армии, в ряды противников власти влились очень многие военные. Был создан план "Гнев Господень", согласно которому, Черчилль должен был убит, армия резерва должна была занять ключевые объекты в Лондоне, разоружить "Легионы Чести и Свободы" (партийные батальоны) и арестовать прочее элигитуристское руководство. Так же, к заговорщикам должен был примкнуть король Эдуард VIII, который однако занял выжидательную позицию. Тем временем, в стране образовались коммунистическое и демократическое сопротивление.

Дилл выступал за сохранение жизни Смита. Обсуждались различные варианты такого сценария (в частности, взятие Смита в заложники или отключение линий связи и изоляция Смита от внешнего мира на время переворота), но ещё весной 1939 года заговорщики пришли к выводу, что все они нецелесообразны. После убийства Черчилля планировалось сформировать временное правительство. Фредерик Ламберт должен был стать главой государства (премьер-министром, в случае отказа Эдуарда VIII от сотрудничества - президентом или монархом), Четвуд — верховным главнокомандующим. Задачами нового правительства были заключение мира с капиталистическими державами и продолжение войны против социалистических Германии и Италии, а также проведение демократических выборов внутри Британии. Ламберт и Четвуд разработали более подробный проект устройства послеэлегитуристской Британии, основывавшийся на их консервативных взглядах. В частности, они полагали, что авторитарную диктатуру сохранить стоит.

Однако, Джон Тейлор, дослужившийся до генерала за боевые действия во Франции был более мягок: он выступал за заключение мира со всеми врагами, а так же за демилитаризацию, нейтралитет страны и за свободу национальным окраинам, а так же левые социальные реформы. Все это делало его народным героем, однако серьезно злило Четвуда и других крайне-правых политиков

Путч

Ускорило подготовку заговора лишь одно: ковровые бомбардировки британских городов, затем переросшие в применение ядерного
Десантники брит

Картина, изображающая британских десантников-путчистов

оружия немцами и русскими, а так же арест Ламберта. Разрушение многих британских городов, в т.ч Лондона окончательно сорвало все уважение к правительству, а Ламберт как главнокомандующий был обвинен в провале обороны островов, обвинен в заговоре против Черчилля "и единого британского народа" за что и был расстрелян (благо, о реальном заговоре никакая информация не была обнаружена). Тем временем, Эдуард VIII, понимая куда дует ветер, сам соединяется с сопротивлением, которое называло себя "Союзом Британских Офицеров".

Все это привело к стихийному восстанию солдат Лондонского гарнизона, которого не ожидали даже сами лидеры, которое возглавил Тейлор. Он заявил о том, что Смит вступил в войну практически со всем миром, ибо все союзники Лондона кроме США оказались крайне слабы, а мощь России и Германии были крайне недооценены. Так же, он установил связи с демократическим и коммунистическим подпольем и смог вывести на улицы рабочих, которые устали работать по 12-16 часов на благо фронта и умирать от бомбежек. 

Следом, был найден и окружен бункер Джорджа Смита под его особняком, однако его штурм не удался: премьер-министр решил погибнуть с честью и не отдаться в руки врагам - он застрелился из подаренного лично Хьюи Лонгом кольта. После этого, Тейлор уже сообщил Союзу Британских Офицеров о ходе восстания и призвал включаться в него. Однако, духовный лидер армии и флота - Макс Кеннеди Хортон смог выбраться из Лондона и скрылся в Гринвиче, откуда объявил чрезвычайное положение, провозгласил о ликвидации монархии в связи с "предательством короля" и провозгласил себя Вождем Британского Народа.

Однако, его поддержка была практически нулевой: после захвата Лондона, был перехвачен контроль над радиосвязью и всем полкам было приказано перейти на сторону нового правительства. В итоге, практически все солдаты за исключением "Легионов Чести и Крови" становятся лояльными ему.

Утром 26 января, Макс Кеннеди Хортон был обнаружен в Гринвиче мятежными частями. Они завязали бой с его немногочисленной охраной - батальоном "Ричард Львиное Сердце", после чего арестовали его. Вскоре, он был публично казнен в центре Гринвича. Путчисты заявили о своей победе, однако, Джон Тейлор решил провести парад 27 числа в честь этого события. На нем, он решил заявить о грядущем мирном договоре со всеми врагами, однако во время речи об этом, он был застрелен неизвестными бойцами "Легионов Крови и Чести". Вся власть оказалась в руках Филиппа Чествуда и его сторонников, а они не смогли ни сохранить мира с демократической и ультралевой оппозицией, ни договориться с Германией, что могло не привести к новым конфликтам...

В культуре

  • Фильм "Британия в огне" (Британский Союз/ГСР) - повествует не только об этом путче, но и о "Революции Огней".