ФЭНДОМ

Пётр Яковлевич Чаадаев
Пётр Чаадаев
Род деятельности: Философ, публицист, Общественный деятель
Направление: Либерализм, республиканизм, филокатолицизм.
Рождение: 27 мая (7 июня) 1794,

Москва, Российская Империя

Смерть: 14 (26) декабря 1861,

Москва, Российская Республика

Образование: Московский Университет
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794 года, Москва — 14 (26) декабря 1861 года, Москва) — российский философ, публицист, общественный и политический деятель Российской Республики. Участник конституционного совета, член Верховного собора (с 1827 года).

Биография

Детство

Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен».

Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать — в 1797. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве, в Серебряном переулке, рядом с известной церковью Николы Явленного на Арбате.

Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.

Юность

В 1807 — 1811 годах учился в Московском университете, дружил с А.С.Грибоедовым и будущими революционерами Н.И.Тургеневым, И.Д.Якушкиным.

Молодость

В мае 1812 года братья Чаадаевы вступили лейб-прапорщиками в Семеновский полк, в котором ранее служил их опекун дядя. В 1813 году Чаадаев перешёл из Семеновского полка, где оставались его брат и друзья, в Ахтырский гусарский полк.

Во время Отечественной войны 1812 года участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом.

В 1815 году

Чаадаев в 1815 году

Кроме того, Пётр Яковлевич участвовал в боях под Лейпцигом и брал Париж. Всю войну прошёл бок о бок со своим университетским другом Якушкиным.

В 1816 был переведён корнетом в полк, расквартированный в Царском Селе. В доме Н.М.Карамзина в Царском селе Чаадаев познакомился с А.С.Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Чаадаеву посвящено несколько стихотворений Пушкина.

В 1817 году он был назначен адъютантом командира гвардейского корпуса генерал-адъютанта Васильчикова. В октябре 1820 взбунтовался I-й батальон лейб-гвардии Семёновского полка, где Чаадаев служил ранее. В связи с этими событиями к государю был послан Чаадаев, которого командир гвардейского корпуса, выбрал для подробного доклада царю. Через полтора месяца после этого, в конце декабря, Чаадаев подал в отставку и приказом от 21 февраля 1821 года был уволен от службы. Как указывают, Чаадаев подал в отставку, не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего полка. Эта отставка молодого человека, которому прочили самую успешную карьеру, была неожиданной.

В те годы Чаадаев был весьма известной личностью. Он был умён, образован и блистателен. Его дружбы искали и ею гордились. Так, Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего денди: «Второй Чадаев, мой Евгений…».

В годы те годы у Чаадаева произошёл духовный, религиозный кризис. Чаадаев, и до того времени много читавший, увлекся в это время мистической литературой. Тогда же формируется мнение Чаадаева о том, что западно-европейские успехи в области культуры, науки, права, материального благополучия — являются прямыми и косвенными плодами католицизма как «политической религии».

6 июля 1823 года, в связи с ухудшением здоровья, он уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Перед отъездом, в мае 1822 года, Чаадаев разделил имущество со своим братом, не намереваясь возвращаться в Россию. В поездке его сопровождает Н.И.Тургенев. Узнав о событиях в декабре 1825 года в России, они вместе возвращаются в Петербург.

Общественная деятельность

В молодости

Чаадаев в молодости

Российская империя

Ещё в 1814 году в Кракове был принят в масонскую ложу, в 1819 году был принят в «Союз благоденствия», в 1821 в Северное общество декабристов. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал и относился к ним сдержанно-скептически.

В 1822 году царское правительство закрыло в России масонские ложи, за год до этого Чаадаев вышел из масонской ложи «Соединенных братьев».

Великая Русская революция

Чаадаев прибывает в Санкт-Петербург в первых числах января 1826 года, в самый разгар революции. Он присутствовал на собрании 18 января, где были многие представители российской интеллигенции, в том числе А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, Н.И.Тургенев (приехавший вместе с ним) и прочие.

На конституционном совете примыкает к республиканцам, однако придерживается мнения о том, что следует объединить позиции северного и южного общества. Пётр Яковлевич выступает с заявлениями о том, что и конституционалисты, и республиканцы должны «не упустить момент, и не позволить бессмысленным ссорам отбросить Россию на полвека назад». Именно он выступает за совместное правление 2-х фракций, вместо «диктатуры Временного верховного правления», которую поддерживал Пестель. Фактически тогда устанавливается дуумвират, как власть республиканцев при которой конституционалисты получили неформальное право вето.

Также Чаадаев выступил против идеи переноса столицы в Нижний Новгород, высказав мнение о том, что данное предложение совершенно неразумно и было бы лучше оставить столицу в Санкт-Петербурге. Отчасти его предложение было исполнено. Три ветви власти были разделены между тремя столицами России: законодательная — в Нижнем Новгороде, исполнительная — в Москве, а блюстительная (судебная) — в Санкт-Петербурге.

Российская Республика

В Новой власти Пётр Яковлевич занял позицию «здравого скептика», но от власти политической категорически отказался. По настоянию Николая Тургенева и Сергея Трубецкого Верховный Собор предлагает Пётру Чаадаеву пост боярина Республики, то есть члена Собора. Часто выступал с критикой в отношении слабости законов и нерешительности действий правительства в отношении социальных проблем. При этом был среди инициаторов перехода к Григорианскому календарю.

Пётр Чаадаев был среди немногих деятелей середины XIX века, кто открыто выступал против вмешательства России в Весну Народов, заявляя что Россия не должна вмешиваться в естественный путь развития Европейских стран. С другой стороны он был сторонником навязывания договоров с Японией и Китаем, объясняя с помощью них "просветительскую функцию" России.

Исторические письма

Тогда же он начинает работу на своим большим трудом «Историческими письмами». В этих письмах формируется мысль о том, что реформы в России, проведённые Петром I, а затем и случившаяся революция — есть следствие возвращение России на путь цивилизованного развития, по которому следуют все прочие народы Европы.

Вслед за этим выходит второе письмо в котором Пётр Яковлевич анализирует причины Революции 1825 года и, в частности, того, почему победительница-Россия жила хуже побеждённой Европы. Корень проблемы, по мнению Чаадаева был в том, что православие, в отличие от западного христианства, не способствовало освобождению низших слоев населения от рабской зависимости, а, напротив, закрепило крепостничество во времена Годунова и Шуйского.

Следующее письмо выходит под пристальным вниманием высшего российского общества. В новом письме Чаадаев лестно высказывается об исламе и Мухаммеде, признавая их заслугу в искоренении многобожия и консолидации Европы.

Последующие письма носят более философский и религиозный характер, оценивая библейские мотивы и Божественное начало в человеке. Лишь девятое письмо, считающееся апогеем его философской мысли вновь возвращается к истории России вновь поднимая личность Петра Великого в контексте стремления к западному прогрессу, как стремлению к избавлению от «пережитков прошлого». Именно этот процесс, по мнению Петра Чаадаева, является важнейшим проявлением патриотизма.

«Исторические письма» подняли дискуссию обществе о историческом опыте России, о роли России в мировой цивилизации и о том, по какому пути ей следует развиваться. Тезисы этих писем легли в основу последующей работы Петра Яковлевича — «Очерк современника». Эта работа выступила в качестве большой исторической оценки деятельности царей и императоров России, во многом критиковавшей монархический режим в России.

Медаль Чаадаева