ФЭНДОМ

Радищев
Александр Николаевич Радищев (20 [31] августа 1749, Верхнее Аблязово, Саратовская губерния - 13 ноября 1826) — российский прозаик, поэт, философ и государственный деятель, один из главных соратников Петра IV, один из "просвещенных консерваторов".

Биография

Детство провёл в отцовском имении в сельце Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и Псалтыри. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглым солдатом. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755—1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами.

Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.

Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Александра Николаевича Радищева. В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям.

От победы восстания до амнистии

После победы Емельяна Пугачева и его сторонников в крестьянской войне, поддержал новую власть. Тогда же, в 1775, женился. Несмотря на это, он был арестован и некоторое время находился под надзором, как возможный сторонник старых порядков. Однако, найденная у него антикрепостническая литература, в т.ч начатое, но не оконченное произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" и свидетельство бывших крестьян их семьи об их уважении к ним привели к его освобождению.

Несмотря на то, что Александр Николаевич и был рад освобождению народа, он не мог не узнать о расправах над невиновными дворянами, а так же и о хаосе, происходящем в стране. Антикрепостническая риторика "Путешествия..." теряет актуальность. Его революционные идеи, появившиеся в юные годы сменяются консервативными. Он начинает сбор информации для работы всей своей жизни, а в 1778 начинает работать над "Русским бунтом". В этом произведении он критикует сложившуюся в стране ситуацию хаоса и беспредела, однако признает, что народ был доведен до этого крепостническим произволом:

Русской народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.

Книга была выпущена в 1790 году и очень быстро запрещена цензурой, а сам писатель за нее был сослан в Сибирь на 10 лет, где продолжает литературное творчество, в т.ч пишет трактаты о сущности человеческой жизни и т.д. Однако, Петр IV через некоторое время осознает, что в последние дни правления его отца был сослан человек с великим умом. В 1797 году, он был помилован и ему было предложено самому принять участие в искоренении произвола, он становится одним из советников нового императора, а после смерти бессменного председателя Императорского Совета М.А. Шванвича в октябре 1804 занял его место. Согласно его воспоминаниям, на эту должность рассматривался он и М.М. Сперанский, однако поскольку последний был более радикален, то Петр IV его немного опасался.

Председатель Императорского Совета

Многократно обсуждал с Петром IV централизацию страны и даже повлиял на решение быстрой отмены налоговых льгот для регионов. Поддержал городскую, и финансовую реформы. Разработал проект министерской реформы - по его идее, архаичные коллегии были преобразованы в министерства. В них было введено единоличное управление, а сами министерства были ответственны перед  Как и Император, положительно относился к М.И Кутузову и способствовал назначению его на пост главнокомандующего русской армии. Разделял реформаторские идеи Сперанского, однако опасался излишнего ослабления императорской власти.  Участвовал в разработке русской конституции - Всемилостивейшей жалованной грамоты. Её основные положения устанавливали права личности и различные свободы для всех подданных Российской империи: «не народы сделаны для государей, а сами государи промыслом Божьим установлены для пользы и благополучия народов»; подтверждались все права дворянства и городских жителей; декларировалась свобода мысли, «веры или исповедания», слова, «письма и деяния», не противоречащих закону; права на личную безопасность и собственность.  Определялись права обвиняемых при судопроизводстве: обвиняемый не считается преступником, если обвинение не доказано, обвиняемый имеет право пользоваться в суде своим «защитником» и «отвергнуть судей» и т. д. Согласно ней, был сформирован избираемый владельцами собственности совещательный парламент - Государственный Совет. В 1807 году, этот проект был официально принят.

Опала

После победы над Французской Республикой, в стране настал период реакции - Петр IV перестал проводить новые реформы, опасаясь гибели самодержавия. Смерть Петра IV в 1823 году и приход к власти "императора-солдафона" Владимира I усилила антиреформистские настроения среди элит. В итоге, Александр Николаевич был освобожден от всех государственных постов. Поскольку авторитет политика и писателя был очень высок, отправить его в новую ссылку было нереально. Чтобы не гневить сочувствующую ему часть дворянства и тем более купечество, Императору даже пришлось дать ему пожизненное содержание. Он уехал обратно в Верхнее Аблязово, где и жил до конца своей жизни. Переписывался с прогрессивными представителями купечества и офицерства, готовящими заговор, но не дожил до него. Скончался 5 февраля 1818 от сердечного приступа.

Роль в русской литературе

Его основное произведение - роман "Русский бунт", который считается
РусскийБунтКнига

"Русский бунт", 1964 год издания

классикой русской литературы 18 века. В нем он описывает события, происходящие в Поволжье во время восстания и сразу после него с усиленным описанием произвола, чинимого восставшим народом, самосудов, разрушений, однако при этом авторские вставки сообщают о том, что большинство дворян сами довели народ до такого состояния и им необходимо было думать раньше, не доводя народ до "зверского состояния". Так же, ряд вставок носит и философский характер - является ли человек облагороженным "зверем", который иногда раскрывает свою истинную сущность, или же наоборот - озлобленность и ненависть порождают обстоятельства, а для человека человечность естественна.

Впервые, без цензуры роман был издан в 1867 году при Михаиле II, когда во-первых демократия в России устоялась, а во-вторых события восстания стали "сказаниями времен минувших". Ныне же, он входит в обязательную часть школьной программы для старших классов и считается одним из ключевых произведений, которое "обязан знать каждый гражданин, считающий себя образованным".

Память

После прихода к власти правительства Морозова-Пестеля, стал одной из ключевых фигур для новой России, в честь него был назван ряд улиц, станций метро и даже Радищевская гора в Саратове (бывшая Соколовая гора).