Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

1760 год. Семилетняя война в самом разгаре, Фридрих II Великий - на грани поражения. Восточная Пруссия уже два года как оккупирована русскими войсками. Корпус генерала фон Гюльзена, оккупировавший Саксонию, изгнан оттуда австрийцами. Прусский король решает пойти ва-банк, дав австрийцам решающее сражение, «рискнув всем и испробовав самые отчаянные вещи, с тем, чтобы победить или найти славный конец». 3 ноября войска воюющих сторон встретились у Торгау.

Ещё в пути прусский генерал Цитен наткнулся на хорватских драгунов, и Фридрих, решив, что его военачальник вступил в бой с основными силами австрийской армии, атаковал, не дождавшись подхода основных сил. Шальная пуля сразила короля Пруссии - и сражение приобрело для его армии катастрофический характер. Прусская армия, солдаты которой зачастую насильно набирались вербовщиками и сражались из-под палки фельдфебеля, пришла в панику; её ряды смешались.

Началась настоящая кровавая баня - австрийцы ударили по подошедшим и только выстраивающимся для битвы основным силам прусской армии, и битва превратилась в настоящее избиение. Только своевременный подход подкреплений под командованием генералов Цитена и Гюльзена помешал полному истреблению войск Пруссии, отступивших под покровом ночи.

Завершение Семилетней войны[]

При Торгау Пруссия потеряла не только короля и главнокомандующего, опытного полководца, а также тысячи солдат - австрийцы освободили оккупированную пруссаками в самом начале войны Саксонию, ограбление которой позволяло пруссакам кормить армию. Новый командующий прусской армии - принц Генрих, младший брат Фридриха II, убежденный после катастроф при Кунерсдорфе и Торгау в опасности решительных действий, избегал крупных битв, что позволило русским в 1761 году занять Померанию и взять Кольберг, а австрийцам - очистить от прусских войск Силезию.

Но 25 декабря 1761 года скончался императрица России Елизавета Петровна; на трон взошел её племянник-пруссофил Петр III, сразу же заключивший с Бранденбургским домом мир и вернувший Восточную Пруссию. Поговаривали даже о том, что он собирается вступить с Пруссией в союз и оказать ей военную помощь - и, хотя 28 июня 1762 года Петр III был свергнут в ходе дворцового переворота Екатериной II, австрийцы, опасаясь России, так и не решились наступать на Берлин.

Более способный полководец, чем Генрих Прусский, воспользовался бы возникшей ситуацией для отвоевания Силезии - но он, справедливо критиковавшийся покойным Фридрихом II за излишнюю пассивность, так и не решился на активные наступательные действия. Остаток войны прошел в серии мелких стычек - и, наконец, 15 февраля 1763 года был подписан Губертусбургский мир, по условиям которого Бранденбургский дом сохранял все свои исконные владения, но возвращал захваченную Фридрихом II в ходе Силезских войн 1740-1742 и 1744-1745 годов австрийскую Силезию.

Война за Баварское наследство[]

30 декабря 1777 года умер курфюрст Баварии Максимилиан III Иосиф. Его наследником был курфюрст Пфальца Карл Теодор, но права на баварское наследство имелись и у Австрии, в соответствии с соглашениями Габсбургов и баварских Виттельсбахов середины XVI века. Кайзер Священной Римской империи Иосиф II Габсбург смог убедить Карла Теодора отказаться от Баварии, и ввел туда австрийские войска. Однако это вызвало протест у короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, опасавшегося излишнего усиления Габсбургов, и наследника Пфальцского курфюршества Карла Цвайбрюккенского.

В августе 1778 года прусская армия под командованием принца Генриха вторглась в Силезию, причем к ней присоединились и войска Саксонии, в Семилетнюю войну выступавшей на стороне Габсбургов, но теперь опасавшейся императорской власти. Но княжескую коалицию преследовали неудачи. Война затягивалась, поскольку Генрих медлил с решающим сражением; прусская армия страдала от плохого снабжения и постепенно разлагалась. Король Пруссии Фридрих Вильгельм II, транжира и развратник, также не обладал талантами и решительностью дяди, тратя много средств на содержание двора.

В такой ситуации Иосиф II, побуждаемый своей матерью Марией Терезией, начал с Пруссией мирные переговоры, которые в итоге увенчались в мае 1779 года Тешенским миром, в соответствии с условиями которого Бавария отходила Австрии в обмен на уступку Карлу Цвайбрюккенскому австрийских Нидерландов. Победа в данном конфликте доставила Австрии гегемонию в южной Германии, однако так и не ликвидировала противовес габсбургской монархии в лице Пруссии, хотя в дальнейшем сыграла весьма важную роль в объединении Габсбургами немецких земель по великогерманскому пути.

Медиатизация и Венский конгресс[]

В ходе Революционных войн 1792-1802 годов Священная Римская империя утратила большую часть левобережья Рейна, бывшие австрийские Нидерланды, а также Ломбардию и Венето. Поскольку Австрию эти французские захваты всерьез затронули, по согласованию с Наполеоном Австрия во время германской медиатизации 1803 года, предусматривавшей упразднение духовных княжеств, получила права на медиатизацию не только Бриксена, Трента и Фрайзинга, но также Пассау, Регенсбурга, Фрайзинга, Аугсбурга и Вюрцбурга. Пруссия также медиатизировала Бамберг.

По итогам Наполеоновских войн, завершившихся в 1814-1815 годах Венским конгрессом, Австрия присоединила Пфальц (наказанный тем самым за сотрудничество с Наполеоном) и Рейнланд, ранее принадлежавший Франции. Чтобы получить поддержку России по вопросу Рейнланда и Пфальца, Австрия поддержала вхождение Саксонского королевства в состав Пруссии. Курфюрст Пфальца в качестве компенсации сохранял южные Нидерланды, преобразовывавшиеся в королевство Бельгия. Под эгидой Австрии создавался Германский союз, объединяющий входившие ранее в состав Священной Римской империи (упраздненной в 1806 году Наполеоном) государства, помимо Бельгии.

Advertisement