ФЭНДОМ

1760 год. Семилетняя война в самом разгаре, Фридрих II Великий - на грани поражения. Восточная Пруссия уже два года как оккупирована русскими войсками. Корпус генерала фон Гюльзена, оккупировавший Саксонию, изгнан оттуда австрийцами. Прусский король решает пойти ва-банк, дав австрийцам решающее сражение, «рискнув всем и испробовав самые отчаянные вещи, с тем, чтобы победить или найти славный конец». 3 ноября войска воюющих сторон встретились у Торгау.

Ещё в пути прусский генерал Цитен наткнулся на хорватских драгунов, и Фридрих, решив, что его военачальник вступил в бой с основными силами австрийской армии, атаковал, не дождавшись подхода основных сил. Шальная пуля сразила короля Пруссии - и сражение приобрело для его армии катастрофический характер. Прусская армия, солдаты которой зачастую насильно набирались вербовщиками и сражались из-под палки фельдфебеля, пришла в панику; её ряды смешались.

Началась настоящая кровавая баня - австрийцы ударили по подошедшим и только выстраивающимся для битвы основным силам прусской армии, и битва превратилась в настоящее избиение. Только своевременный подход подкреплений под командованием генералов Цитена и Гюльзена помешал полному истреблению войск Пруссии, отступивших под покровом ночи.

Завершение Семилетней войны

При Торгау Пруссия потеряла не только короля и главнокомандующего, опытного полководца, а также тысячи солдат - австрийцы освободили оккупированную пруссаками в самом начале войны Саксонию, ограбление которой позволяло пруссакам кормить армию. Новый командующий прусской армии - принц Генрих, младший брат Фридриха II, убежденный после катастроф при Кунерсдорфе и Торгау в опасности решительных действий, избегал крупных битв, что позволило русским в 1761 году занять Померанию и взять Кольберг, а австрийцам - очистить от прусских войск Силезию.

Но 25 декабря 1761 года скончался императрица России Елизавета Петровна; на трон взошел её племянник-пруссофил Петр III, сразу же заключивший с Бранденбургским домом мир и вернувший Восточную Пруссию. Поговаривали даже о том, что он собирается вступить с Пруссией в союз и оказать ей военную помощь - и, хотя 28 июня 1762 года Петр III был свергнут в ходе дворцового переворота Екатериной II, австрийцы, опасаясь России, так и не решились наступать на Берлин.

Более способный полководец, чем Генрих Прусский, воспользовался бы возникшей ситуацией для отвоевания Силезии - но он, справедливо критиковавшийся покойным Фридрихом II за излишнюю пассивность, так и не решился на активные наступательные действия. Остаток войны прошел в серии мелких стычек - и, наконец, 15 февраля 1763 года был подписан Губертусбургский мир, по условиям которого Бранденбургский дом сохранял все свои исконные владения, но возвращал захваченную Фридрихом II в ходе Силезских войн 1740-1742 и 1744-1745 годов австрийскую Силезию.

Война за Баварское наследство

30 декабря 1777 года умер курфюрст Баварии Максимилиан III Иосиф. Его наследником был курфюрст Пфальца Карл Теодор, но права на баварское наследство имелись и у Австрии, в соответствии с соглашениями Габсбургов и баварских Виттельсбахов середины XVI века. Кайзер Священной Римской империи Иосиф II Габсбург смог убедить Карла Теодора отказаться от Баварии, и ввел туда австрийские войска. Однако это вызвало протест у короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, опасавшегося излишнего усиления Габсбургов, и наследника Пфальцского курфюршества Карла Цвайбрюккенского.

В августе 1778 года прусская армия под командованием принца Генриха вторглась в Силезию, причем к ней присоединились и войска Саксонии, в Семилетнюю войну выступавшей на стороне Габсбургов, но теперь опасавшейся императорской власти. Но княжескую коалицию преследовали неудачи. Война затягивалась, поскольку Генрих медлил с решающим сражением; прусская армия страдала от плохого снабжения и постепенно разлагалась. Король Пруссии Фридрих Вильгельм II, транжира и развратник, также не обладал талантами и решительностью дяди, тратя много средств на содержание двора.

В такой ситуации Иосиф II, побуждаемый своей матерью Марией Терезией, начал с Пруссией мирные переговоры, которые в итоге увенчались в мае 1779 года Тешенским миром, в соответствии с условиями которого Бавария отходила Австрии в обмен на уступку Карлу Цвайбрюккенскому австрийских Нидерландов. Победа в данном конфликте доставила Австрии гегемонию в южной Германии, однако так и не ликвидировала противовес габсбургской монархии в лице Пруссии, хотя в дальнейшем сыграла весьма важную роль в объединении Габсбургами немецких земель по великогерманскому пути.

Медиатизация и Венский конгресс

В ходе Революционных войн 1792-1802 годов Священная Римская империя утратила большую часть левобережья Рейна, бывшие австрийские Нидерланды, а также Ломбардию и Венето. Поскольку Австрию эти французские захваты всерьез затронули, по согласованию с Наполеоном Австрия во время германской медиатизации 1803 года, предусматривавшей упразднение духовных княжеств, получила права на медиатизацию не только Бриксена, Трента и Фрайзинга, но также Пассау, Регенсбурга, Фрайзинга, Аугсбурга и Вюрцбурга. Пруссия также медиатизировала Бамберг.

По итогам Наполеоновских войн, завершившихся в 1814-1815 годах Венским конгрессом, Австрия присоединила Пфальц (наказанный тем самым за сотрудничество с Наполеоном) и Рейнланд, ранее принадлежавший Франции. Чтобы получить поддержку России по вопросу Рейнланда и Пфальца, Австрия поддержала вхождение Саксонского королевства в состав Пруссии. Курфюрст Пфальца в качестве компенсации сохранял южные Нидерланды, преобразовывавшиеся в королевство Бельгия. Под эгидой Австрии создавался Германский союз, объединяющий входившие ранее в состав Священной Римской империи (упраздненной в 1806 году Наполеоном) государства, помимо Бельгии.