ФЭНДОМ

Карикатура на раздел Африки

Карикатура на Раздел Африки

Колониальный раздел Африки (также «гонка за Африку» или «драка за Африку», англ. Scramble for Africa, фр. Partage de l'Afrique, порт. Partilha de África) — период острой конкуренции целого ряда империалистических держав Европы за проведение исследовательских работ, военных и экономических операций, в конечном счёте направленных на захват новых территорий в Африке.

Предыстория

До середины XIX века большая часть Африки была свободна, так как европейские колонизаторы не имели доступа в столь труднодоступные джунгли. Помимо ожесточённого сопротивления туземцев, продвижение европейцев вглубь Африки сдерживали малярийные болота, сонная болезнь и очевидная экономическая невыгодность. Лишь открытие лечебных свойств хинина приоткрыло дверь в эту загадочную для географов область «чёрного континента».

Рост экономики в результате промышленной революции резко увеличили производство промышленных продуктов, которые потребляли различные ресурсы. Так как собственные запасы ресурсов были недостаточными, а колонии в других частях света не приносили желаемый объём, многие колониальные предприятия, сподвигаемые капиталистами ускоренными темпами начали освоение и геологическую разведку территории Африки. Наиболее активно это проявилось в Либерии, где под защитой государства расцвела добыча полезных ресурсов.

Вскоре, в надежде на быстрое обогащение, к частным компаниям присоединились такие европейские державы как — Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Португалия.

Раздел Арабского халифата

Созданный после Восточной войны, в 1854 году, Арабский халифат в течение десяти лет удерживал территории Туниса, Ливии, Египта и Ближнего Востока в своих руках.

Смерть великого Мухаммеда Али-паши приблизила развал его империи, так как власть оказалась у его внука, реакционера и консерватора, Аббаса I Хильми. Политика изоляции и реакционизма ускорило отставание государство и ставило в экономическую зависимость от европейских держав. Власть Аббаса I уже не была столь абсолютной, сколь обладал его дед.

Последующий переход к власти четвёртого сына Мухаммеда Али, несколько улучшил ситуацию. Новый правитель, Мухаммед Саид, боролся с установившейся властью европейских монополий и способствовал отмене рабства, он смог сплотить вокруг себя египетские элиты и во всю способствовал французам в строительстве канала между средиземным и красным морями. Тем не менее, крестьянское восстание вспыхнувшее в Ираке в 1861 году, очень быстро переросло в настоящую проблему, так как вместе с крестьянами восстали различные группировки, которые быстро захватили власть в отдалённых регионах. Очень быстро начавшееся восстание переросло в настоящее бедствие.

Ещё больше масла в огонь подлила Турецкая армия, которая пересекла границу и устремилась в Багдад. Деморализованные солдаты стали переходить на сторону восставших, а турецкие войска продолжали победный марш. Внезапная смерть Муххамеда Саида в марте 1862 года окончательно дестабилизировало ситуацию в регионе.

В июне Итальянское королевство заявляет о своих претензиях на владения халифата. И в течение 1862 и 1863 годов подчиняет себе Тунис, Ливию и Киренаику. Тогда же Французская империя вводит в войска в Египет и Суэц, чтобы защитить канал. Временный правитель Египта соглашается на неравный договор с Францией, фактически попадая в зависимость от неё. Оставшиеся территория халифата в последствие отходит Турецкому султану.

Парижская конференция

Раздел Африки

Карта Африки к 1902 году

К моменту открытия конференции (ноябрь 1882 года) в Африки полным ходом шло освоение новых земель научными исследователями и военными отрядами.

Конференция была инициирована Португалией, которая рассчитывала договорится о разделе Южной части Африки таким образом, чтобы реализовать «Розовую карту», которая предполагала объединение португальских владений в Анголе и Мозамбике в единую колонию.

Между тем, не менее важными вопросами оказались споры о разделе центральной Африки между Германским Союзом и Британской Империей.

Наиболее важным документом принятым в ходе конференции стал Генеральный акт, который не только признал законность состоявшихся колониальных захватов, но и впервые письменно закрепил обязанности держав, налагаемые на них наличием сфер влияния. В частности, провозглашался принцип эффективной оккупации, призывавший страны добывать сырьё в своих колониях и пускать его в оборот, а при неспособности самостоятельно осваивать богатства колонии — допускать к хозяйствованию на её территории другие державы и их картели.